Добро и зло в нравственной жизни. Этические категории Старчкова. Добро и зло в нравственной жизни. Категории этики. План
Скачать 43.5 Kb.
|
Добро и зло в нравственной жизни. Категории этики. План Добро и зло в нравственной жизни. Основные категории этики. Практико-ориентированные задания: Изучить Интернет-ресурсы, составить перечень статей, посвященных проблемам морального выбора и оценки поступков. https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2012/03/Moralnyj-vybor-lichnosti-alt.-i-resh.-1.pdf https://studfile.net/preview/4028187/ https://www.socionauki.ru/journal/articles/436352/ https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-vybor-problemy-svobody-i-moralnoy-otvetstvennosti-grazhdanina https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-postupok-i-moralnoe-deystvie-kriterii-otsenki Определить спектр актуальных проблем в области нравственного содержания справедливости в современном обществе. Общество, основанное на неравенстве. Социальная пассивность Отсутствие терпимости к другим людям и их мышлению Отсутствие представления о высших ценностях и идеалах Подготовить рейтинговый список публикаций по теме: «Долг и ответственность». Выделить основания для анализа публикаций. Обосновать составленный список. Охарактеризовать сущность понятий «честь» и «достоинство». Честь- это социально-этическое чувство честности, моральной чистоты, включающихся в общественные отношения в различных странах, принадлежащих к неоднородным слоям общества, семьям, профессиональным союзам, общественным организациям, разнообразным государственным структурам. Существует честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны, переживающего ее беды и страдания как свои собственные; честь офицера, для которого незапятнанная честь мундира превыше всего; честь женщины- символ ее чистоты и невинности; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами. Достоинство человека- это один из духовных стержней личности. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков. Для него характерно отстаивание интересов истины, добра, красоты, своего общества и государства, гордиться духовной культурой своего народа, не позволять манипулировать собой, четко придерживаться конструктивной жизненной стратегии. Предложить схему обзорного выступления на основе электронной презентации «Высшие жизненные ценности». Что такое жизненные ценности 12 жизненных ценностей 1. Дело. 2. Семья. 3. Деньги. 4. Дом. 5. Любовь. 6. Дети. 7. Гармония. 8. Здоровье. 9. Сила. 10.Вдохновение. 11.Радость. 12.Счастье. Уровень ценностей Дело, семья, деньги, дом – земные ценности. Любовь, дети, гармония, здоровье – небесные ценности. Сила, вдохновение, радость, счастье - космические ценности. Ложные жизненные ценности Эгоизм Как уже отмечалось, эгоизм (от лат. ego — Я) — это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, игнорируя интересы других людей или общий интерес, а то и нарушая их. Эгоизму противостоит альтруизм, такая нравственная позиция или принцип, в соответствии с которыми каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека (ближнего) и общее благо. Ценностно-императивный смысл противоположности двух позиций понятен: альтруизм и эгоизм противостоят друг другу как добро и зло, добродетель и порок. Однако в то время как зло и порок отвергаются нравственным сознанием однозначно, эгоизм не всегда воспринимается как радикально негативное явление. Моральное сознание как будто бы иногда готово отнестись к нему «с пониманием». Неправильно было бы усматривать в этом непоследовательность или компромиссность морального сознания. Скорее, надо постараться увидеть в такой «терпимости» проблему более широкую — не только нравственную, но и социальную. «Эгоизмом» нередко называют себялюбие, т. е. естественное чувство самосохранения и благоволения к самому себе. Между тем себялюбие не обязательно предполагает ущемление чужих интересов. «Эгоизмом» также называют самомнение, или самодовольство, при котором благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счет других. Но если взять эгоизм в этом втором значении, как самодовольство, под эгоизм могут быть обоснованно подведены и такая позиция, которая выражается словами: «все должны служить моим интересам», и другая, которая выражается словами: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне не выгодно», и наконец, третья, которая выражается словами: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится». Оставим последнюю формулу. Первые две очевидно противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу и заповеди любви. С точки зрения золотого правила, в них, несомненно, нарушены принципы равенства и взаимности. С точки зрения заповеди любви, они допускают использование индивидом других людей в качестве средства в достижении собственных целей. С более общей этической точки зрения, обе формулы противоречат критерию универсальности нравственных требований и универсализуемости нравственных решений и суждений. Такое отношение к себе как к безусловной ценности при отношении к другим исключительно как к средству для достижения собственных целей представляет собой крайний эгоизм и точнее называется эгоцентризмом. В таком своем выражении эгоизм усугубляет обособленность и отчужденность человека от других людей, а в той мере, в какой жадность и корысть ненасытны, — и от себя самого. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определенной модификации: «всем позволительно преследовать собственные интересы, если они не нарушают интересы других». Собственно говоря, она вполне вписывается в нравственную норму «Не вреди». Нравственная узость этой нормы становится в особенности очевидной, если сопоставить ее с принципом альтруизма, как он сформулирован О. Контом: «Живи для других», или — на более строгом языке морали: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу». Однако эти принципы отнюдь не перечеркивают скромное «Не вреди». Более того, она сохраняет особый статус внутри морали, поскольку некоторыми моралистами высказывалась точка зрения, согласно которой допускаются некоторые исключения из требования содействовать общественной пользе, в соответствии с которыми человек, ориентируясь на счастье большего числа людей, вправе причинить некоторый вред небольшому числу людей. Чтобы предотвратить эти допущения, необходима разработка таких нравственных кодексов, которые однозначно бы устанавливали превалирование правила «Не вреди» над правилом «Помогай ближним». В третьей, надо сказать в наиболее мягкой, своей версии эгоизм оказывается приемлемым для универсалистски ориентированного нравственного сознания. Но в такой своей форме эгоизм и не представляет проблемы. Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда индивид решается на удовлетворение личного интереса в ущерб интересу другого человека (других людей) и стремится к этому. |