конфуций. Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао
Скачать 14.64 Kb.
|
Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552–479 гг. до н. э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей. Государство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму. Он говорил, что «Правитель в столице страны как сердце в теле человека». Конфуций считал, что государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи должны добросовестно заботиться о низах, а низы должны честно служить верхам». Тогда образуется «моральное согласие».Правильное управление государством – это основа благосостояния народа. Он считал, что во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые лучшие правители – это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким». Искусство управления заключается в «исправлении имен», то есть в том, чтобы каждого поставить на должность, на которой он способен приносить наибольшую пользу государству. Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао: 1. Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю. 2. Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы. 3. Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества. 4. Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества. Конфуций исходил из того, что идеальное общество должно состоять из идеальных граждан, поэтому он отстаивал необходимость совершенствования самого человека. Людей он не идеализировал, разделяя их на три группы: "благородных" (цзюнь цзы), "обычных" (чжун жень) и "ничтожеств" (сяо жень). В основу этой классификации Конфуций положил не социальное происхождение, а морально-этический критерий. Он, таким образом, не приписывал "благородство" социальной элите, а "ничтожество" - низам общества.(Первыми признаками "благородства" философ считал справедливость, скромность, вежливость, уважительное отношение к родителям и старшим по возрасту, доброту, искренность, взвешенность в поступках, преданность своему делу и другие моральные добродетели. Основное отличие между "благородным" и "ничтожеством" Конфуций усматривал в том, что первый живет для других, а второй - в свое удовольствие. "Благородный" руководствуется принципом "не делай другим того, чего не хочешь для себя"Призвание "благородного" - оберегать нормы морали в обществе, а "ничтожества" - создавать материальные блага, кормить и одевать себя и других. По мнению Конфуция, "благородными" люди не рождаются, а воспитываются. А чтобы "облагородить людей", необходимо чтобы каждый гражданин неукоснительно исполнял "ритуал" (ли), то есть придерживался древних народных традиций, сложившихся норм обычного права. Лишь когда общепризнанные нормы поведения станут способом жизни каждого, удастся органично соединить общество с государством, ведь если все будут руководствоваться одинаковыми морально-этическими нормами, то у подчиненных и чиновников будут общие ценности |