Реферат. Доклад История витража Технология Материалы
Скачать 108.5 Kb.
|
Витраж. История, технология, материалы – доклад 1. История витража 2. Технология 3. Материалы 4. Витраж в интерьере 5. Литература -1- Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннее христианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент .В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. Развитие витража определялось успехами стеклоделия. Требования к витражному стеклу изначально более строгие чем, например, к мозаичной смальте: Стекло должно быть относительно прозрачным. Стекло должно быть в виде сравнительно тонких листов. Можно предположить, что витраж был известен римлянам ещё в I в. до н.э. Плиний старший в своем труде Naturalis Historia сообщает при описании театра Эмилия Скавра построенного в 58 г. до н.э.: "В своё эдильство (эдил - чиновник магистрата города) Марк Скавр создал сооружение, величайшее из всех, которые когда-нибудь были созданы рукой человека. Это был театр… Нижняя часть сцены была из мрамора, средняя из стекла, такая роскошь была неслыханна даже после этого…". Книга ХХХVI, 114. Немного позже, в параграфе 184, Плиний упоминает, что мозаичные павименты (Павимент - наборный пол в основе которого лежат мозаичные живописные картины), перешли на своды из стекла. Отсюда можно заключить, что речь идёт о мозаике сводов из стекла (смальты). Но замечание Плиния о том, что "такая роскошь была неслыханной даже после этого" исключает мозаику из стекла, поскольку она появляется в Италии около начала I в. н.э. и Плинию известна. О покрытых стеклом сводах (vitro absconditur camera) упоминает как о современной роскоши и Сенека (Письма к Луцинию, 86, 6). Всё это позволяет предположить появление витража уже в первом веке до нашей эры. С большей долей уверенности можно говорить о витражах известных с первых столетий средневекового периода в окнах христианских храмов. По некоторым литературным источникам можно предположить, что это был набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, образовывающий рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись при помощи замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Так например епископ города Пуатье господин Фортунат живший в VI веке, в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Римский поэт Пруденций (IV-V вв.) посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лучом, усеянным яркими цветами. Прототипы средневекового витража обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуириот на северо-востоке Англии, датируются VII веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Свет, проходящий через цветное стекло сцен из Священного писания олицетворял свет исходящий с небес. Цветное стекло словно являлось переходом между реалиями земли и возвышенностью неба. С увеличением роли католической церкви и признание христианскими теологами витража, как архитектурной детали с метафизическим смыслом, последний - получает в Европе мощнейший толчок для своего развития. Возможно, старейшими из дошедших до нас фрагментов витража с полноценной росписью, является голова святого из Лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируется этот фрагмент второй половиной IX века. Хотя, часть исследователей, более ранним считают фрагмент витража из аббатства Вассенбург около Альзака на севере Франции. На фрагменте прозрачного стекла изображена голова Христа. Контур и затемнённые части прописаны плотной, непрозрачной, коричневой эмалью. Считается, что фрагмент был частично записан (подкрашен) в более позднее время. Голова Христа из аббатства Вассенбург. Диаметр около 25 см. Качественный скачок в технике витража наступает около Х столетия, когда появляется способ изготовления тонкого листового стекла, который позволяет получать фасонные куски значительного размера. Вырезанные фигурные кусочки листового стекла стали соединять свинцовым переплетом. Кроме того, шагом вперёд послужило разделение производителей стекла и мастеров-витражистов, что повысило качество продукции тех и других. Как писал в своем трактате XII века бенедиктинский монах Теофил, Пресвитер Гельмерсгаузенского монастыря, витражисты, прежде всего, переносили эскиз на деревянные панели тем же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и наконец окрашивали. Вплоть до начала XIV века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой "шварцлот". Затем появляется (известная испанским художникам), серебреная краска, представляющая собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. При обжиге она сплавлялась со стеклом, окрашивая его в желтый цвет. Как только окраска всех фрагментов стекла завершалась, их обжигали в печи. Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами фиксировалась на гладкой поверхности стекла. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками. Свинцовый переплет изготовляли, судя по описанию оставленному Теофилом, следующим образом. Сначала отливали в железных или деревянных формах свинцовые стерженьки, которые затем расплющивали в полоски. Этими полосками обертывали края заранее нарезанных и точно пригнанных одни к другому кусков стекла. После этого соприкасавшиеся свинцовые перемычки спаивались припоем - сплавом олова со свинцом. В качестве паяльника служил железный стержень особой формы. В XV веке техника была усовершенствована и перемычки стали отливать по шаблону в виде положенной на бок буквы "Н". Швы пропаивали сначала с одной стороны витража, а затем с другой для чего лист приходилось переворачивать. Фигурная вырезка кусков стекла производилась при помощи железного прута, контуры, предварительно нанесенному на стекло краской. Вместе прикосновения прута к стеклу возникали сквозные трещины, которые следовали за движущимся концом прута. Разрез получали неровный, так как главной трещины вправо и влево отходили маленькие ответвления характерные для витражей средних веков. Одним из наиболее ранних, дошедших до нас памятников этого рода - витраж с изображением пророков собора в Аугсбурге. Витраж из собора в Аугсбурге. Германия. Одно окно из четырёх. Витраж исполнен в ранней технике "прозрачной мозаики". Фронтально поставленные фигуры имеют застывшее статичное выражение. Детали обычно прорисовывались шварцлотом. Наносился контур, изображались лица, руки, складки на одежде. Теофил очень точно описывает способы передачи светотени в живописи на стекле: "Тени и свет на одеждах… ты можешь делать так же, как это практикуется в живописи, а именно следующим образом. Когда ты выше - упомянутой краской (шварцлотом) сделаешь линии на одеждах, распространи их кистью так, чтобы стекло в той части просвечивало, которою ты привык в живописи наводить свет. Пусть одна линия в одной части будет тяжелая, в другой - легкая, наконец, - еще нежнее, чередуясь нюансами с такой тонкостью, что они кажутся тремя нанесенными красками. Этот порядок ты должен соблюдать у бровей, вокруг глаз, носа и подбородка, вокруг юношеских лиц, обнаженных ног и рук и прочих обнаженных частей тела. Этот характер живописи основывается на богатстве меняющихся тонов". Как видно из книги Теофила, техника изготовления витражей уже в его время имела многолетний опыт и достигла большого совершенства. Она дала возможность использовать в витражах готических соборов выдающиеся декоративные свойства стекла. Обычно витраж готического храма представлял собой расположенные во всю вышину огромных окон вертикальные ряды медальонов различной формы: круглых, овальных, четырехугольных, Эти медальоны, в которых помещались изображения, обычно окаймлялись богатым орнаментальным узором из листьев, цветов, лент или геометрических фигур. Почти до середины XII века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного "растворения" стены: размеры окон неуклонно увеличивались. В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу свелась к каркасу для окон. Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце XII столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия). Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по- прежнему содержали только одну - две сцены или одну фигуру. Наиболее совершенным образцом "лучистого" стиля зрелой готики стала архитектура парижской часовни Сент-Шапель, строительство которой началось в 1239 году. Всё это здание пронизано многочисленными ажурными окнами: оконные проёмы целиком заполнили промежутки между несущими конструкциями. Иконографическая программа представленная в витражах включает несколько сотен сцен и охватывает всю историю мира от Сотворения вплоть до прибытия в Париж процессии со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрёл для Сент-Шапель Людовик IX. Бывшая часовня Сент-Шапель при королевском дворце. Париж. Верхняя капелла. Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Цвет стекол, применявшихся в витражах XI - XIII вв., были чрезвычайно разнообразны, что вполне соответствовало относительно высокому уровню техники стекловарения, достигнутому к тому времени стараниями византийских специалистов - мозаичистов. Чтобы получить хотя бы некоторое представление о богатстве палитры цветных стекол, применявшихся в это время для витражей, обратимся к свидетельству глубочайшего знатока витражного искусства французского архитектора XIX в. Виоле-ле Дюка. Он пишет о шести обычных цветах стекол: синем, желтом, красном, зеленом, пурпуровом, белом и двух редких - красновато - коричневом с золотистым отливом и темно-зеленом теплом. Каждый из этих цветом имел по три или четыре оттенка, а именно: синий - от чисто бирюзового до густого индиго; красный - от нежно оранжевого до красного густого, крапленого под яшму; зеленый - от светлого зелено-желтого до зеленого бутылочного. Разные оттенки в витражных стеклах имел излюбленный в то время пурпуровый цвет: пурпуровый светлый теплый; пурпуровый темный винного цвета; пурпуровый светлый неяркий (для тела). Бесцветное или белое стекло также имело несколько оттенков: желтоватый неяркий, зеленоватый, цвет морской воды, перламутровый. Дневной свет, проходя во внутренние помещения храмов через такие стекла, создавал поразительные красочные эффекты. Витражи аббатства Сен-Дени. Фрагмент. Витражи Шартрского собора. Фрагмент "Святой Евстафий". Северный боковой неф. Говоря о подобных витражах в своей "Истории искусств всех времен и народов", К. Верман восклицает: "В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол". На рисунке представлен прекрасно сохранившийся до наших дней один из витражей аббатства Сен-Дени во Франции работы XII в. В хронике монастыря говорится, что для росписей витражей этой церкви были приглашены художники из разных стран. Следует также обратить внимание на один из самых прославленных памятников живописи на стекле XIII в. - ансамбль витражей в окнах Шартрского собора во Франции. Эта коллекция почти полностью сохранилась до наших дней. Собор украшают три огромных круглых окна, называвшихся в готической архитектуре "розами", из которых каждое имеет в диаметре 12 м. Кроме того, имеет формы. Этот монументальный ансамбль витражей отличается необычайным красочным богатством. Не меньшей славой пользуются уцелевшие с XIII в. Витражи собора Парижской Богоматери. Это - три главные розы, две из которых имеют диаметр около 13 метров. Великолепный ажурный переплет этих окон искусно вырезан из камня. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIXв. Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора Парижской Богоматери с поэтическим описанием кругов рая в "Божественной комедии" Данте. Виктор Гюго в своем знаменитом романе "Собор Парижской Богоматери" посвящает этим окнам следующие строки: "Внутри собора было уже пусто и сумрачно, Боковые приделы заволокло тьмой… Лишь большая "роза" фасада, разноцветные стекла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный спектр на другой конец нефа". Франции, нужно сказать, принадлежит ведущая роль в развитии витражного искусства в Европе. К величайшему сожалению, до нас дошло не так много подлинных витражей старого времени и совсем не потому, что стекло представляет собой хрупкий материал, а части по другим причинам, в которых виновато не стекло, а люди. Например, известно, что духовное начальство, представлявшее собой администрацию собора Парижской Богоматери, в 1741 г. распорядилось выломать из всех окон драгоценные старинные витражи и заменить их обыкновенным листовым стеклом на том основании, чтобы в церкви стало светлее. Три большие розы, о которых говорилось выше, сохранились от варварского уничтожения только потому, что были расположены очень высоко и добираться до них ретивым невеждам было не так безопасно. На этом же основании и приблизительно в это же время была сознательно уничтожена часть витражей Реймского собора и монастыря Сен-Реми. Монах-бенедиктинец Шателен с горечью пишет по поводу одной из церквей: "С тем, чтобы придать этой большой базилике величественный и пышный вид, которого она до того не имела, монахи, не ограничиваясь тем, что за несколько лет до этого они заменили почти все цветные витражи в церковных окнах бесцветными стеклами, распорядились в 1755 г. выбелить церковь мелом сверху до низу для того, чтобы она казалась совсем новой". Витражи готических соборов, как мы уже видели, по содержанию представляют собой обычно религиозные картины, которые точно так же, как и мозаические росписи византийских храмов, должны были воздействовать на массы верующих, отрешая их от влияния внешнего мира и создавая особое, мистическое настроение. Вместе с тем нужно заметить, что в ряде наиболее значительных произведений готического монументального искусства в период его расцвета, когда возведение грандиозных общественных сооружений было делом всего города, его ремесленных цехов и широких масс население, находили свое место и реалистические сюжеты, отражавшие живую действительность. Поэтому в витражах многих общественных построек того времени, как, например в соборах Шартра, Бурже, Сомюра, Амьена, наряду с господствовавшей в них религиозной тематикой можно увидеть сцены труда и другие сюжеты, характеризующие деловую сторону жизни города. В них изображены сапожники за работой, каменщики, возводящие здания, архитекторы, вычерчивающие планы построек, мясники за убоем скота. Эти небольшие картины, обычно помещавшиеся в нижней части витража, крайне интересны тем, что они точно отображают повседневную жизнь средневекового города во всем ее многообразии. Обыкновенно эти росписи приносились в дар соборам от соответствующих ремесленных цехов. Итак, основными особенностями витражей XII - XIII вв. является декоративность и яркая красочность прозрачных стекол, обобщенность и лаконичность рисунка, графический прием изображения, носящего плоскостной характер, и тесная увязка с архитектурой. Живопись на стекле этой эпохи, несомненно, следует отнести к искусству больших форм, к искусству благородного монументального стиля. Витраж в РоссииНа Руси стекло производят более 1000 лет. Уже в X1-XIII вв. витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно, В 1634 г. в подмосковном Духанино возник первый стекольный завод, а М.В, Ломоносов содействовал открытию под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло. Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но всё же достаточно широко. По крайней мере, в обеих столицах ещё в XIX в. можно было встретить множество произведений витражного искусства. Они украшали как светские, так и церковные здания (и не только католические костёлы, но и многие православные храмы и монастыри). Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Панно из разноцветного стекла украшали интерьеры дворцов великих князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы "Астория", присутствовали в самых разных знаменитых местах - от аванзала Академии художеств до Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Витражи радовали глаз в Гатчине, Петергофе, Парголове, Царском Селе, в церкви Спаса-на-крови, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. Этим видом искусства занимались и художники Абрамцевского кружка (особенно известен витраж "Рыцарь" Михаила Врубеля). -2- Технология изготовления художественных витражей уходит в глубь веков. К XIII веку техника их изготовления окончательно оформилась в ряде европейских стран и практически без изменений сохранилась до наших дней. Согласно классической технологии изготовления витражей, по рисунку витража в натуральную величину вырезались стекла, которые соединялись между собой специальным свинцовым профилем. Отдельные куски так называемой свинцовой протяжки на стыках также спаивались между собой. Современные технологии сделали шаг вперед в технике изготовления художественных витражей, сделав декоративные качества художественных витражей еще более высокими, а тонкость и красоту игры цветного стекла - еще более красивой. Сегодня художественные витражи стали одним из наиболее оригинальных и интересных решений в оформлении помещений и дизайне. Технологии изготовления художественных витражей, создаваемых нашей компанией можно разделить на 4 группы: Художественные витражи по классическим технологиям (классические витражи). Технология изготовления классических витражей сохранилась с древних времен без изменений. Художник делает эскиз будущего витража, переносит его на картон в натуральную величину. Затем по шаблонам из разных цветов стекла нарезаются элементы рисунка. Когда все элементы витража подобраны и вырезаны (т.е. рисунок полностью собран из кусочков стекла) кусочки скрепляются между собой свинцовым Н-образным профилем разной толщины. Оправленные в металл стекла спаивают в местах стыка с обеих сторон витража. Затем изделие по периметру одевают в латунную боковую протяжку для прочности конструкции и (в большинстве случаев) обслуживают. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (патина может быть черной). Витражи в технике тиффани (витражи тиффани). В 19 веке американец Луис Комфорт Тиффани изобрел новый вид стекла и усовершенствовал способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой, а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но им объемные формы. Такая техника идеально подходит для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять по прихотливо изогнутым линиям (известные на весь мир абажуры для ламп фирмы Тиффани). Витражи тиффани универсальны, их можно использовать в любых местах и конструкциях. Витражи тиффани самые популярные в настоящее время витражи - заказчика привлекают тонкие и изящные линии пайки, сложная деталировка и визуальный эффект. Благодаря технике витражи тиффани возможно проектировать в потолочные полусферические формы и сложные несимметричные конструкции. Прочность конструкции витража в технике тиффани очень высокая и не уступает свинцово-паечным витражам. С помощью техники тиффани создают не только витражи, но и различные декоративные элементы и сувениры. Витражи в технике фьюзинг - это технология по спеканию цветного стекла. Детали рисунка вырезаются по шаблонам из стекол, а так же используют стеклянные гранулы, шихту и затем помещают в печь с температурой нагрева до 850°, где спекается в единое целое. В зависимости от особенностей технологии и желаемого результата, слои могут растрескиваться или нет, пятна смешиваются или же остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Так же возможно придать изделию желаемую фактуру, создать нужную толщину и рельеф. Витражи в технике мозаика Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum - букв. " посвящённое музам") - один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существуют два типа мозаики: составленные из малых кубиков смальты или камня (античная техника называется римской мозаикой) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская мозаика). В России в 18 веке технику смальтовой мозаики возродил М.В.Ломоносов. Огромные мозаичные картины, точно воспроизводящие живописные оригиналы, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были выполнены во 2-й пол.19 века способом "обратного набора". Стеклянная мозаика популярна и в наши дни. Объясняется это тем, что стеклянная мозаика имеет ряд неоспоримых достоинств - это износостойкий, жаропрочный морозостойкий непористый материал, что дает возможность использовать мозаику при оформлении бассейнов, саун, фасадов домов; можно облицовывать криволинейные поверхности; благодаря богатой цветовой гамме мозаичные панно позволяют создавать роскошные интерьеры. Смальта- это разновидность стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно облицовывать полы в помещениях с интенсивным движением. Все технические качества, присущие стеклянной мозаике, относятся и к смальте. Кубики смальты всегда имеют некую толщину, не только боковые стороны, но и лицевая поверхность может быть неровной. Это можно виртуозно обыграть при укладке рисунка. Мерцающий эффект смальтовой мозаики достигается именно за счёт грамотного распределения кубиков. Безусловно, укладывать смальту должен специалист. Витраж в технике мозаика может иметь любой стиль и любое цветовое решение. В качестве основы для панно из мозаики вы можете использовать сюжет. Размер сегментов художник определяет в зависимости от размера вашего пространства, художественного решения, стиля интерьера и других составляющих. Крупные сегменты используют при монументальных панно больших размеров с крупными элементами мозаики. Оно будет выглядеть словно картина, написанная широкими мазками. Уход и реставрация Классические витражи очень прочны и долговечны. Их, как фамильное серебро, передают по наследству. Учитывая, что это дорогие произведения искусства, подбирайте для витражей безопасные места. Как показывает практика, чаще страдают дверные композиции. Если они поцарапаются, треснут или разобьются, обратитесь к мастеру-витражисту. Царапины зашлифовывают, фрагменты поврежденного стекла заменяют новыми. Витражи не требуют какого-то особенного ухода. Ухаживайте за витражами, как за обычным стеклом: мойте по мере загрязнения специальными средствами и натирайте мягкой тряпочкой. Современные техники витража (имитация классического витража): Современное представление о витражах расширилось: теперь к ним относят не только произведения из цветных стекол, выполненные по сложной классической технологии, но и различные имитации, выполненные из высокопрочных материалов, повторяющих по расцветке и фактуре витражное стекло. Визуально современные технологии изготовления витражей полностью повторяют технологию сборки классических витражей (деление на замкнутые сегменты), что сохраняет декоративность и объем изображения. Срок службы современных витражей составляет не менее 15 лет. Специального ухода витражи не требуют. Ухаживать как за обычным стеклом – протирать мягкими тряпочками и средствами, не содержащими растворителей и щелочей. Современные витражи в интерьере применяются без ограничения места их установки. Это может быть ванная комната и кухня, двери и потолок. При этом у современных витражей есть и свои преимущества. Используемые в изготовлении витража материала укрепляют стекло-основу и делают его безопасным. При разбивании такое стекло не рассыпается на кусочки, а держится на материалах. Стоимость тоже очень привлекательна по сравнению с классическими витражами. Пленочный витраж по технологии компании Decra Lеd Технология изготовления витражей «Decra Led» - это высококачественная альтернатива натуральным витражам. Качество и внешний вид современных витражей не уступает классическим витражам. Это достигается за счет: аккуратных свинцовых протяжек; объёмности и блеска применяемых хрустальных элементов; возможности изготавливать радиусных витражи (гнутое стекло) и витражи большой площади на стекле любой толщины без дополнительных сложных конструкций; использования в любых климатических условиях. Огромная цветовая палитра материалов (пленки. свинцовые протяжки). При изготовление витражей используются английские сертифицированные материалы: · Основой для витража может служить прозрачное, тонированное, либо химически матированное непрозрачное стекло толщиной от 4 мм. По желанию заказчика, в целях безопасности, используем и закаленное стекло; · более 280 видов стеклянных фацетированных элементов-хрусталиков (бевели- искусственный хрусталь); · специальные цветные пленки 70 видов различной фактуры и УФ- фильтром против выгорания; · свинцовые протяжки шириной от 3 до 22 мм 7-ми цветов (натуральный, золото, латунь, графит, черный металлик, белый, платина). Лаковый полимерный витраж (контурный витраж). Эта технология изготовления витражей позволяет создавать рисунки любой сложности. Витраж изготавливается из полимерных акриловых лаков и контура. Все элементы рисунка для выполнения в этой технологии должны быть замкнутыми, так как не допускается смешение красок разных частей рисунка и плавных переходов цвета. Полимерный контур в данной технологии является имитацией свинцовой пайка классического витража. В качестве основы для изготовления витража может быть использовано любое стекло или зеркало. Максимальный размер витражного полотна 1500 х 2800 мм. Изготовление лакового витража происходи в 2 этапа: Этап 1. С помощью программно управляемого станка наносится суперпрочный объемный контур рисунка толщиной от 2-8 мм. Цвет контура может быть серебряный, медный, золотой, черный и прозрачный. Процесс полимеризации контура занимает 24 часа. Этап 2. После застывания контура, через 24 часа, мастер вручную осуществляет заливку внутриконтурного пространства цветными лаками. При этом лаки могут быть прозрачными и непрозрачными. Внешне застывший лак выглядит как эмаль. При изготовление витражей в лаковой технологии используются высококачественные материалы производства Англии. Они обладают высокой степенью устойчивости к агрессивному воздействию окружающей среды (солнце, мороз, дождь). Витражи моются мягкими тряпочками с помощью любых моющих средств, не содержащих абразивных веществ и растворителей. Данные витражи являются экологически безопасным продуктом. ВИДЫ ВИТРАЖЕЙ 1. Рюмочная плитка - специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) - круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются. 2. Свинцово-паечный (паечный) витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое. 3. Эрклез - декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится. 4. Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) - просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись - это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом). 5. Узор "Мороз" - фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне. 6. Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол. 7. Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. -3- Основным материалом для изготовления витражей, конечно, остается цветное стекло. Это может быть как стекло-основа, так и множество кусочков цветного стекла, соединенных в соответствии с технологией изготовления витража. Стекло-основа для изготовления витража выбирается по желанию заказчика. Это может быть прозрачное, тонированное, матовое или узорчатое стекло. Кроме этого, стекло для изготовления художественных витражей различается по фактуре (стекло с пузырьками или волнистой поверхностью, гофрированное стекло). При изготовлении витражей используются также элементы декора из цветного стекла или хрусталя. Металл - основа для изготовления классических витражей. Металлический профиль изготавливается из свинца, латуни, меди или бронзы. Для изготовления витражей, создаваемых по пленочной технологии витражей, выпускаются металлические протяжки-«имитаторы» из свинца. При изготовлении витражей по технологии художественной росписи необходимы специальные краски для витражей. Достаточно долговечные и устойчивые к внешним воздействиям, витражные краски отличаются богатством цветовой гаммы и возможностью для создания любых рисунков и узоров в процессе изготовления витражей. В настоящее время для изготовления витражей широко используются цветные пленки. Их преимущества - широчайший выбор цветов, долговечность, легкость в уходе и доступная стоимость готового витража. -4- Витражи в классическом стиле – для спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих дизайн интерьера в угоду моде. Классический стиль предполагает сдержанные пастельные и темные тона, четкие, правильные формы. Абстракция – это вселенная импровизации. Такой дизайн всегда основан на информационной стратегии. Эмоции, настроение – этот стиль, помогая творчеству, способствует релаксации, отдыху. Для готики характерны символико-аллегорические типы мышления. Она развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Пики соборов, вертикальность сводов, многоцветное сияние красок, позолота, симфония света, камня и стекла. Модерн. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость, преобладание плавных, сложных линий. Причудливые цветы, морские раковины, волны, форма - важнее содержания. Модерн – стиль прежде всего дизайнерский. Он направлен на украшение действительности, в первую очередь, мира вещей, окружающего человека. Витраж – отличный помощник в организации пространства. Его активное использование может зрительно расширить пространство или акцентировать в нем определенные зоны. Этому способствует и графика витражного рисунка. Благодаря своей способности трансформировать свет, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Только витраж способен создавать особую цветоизменчивую, зависящую от освещения, времени суток, времени года игру света. В первую очередь витраж уместен, конечно же, в гостиной. Это место, где вечерами собирается вся семья, где встречают гостей. В гостиной витраж должен быть ключевым элементом интерьера Притягивающим взгляды и наполняющим комнату хорошим настроением. Он может занимать место в стенном проеме между холлом и гостиной или занимать оконный проем. В спальне можно разместить спокойный витраж, выдержанный в пастельных и темных тонах. Чаще всего это растительная тема без буйства красок. Витражом могут являться потолочные светильники или настенное панно, дающие мягкий приятный свет, создающий атмосферу спокойствия и уюта. Витраж на кухне, это также и кухонные фасады. Здесь фантазия безгранична! Строгие классические стёкла – для кухонь из натурального дерева и яркие жизнерадостные для современных МДФ и алюминиевых фасадов. В этом случае, было бы замечательно иметь подсветку внутри шкафов. Тогда зимним вечером, включив ее, можно будет любоваться теплым светом необычного светильника, на котором цветут, например яркие летние цветы. Можно подытожить, что витражи неуместны лишь, только в помещениях, где предполагаются спортивные соревнования, например с мячом. Применение витражей в интерьерах всех стилей бесконечно в своем многообразии. Это и великолепные дверные порталы, и ниши, где витражи выглядят настоящими картинами в стекле, и перегородки для разделения зон в интерьере, витражные фризы в зимних садах, витражные вставки в мебель и в кованую решетку. В доме и в саду, всегда витраж прекрасен, неповторим, оригинален. На сегодняшний день, витражи широко используются в оформлении элементов мебели, межкомнатных дверей и даже – потолка. Небольшая изящная вставка из цветного стекла или фундаментальное декоративное панно полностью преобразят интерьер. Просветный витражный потолок никогда не станет скучной плоскостью. Одну из самых важных составляющих в расположении витража в интерьере играет освещение. Помимо естественного дневного света добавляются искусственные источники освещения (ложные потолки, ложные окна.). Дневной свет позволяет видеть все преимущества витража – в течение дня витраж переливается самыми разными цветами, эффектно и красиво преображает дневной свет, увеличивая зрелищность. Искусственный свет изменяет атмосферу в комнатах до неузнаваемости – от приглушенной, интимной, до более эффектной и расширяющей пространство интерьера. Дизайн интерьера помещения может быть решен в любом стиле – витраж разрабатывается в тесной связи с общим концептуальным решением, подчеркивает и усиливает характерные особенности стиля, является его акцентом. Витражи отражают художественный образ и назначение сооружения, занимают значительное место в оформлении интерьера, создают свой неповторимый дизайн. ЛИТЕРАТУРА 1. http://www.kristal-spb.ru/ 2. http://ru.wikipedia 3. http://www.art-glazkov.ru/ 4. http://www.vitroart.ru 5.Сумароков, «Витраж», 2009 |