Главная страница
Навигация по странице:

  • Санкт-Петербургский государственный университет Факультет: История Специальность: Историк ДокладАрхитектура древней Руси

  • Хакимова Хилола Куронбой кизи Студент I курса Санкт-Петербург 2020 Приветствие Введение

  • Особенности архитектуры Древней Руси Список используемых литератур

  • 1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955. 2.Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 3.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

  • 4.Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. 5.Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007.

  • доклад. Архитектура Древней Руси. Х.Хилола. Доклад Архитектура древней Руси Работу Хакимова Хилола Куронбой кизи Студент i курса


    Скачать 20.88 Kb.
    НазваниеДоклад Архитектура древней Руси Работу Хакимова Хилола Куронбой кизи Студент i курса
    Анкордоклад
    Дата19.06.2021
    Размер20.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектура Древней Руси. Х.Хилола.docx
    ТипДоклад
    #219154

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Санкт-Петербургский государственный университет

    Факультет: История

    Специальность: Историк

    Доклад

    Архитектура древней Руси

    Работу выполнила: Хакимова Хилола Куронбой кизи

    Студент I курса

    Санкт-Петербург 2020

    • Приветствие

    • Введение

    • Архитектура Древнерусского государства

    • Русская изба

    • Особенности ранней церковной архитектуры древней Руси

    • Основные памятники

    • Особенности архитектуры Древней Руси

    • Список используемых литератур


    Тема моего доклада оказалось очень интересной и достаточна обширной. В поиске информаций я прямо наслаждалась чтением литератур и электронных ресурсов. И думаю, что до вас доведу эти информации в красивом и интересном виде. По истории Архитектуры Древней Руси работали и вложили большой вклад многие историки и ученые как Рыбаков Б.А, Аллатов М.В и многие другие

    С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. X - нач. XI вв., что было связано с Крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг.). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храмe Киевской Руси - соборе Св. Софии в Киеве. София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси.

    До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились. Следовательно, полноценно изучать историю  русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

    Русская изба - Русский жилой дом средних и бедных слоев населения. В конструктивном отношении древнерусская изба представляет собой деревянный сруб или два связанных друг с другом в горизонтальном направлении сруба, завершенных двускатной (или реже — четырехскатной) крышей с тесовым покрытием. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Венцы накладываются друг на друга, образуя сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами — восьмерика.

    Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

    Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность. Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками. Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

    Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии. Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

    1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955.

    2.Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

    3.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

    4.Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.

    5.Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007.


    написать администратору сайта