Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение Глава I . Теоретические основы этно-экологического образования и воспитания.

  • Глава II . Приемы и методы этно-экологического воспитания.

  • Заключение Список литературы Приложения Введение

  • Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания 1.1 Основы этно-экологического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях

  • Цель экологического образования

  • Глава 2. Приёмы и методы экологического воспитания 2.1. Экологическое обучение и воспитание на уроках биологии

  • Основная программа биологического образования

  • 2.2. Экологическое воспитание во внеурочное время

  • Реализация дополнительной образовательной

  • Практическая деятельность

  • Исследовательская работа.

  • Участие в районных мероприятиях.

  • Доклад Этноэкологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время


    Скачать 46.88 Kb.
    НазваниеДоклад Этноэкологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время
    Дата18.04.2023
    Размер46.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаetno-ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_na_urokah_biologii_.docx
    ТипДоклад
    #1072322

    Министерство образования и науки РБ

    Селенгинское РУО

    ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат

    среднего (полного) общего образования»
    Районная научно-практическая конференция

    «Развитие педагогического потенциала

    как фактор обновления качества образования"

    Доклад

    «Этно-экологическое воспитание на уроках

    биологии и во внеурочное время»
    Выполнила: Дугаржапова Туяна Дашицыреновна

    учитель биологии 1К


    с. Новоселенгинск - 2010
    Содержание
    Введение

    Глава I. Теоретические основы этно-экологического образования и воспитания.

      1. Основы формирования этно-экологического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях.

    Глава II. Приемы и методы этно-экологического воспитания.

    2.1. Этно-экологическое обучение и воспитание на уроках биологии.

    2.2. Этно-экологическое воспитание во внеурочное время.

    Заключение

    Список литературы

    Приложения

    Введение

    Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное здоровье людей. Одна из причин такого положения - забытые традиции народа, неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

    «В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.

    Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

    Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Конструктивным принципом при осуществлении обучения и воспитания является этно-экологическое воспитание, то есть воспитание учащихся традициями своих родителей, прародителей, предков, обычаями родного народа. Ведь мир народной культуры открывает детям нравственные ценности бурятского народа: трудолюбие, милосердие, толерантность, любовь к природе и родной земле. Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.

    Целью данной работы является определение основ этно-экологического образования и воспитания, анализ и обобщение многообразия форм и методов, используемых в практической деятельности.

    В условиях современной ситуации важна экологизация системы образования и воспитания. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

    Включение ценностей и традиций бурятской культуры в процесс обучения и воспитания школьников дает возможность решить следующие цели и задачи:

    • формирование этно-экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;

    • формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

    • воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;

    • овладение целевым анализом экологических ситуаций;

    • создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

    • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа;

    • овладение основами этно-экологической педагогики и психологии, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков.

    С целью реализации данных задач используется краеведческий материал, метод проектов, исследовательский подход, ИКТ, такие формы уроков и внеклассных мероприятий, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки - КВН, интегрированные уроки, защита творческих проектов, экологические театрализованные представления, экологические праздники, утренники, народные игры, игры-аукционы.

    Обобщение материала области этно-экологического воспитания учащихся на уроках биологии и во внеурочное время ставит перед собой следующие задачи:

    • Рассмотреть теоретические аспекты этно-экологического воспитания, исходя из его целей, методов, технологий;

    • Проанализировать практический опыт по этно-экологическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время;

    • Дать конкретное описание технологий этно-экологического обучения и воспитания;

    Можно выделить пять аспектов этно-экологического обучения и воспитания:

    • Аксиологический – обращение учащихся к высшим ценностям народной культуры;

    • Гносеологический – включение учащихся в процесс познания ценностей народной культуры;

    • Когнитивный – познание через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;

    • Ориентационный – выявление главного в этно-экологической ориентации ребенка, его отношение к природе, миру, людям и самому себе;

    • Результативный - механизм становления человеческого «Я».

    Итак, главная цель этно-экологического воспитания заключается во включении учащихся в процесс осознания и переживания ценностей народной культуры в качестве потребностей личности ребенка, субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе лучших традиций русской культуры, экологических фактов. Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания:

    • Целенаправленность;

    • Процесс взаимоотношения педагога и ученика;

    • Создание воспитательной среды;

    • Содержание воспитания;

    • Творческий характер воспитания;

    Создается механизм, в котором уроки и внеклассные мероприятия становятся источником этно-экологического воспитания. Для достижения этой цели используются три канала в рамках существующей образовательной системы:

    • Через самого педагога;

    • Через историко-краеведческий материал родного края;

    • Через форму подачи материала.

    • В широком смысле надо стремиться к включению всех этих каналов на уроке. В узком смысле моя задача сводится к пробуждению в учениках желания самосовершенствоваться, что особенно ярко проявляется в их отношениях.



    Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания

    1.1 Основы этно-экологического образования и воспитания

    в общеобразовательных учреждениях
    Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

    Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. На ребенка в процессе формировании личности влияют:

    • Природа и родной язык;

    • Общение в семье, в школе, окружающая среда;

    • Его деятельность;

    • Средства массовой информации, искусство, литература;

    • Образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

    В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.

    • Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии.

    • Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка.

    • Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

    В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

    Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

    • Иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д

    • Знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис и другие;

    • Знать природу своего родного края, а именно:

    • Местные природные условия

    • Природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

    • Местные, охраняемые природные объекты;

    • Животных местной фауны;

    • Местных птиц;

    • Видов рыб местных водоемов;

    • Лекарственные растения местной флоры;

    • Памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

    Экологически культурная личность обладает экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.

    Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

    Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

    Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренне более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

    Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

    Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

    Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

    В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура.

    Известно, что этно-экологическое воспитание является одним из главных направлений и в становлении социальной личности ребенка. Существуют пять принципов воспитания, определены условия их реализации и названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами:

    • Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

    • Принцип социальной адекватности воспитания предполагает формирование у детей готовности к реализации социальных задач.

    • Принцип индивидуализации воспитания учащихся предусматривает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности.

    • Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, требующие волевых усилий для негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, выработки социального иммунитета.

    • Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении отношений, которые способствовали бы становлению социальной личности школьника.

    У всех народов много обычаев и традиций, природоохранного направления, вся духовная культура бурятского народа направлена на почитание и уважительное отношение к природе. Родной земле. Этно-экологическое воспитание является педагогическим компонентом становления социальной личности, ее нравственной стороны. Социальная личность - это нравственно воспитанная личность, включающая в себя единство нравственных знаний, чувств, поведения, в котором выражена система отношений человека к человеку, семье, окружающему миру. В становлении социальной личности школьника особое значение имеет непрерывное накопление знаний о нравственности, потому что его жизненный опыт невелик. Накопление знаний о положительных качествах личности и адекватном поведении составляют основу для выработки убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания – с чувствами и волей. При формировании нравственных убеждений учащихся, я опираюсь на уже сложившийся жизненный опыт школьников, и на опыт, который появляется у учащихся в процессе разнообразной деятельности. Чем богаче жизненный опыт учащихся, тем глубже, полнее усваиваются понятия нравственного воспитания. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания - вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины, деятельность с выполнением социальных ролей.

    Несомненно, что преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (например, приспособленность живых организмов к среде обитания), поскольку они отвечают интересам ребенка. Неоценимую помощь в этом процессе оказывает обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой. Ведь истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре. В сокровищницу народной мудрости входят загадки, поговорки, сказки – древнейшие жанры фольклора.

    Народные традиции предоставляют возможность работать творчески и инициативно - говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры, проявляющей себя в формах художественного прикладного творчества, в песнях, играх, хороводах. Добиться целенаправленного использования народных традиций в образовании позволяет проведение народных праздников. Каждый народный праздник является событием, разграничивающим природные процессы и маркирующим точки переходов природы и человека из одного состояния в другое. Основная задача праздника – та же, что и основная образовательная задача: формировать человека как активного творца собственной жизни, жизни природы и социума. Возрождение духовности, повышению интереса у детей к традициям своего края, познанию обрядовых праздников способствуют такие школьные праздники как «Сагаалган», школьные проекты «Урда сагай эрхим бутээл», «hэеы гэр» (Юрта), «Игры бурят», «Табан хушуун мал», «Один день кочевника».

    Результатом педагогической деятельности в области этно-экологического воспитания учащихся являются детские творческие работы: стихи, сказки сочинения, рисунки.


    Глава 2. Приёмы и методы экологического воспитания

    2.1. Экологическое обучение и воспитание на уроках биологии

    С целью определения экологической культуры учащихся мною было проведено анкетирование, которое показало, что 58% опрошенных считает себя экологически воспитанными людьми, большая половина ребят определяет экологию, как науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Наиболее эффективными методами воспитания экологической культуры считают исследование в природе – 61%, экскурсии – 59%, беседы - 43%, уроки – 39% праздники и другие массовые мероприятия - 16%.

    Таким образом, чтобы удовлетворить запросы всех учащихся, экологическому воспитанию уделяется внимание и на уроках и во внеурочной деятельности.

    Я веду уроки биологии в 6 - 11 - х классах. Основная программа биологического образования сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия (Сонин Н.И.). Но многие уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введены лабораторные и практические работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Проводятся «уроки под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Но данная форма занятий слишком привязана к сезонам года и погодным условиям. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, компетентностно-ориентированного образования,в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Применение активных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 6 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся, несмотря на младший возраст, с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике. При изучении темы «Взаимоотношения организмов и среды» проводится экскурсия по изучению местной флоры и фауны, которую можно провести даже заранее, в зависимости от погодных условий, а позже вернуться к обсуждению ее результатов. Как правило, ребята по этой теме чаще всего берут задания на лето, творчески подходят к оформлению. Эффективно используются ИКТ, которые, позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение строения живых организмов растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Такие темы как: «Природные сообщества», «Влияние деятельности человека на органический мир» и т.д. проводятся в виде экскурсий. Лейтмотив многих занятий – «наша жизнь зависит от растений нашей планеты, и если ты в данный момент, ни чем не можешь помочь лесам Амазонии, то растениям соседнего леса, луга, парка – ты помочь можешь».

    Проведение уроков в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Работа в группах осуществляется с опорой на учащихся, которые активизируют познавательную деятельность в команде. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Краеведческий компонент присутствует на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».

    В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.

    При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».

    На уроках экологии в 10-11х классах, я одной из задач вижу, необходимость объяснить старшеклассникам, что экология – это наука, которую нужно изучать, наука со своими законами и следствиями правилами и исключениями. С одной стороны человек – это биологический вид, который подчиняется этим законам, с другой – вид социальный, способный создавать и следовать своим социальным законам. Важно убедиться, что лишь с учетом этих двух сторон, возможно дальнейшее развитие человека, как вида. На уроках мы рассматривали различные ситуации, когда ребята становились руководителями предприятий, собственниками земли, работниками лесного хозяйства, и приходили к выводу, что лишь рациональное использование природных ресурсов с учетом законов развития природы, позволяет человеку достичь благосостояния для себя и своих потомков.

    При подготовке к урокам ребятам предлагается сделать сообщения по теме, написать реферат: «Особо охраняемые природные территории», «Заповедники Бурятии», «Красная книга природы», «Черная книга природы», «Историческое развитие человека»– вот лишь некоторые темы, которые учащиеся раскрывали на уроках.

    2.2. Экологическое воспитание во внеурочное время

    Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то внеурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями.

    Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в комплексе с основной программой биологического образования в течение последних 3 лет. Осуществляется данный вид деятельности на основе образовательной программы биолого-экологического кружка «Экос», рассчитанной на 5-летний цикл. Помимо углубленной общетеоретической подготовки (первые 2 года реализации), основное место в данной программе отводится реализации различных индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера. Так учащимися были выполнены крупные групповые краеведческие проекты: «Лекарственные растения с. Новоселенгинск», «Кормовые растения окрестностей с. Новоселенгинск», «Комнатные растения школы-интернат», «Монгольская ящурка», «Невидимые санитары Байкала», «Красная книга Селенгинского района», природоохранные социально-экологические проекты «Если не мы!».

    Отдельные блоки отводятся на реализацию социально-экологических проектов, таких как: благоустройство и озеленение территории школы, очищение берега р. Селенги от мусора, уборка близлежащей к школе территории.

    В рамках программы проводятся научно-исследовательские работы в области экологической безопасности и охраны природы, изучение природы родного края, наиболее интересных представителей местной флоры и фауны, природных биогеоценозов. Отраден тот факт, что некоторые мероприятия проводятся в полевых условиях и посвящены изучению и исследованию природы родного края

    Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия. Усилить положительный результат позволит создание атмосферы праздника (музыка, воздушные шары, праздничная одежда), предпочитаемой учениками обычной учебной.

    Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах.

    Экологическому воспитанию способствует выступление экологических агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. При подготовке выступлений, ребята сами подбирали материал, сочиняли и рисовали знаки. Участие в школьных праздниках «День Земли», «День Здоровья», «Земля у нас только одна» «Марш парков» требовало от ребят проявления познавательной активности, творческих способностей. На сегодняшний день, активно осуществляется проведение биологических и экологических мероприятий. Традиционными стали такие мероприятия как: неделя экологии, «День Птиц», «Экологическая тропа», краеведческая викторина «Юные краеведы», экологический конкурс газет, плакатов, рисунков, сочинений - эссе. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся среднего звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, плакат в защиту редких и исчезающих животных и растений, создавая презентацию о красоте и богатстве Байкала, природе Бурятии, Селенгинского района, создавая листовку защиту «Осторожно, первоцвет», «От пала все пропало».

    Практическая деятельность

    Практические природоохранные мероприятия позволяют учащимся осознать свою причастность пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу. Не все учащиеся с одинаковым энтузиазмом относятся предложениям почистить берега озера от мусора, посадить цветы или построить скворечники. Но всегда встречаются ребята готовые поддержать инициативу помочь природе. Успех такой работы зависит от заинтересованности в результатах своей деятельности, поэтому обязательно перед работой нужно эмоционально настроить ребят, и в заключении нужно показать, объяснить им, какую огромную помощь они оказали природе и самим себе. Учащиеся нашей школы проводят уборку территории школы, собирают мусор на берегах реки Селенги, сажают и ухаживают за цветами, мастерят и развешивают скворечники для птиц.

    В настоящее время издано немало интересных и заслуживающих внимания учебников и учебных пособий по экологии, методических разработок праздников и мероприятий, но никакие пособия не заменят общения с природой. Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он во дворе после уроков, занимается спортом, проводит время на водоёме, собирает грибы и ягоды, отправился в поход и т.п., именно здесь он приобретает навыки общения с окружающим миром и его обитателями, учится бережному (или не бережному) отношению ко всему живому. Экскурсия в природу с заданиями и играми помогают ознакомлению с многообразием окружающего мира.

    Экскурсия в природу мною проводились, как в учебное время, так и во время каникул. На экскурсиях применяю игровые моменты, наблюдения, любование красотой. Каждая такая прогулка или экскурсия несет не только учебную нагрузку, но обязательно воспитательную, т.к. своим поведением, своим отношением к природе, я тоже стараюсь учить ребят, ведь чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней ученики. Я стараюсь научить ребят воспринимать природу такой, какая она есть, чтобы они умели, прежде всего, радоваться её красоте, её богатству, чтобы их восхищало многообразие и обилие, пытаюсь формировать чувство рачительного добросовестного хозяина.

    Исследовательская работа.

    Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности.

    Учащимися под руководством учителей проведены исследования по следующим темам:

    • «Экологическая обстановка в с. Новоселенгинск»

    • «Лекарственные растения окрестностей с. Новоселенгинск»

    • «Комнатные растения нашей школы»

    • Изучение видового состава птиц на территории Селенгинского района.

    • «Артериальное давление»

    • «Влияние антибиотиков на зародыш пшеницы»

    Выступление ребят с результатами своих работ, создает стимул для их личностного роста, творческого саморазвития. И не важно, что эти ребята не посвятят себя экологии в дальнейшем. Чтобы беречь и любить окружающий мир и его обитателей, совсем необязательно быть профессиональным экологом, вести большую исследовательскую работу, занимать места в экологической олимпиаде. Нужно лишь все видеть и ценить красоту и показать ее окружающим, уважать право других живых существ на жизнь и среду обитания, с уважением относиться к объектам природы и друг другу, и постараться сделать эти отношения нормой поведения со сверстниками, научиться самому и помочь другим видеть и ценить радость общения с природой.

    Участие в районных мероприятиях.

    И еще об одном виде деятельности хочется сказать, который оказывает огромное воспитательное значение. Это участие в районных мероприятиях, конкурсах, конференциях, семинарах, акциях.

    Участие в мероприятиях такого масштаба, помогают ребятам осознать свою сопричастность к большому делу охраны природы, почувствовать себя полноправным членом огромной армии защитников природы, а главное – понять свою значимость, что твои небольшие дела и дела твоих товарищей помогают решению общих крупных проблем.

    Заключение

    Для осуществления стоящих перед нашей школой задач по формированию ученика обладающего различными компетентностями, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

    Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

    Идея экологического воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Можно существенно продвинуться вперед, если каждый из нас – учитель, родитель, взял на себя ответственность, за то каким образом учим детей общаться с окружающим миром и его обитателями.
    Литература

    1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

    2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

    3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

    4. Дежникова Н.С. , Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков; Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.

    5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.


    написать администратору сайта