Главная страница
Навигация по странице:

  • Экономическая мысль древнего востока

  • древний мир. Доклад древний мир. Доклад экономическая мысль древнего востока студент 313 гр лечебного факультета Михайлов А. В


    Скачать 23.07 Kb.
    НазваниеДоклад экономическая мысль древнего востока студент 313 гр лечебного факультета Михайлов А. В
    Анкордревний мир
    Дата23.02.2022
    Размер23.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад древний мир.docx
    ТипДоклад
    #371099

    ГБОУ ВО ОРГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

    КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

    ДОКЛАД

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    Выполнил:

    студент 313 гр.

    лечебного факультета

    Михайлов А. В.

    Проверил:

    доц., к.ист.н. Г.В.Савицкий

    Оренбург, 2022

    Введение

    Мы живем в быстро меняющемся мире. Люди постоянно меняют места работы, появляются новые товары и услуги, цены в магазинах растут, стремительно меняются потребности человека, усложняется процесс производства – все это изучается определенной наукой – экономическая теория. И чтобы понять её, как и любую другую науку нам следует изучить ее историю.

    Экономическая теория – одна из древнейших наук. И хотя научный облик она получила в Древнем Риме и Греции, сама дисциплина начала формироваться вместе с человеческим обществом, цивилизацией. Рассуждения на экономические темы мы встречаем в трактатах, законах, посланиях правителей и мыслителей древности: Древнего Египта, Междуречья, Древнего Китая и Индии. В целом для этого периода характерен процесс первичного накопления экономических знаний, и изучив его, мы получим контекст нужный для понятия дальнейшего развития экономической теории.

    Цель – изучить экономическую мысль государств древнего востока

    Задачи:

    1. Найти и изучить информацию, связанную с экономикой государств Древнего Востока.

    2. Изложить данную информацию в удобном для понимания формате


    Предпосылки возникновения экономической теории


    Техническая вооруженность первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла «железная революция»: появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна. За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготавливать ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. Для этого нужно появление торговых отношений и правил их регулирующие, а это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.

    Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Создав оросительные системы, можно было получить прибавочный продукт. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

    Экономическая мысль древнего востока

    Особенности государств Древнего Востока были следующие:

    1. рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;

    2. земля находилась не в частной, а в государственной или в государственно-общинной собственности;

    3. государства на Востоке постепенно приобретали форму «восточной деспотии», т.е. наблюдалось полное бесправие жителей перед лицом государства.

    Из дошедших до нас письменных источников самым ранним считают «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару», где речь идет о правилах государственного управления и хозяйствования (Древний Египет XXII в.до н.э.). Еще одним из ранних источников является «Речение Ипусера» (Древний Египет XVIII в.до н.э.), в котором описан социальный переворот, разрушение  централизованной системы управления и последствия этого. Причины такого переворота – обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.

    Наиболее известным памятником экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие товарно-денежных отношений в Месопотамии сопровождалось резким сокращением налоговых поступлений в казну и, следовательно, ослаблением государственных структур. Кодекс был направлен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы. В кодексе отражены защита прав собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества. Кроме того, предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля за экономической деятельностью населения. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Попытки увести чужого раба, который приравнивался к имуществу, также сурово карались, вплоть до смертной казни. Была снижена тяжесть кабалы и рабства за долги. Граждане теперь не лишались своих земельных наделов за долги, отдавая в рабство свою жену, сына или дочь. Закон гарантировал отцу семейства, что по истечении 3-х лет члена его семьи освободят и аннулируют долг. Масштабы ростовщичества были упорядочены – верхняя граница ссудного процента была установлена 20%.

    Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли являлся Конфуций  (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.). В его работах обоснована необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати. Конфуций считал, что труд приумножает богатство народа и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. «Образованный правитель – отец народа, гарант правильного действия и более равномерного распределения богатства». Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая. 

    В IV – III вв. до н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного трактата «Гуань-цзы». В нем богатством признаются все материальные блага. С одной стороны, золоту отводится роль денег, а с другой стороны, золото провозглашается товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства. Проводится мысль о необходимости стабильного развития экономики: «Только там в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Для регулирования экономики авторы рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты землевладельцам.

    Древнеиндийскую экономическую мысль IV – III вв. до н.э. представляет трактат «Артхашастра» (артха – польза, доход; шастра – наука). Автором считается Каутилья – советник царя Чандрагупты. Трактат посвящен материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов. В нем выделена роль государя в выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается естественным явлением для накопления богатства и достижения общественной пользы. Государственное богатство складывается из результатов труда населения, поэтому в вознаграждение ему оно должно расходоваться на нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами. Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества.

    Заключение


    Экономическая мысль государств Древнего Востока тесно связана с периодом рабовладения, зародившегося в IV тысячелетии до н.э. В недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развивались товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Восточному рабству присуще масштабное участие государства в хозяйственной жизни: контроль над ирригационной системой и регламентация ростовщичества, долговой кабалы, торговых сделок и прочих правовых мер.

    Общая черта экономической мысли Древнего востока состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики торгово-ростовщические операции, нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.

    Литературные источники


    1. Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m172/

    2. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 382 с.

    3. Экономическая теория (курс лекций для студентов медицинских вузов: учебное пособие). – Оренбург, 2006. – 95 с.


    написать администратору сайта