Главная страница
Навигация по странице:

  • Как Сергей объяснил нежелание помогать ребятам

  • Прежде, чем смог он того, кто «Мяу» сказал, найти Кто автором сказки являетсяКак она называется

  • Кого и за что назовёте вы молодцом Кто примером может служитьИ с кем хотели бы вы дружить

  • Почему старичок только одного сына увидел

  • - Какие рассказы пишет этот писатель

  • - Есть ли у него друзья Как они к нему относятся Какая у них дружба Почему ты так думаешь

  • «Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя». Выступление К.Н.Н.. Доклад Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя


    Скачать 34.39 Kb.
    НазваниеДоклад Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя
    Анкор«Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя
    Дата28.03.2022
    Размер34.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыступление К.Н.Н..docx
    ТипДоклад
    #420901



    ДОКЛАД

    «Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя»

    Подготовила: Калуга Н.Н.

    учитель начальных классов

    с.Огоньки

    2013 год

    Литературное образование младших школьников как средство воспитания современного читателя

               Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором  сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, - если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?»
    Художественной литературе принадлежит огромная роль в  формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д. Ушинский называет эти переживания «нравственными упражнениями»; обогащающими читателя. В методических руководствах  к своим учебникам «Родное слово», «Детский мир» он указывал на необходимость создания поэтического образа в умах и сердцах учеников. Выдающиеся методисты прошлого Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. подчёркивали особую силу влияния художественных произведений на чувства учащихся. А.Т. Твардовский, определяя позднее значимость уроков литературы, писал: « Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Следовательно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, формирование высоких эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика.
    Методическая традиция накопила немало эффективных приёмов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и прочувствования художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе. 

    К концу 4-ого класса ребёнок должен не только научиться грамотно читать и писать, но и осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Задача начальной школы заложить первоначальную основу для изучения литературы в старших классах. Это вызвано тем, что дети лишь тогда по-настоящему готовы к изучению литературы, когда у них уже есть определённый запас  жизненного опыта, когда они уже умеют анализировать отношения между людьми в различных ситуациях, когда они могут выразить словесно нечто своё, особенное, что бы отражало реальные события жизни. Нельзя забывать, что школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а прежде всего та работа, которая способствует их восприятию, при этом, чем осознаннее восприятие, тем полноценнее результат.

    Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений ребёнок учится не только читать,  но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному.  С помощью учителя он пытается разобраться в том, как видит мир автор, как тот передаёт свои мысли и чувства.  Дети знакомятся с таким понятием  как  «герой произведения», учатся связывать его с жизнью. Но только осмысленное чтение позволит учащимся понять задумки автора, раскрыть тему и представить то, о ком или о чём читали. Чтобы у первоклассника возникло желание узнать, о чём говорится в тексте, который он будет читать, надо его заинтересовать ещё до чтения. Известно, что интерес, который  дети проявляют к изучаемому предмету, прямо влияет на их активность. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно будет более успешно строить процесс обучения. Учитывая тот факт, что в первом классе есть как  хорошо читающие дети, так и те, кто ещё только учится читать. Записываю их на доске, сопровождая каким-либо проблемным вопросом или заданием. Например: «Узнай героя по описанию», «Назови главного героя сказки и всех других героев перечисли по порядку без подсказки», «Кто это? Выскажи своё предположение и придумай к рассказу (сказке) продолжение», «Кто примером может служить, и с кем бы ты хотел   дружить?», «Подумай и дай ответ: какая пословица к тексту подойдёт, а какая нет?» Игры-загадки помогают активизировать  внимание детей до чтения, во время чтения и после прочтения произведения.

    Важной является и воспитательная сторона как процесса игры, так и содержания текстов загадок и подобранных мною вопросов к ним. Такая работа позволяет учащимся лучше запомнить текст, формирует у них  подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

    Например. В Осеева «Потерянный день:

    Вчера было, К вечеру умирает,

    Сегодня есть По утру оживает.

    И завтра будет.

    Пословицы: Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Задание:  объяснить смысл пословицы

    А Барто «Я- лишний»

    Задание к тексту: 1классс


    Как Сергей объяснил нежелание помогать ребятам?

    Найди ответ в тексте и объясни.

    В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?»

    Задание: назови главного героя сказки, всех, кто встретился ему перечисли (запиши) по порядку без подсказки.
    Глупый маленький щенок
    Услышал «Мяу»,
    А кто сказал – понять не мог.
    Всю комнату он оббежал,
    Никого не нашёл и на улицу побежал.
    Кого повстречал щенок на своём пути,

    Прежде, чем смог он того, кто «Мяу» сказал, найти?
    Кто автором сказки является?

    Как она называется?
    (Петух, Мышонок, Пёс, Пчела, Рыба, Лягушка, Кошка)

    Г. Юдин  «Цыплёнок Цып»

    Из яйца он появился,
    Ребёнок глупеньким родился.
    Всем давал глупый совет,
    По глупости чуть не попал на тот свет.
    Цапля спасла глупца
    И кое-чему научила этого молодца.
    Совет цапли всем пригодится.
    Чтобы других учить,
    Надо что делать?... Учиться.

    • В. Сутеев  «Цыплёнок и утёнок»

    Они оба из яйца –
    Два глупых маленьких птенца.
    В путь-дороженьку пустились,
    А у мамы не спросились.
    Без забот и без тревоги
    Гуляли детки по дороге.
    В ямке вкуснятину нашли
    И счастливые дальше пошли.
    Не думали о безопасности птенцы,
    Друг за другом всё повторяли глупцы.
    Сказка была бы с плохим концом,
    Если б один из птенцов не оказался бы храбрецом.

    • И. Бутмин «Трус»

    Жили-были два друга – Митя и Рома.
    По-разному поступали друзья и на улице, и дома.
    Один трусом был, а другой храбрецом.

    Кого и за что назовёте вы молодцом?
    Кто примером может служить

    И с кем хотели бы вы дружить?

    • В. Осеева  «Сыновья»

    Сыновьями своими три женщины любовались,
    А старичку двое из них сыновьями не показались.

    Почему старичок только одного сына увидел?
    За что двух матерей он обидел?

    • М. Пришвин  «Ёж»

    Про него Михаил Пришвин рассказ написал.
    Его внешний вид и повадки автор нам описал.
    По мнению писателя герой  на маленькую свинью похож,
    Но голыми руками его не возьмёшь.
    Молоко любит этот житель лесной,
    А жить ему лучше не дома,
    А в лесу под сосной.
    Кто это? Выскажите своё предположение
    И придумайте к рассказу продолжение.


    Загадки были подобраны к текстам уроков  обучения грамоте и литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века».
    Во втором классе работа продолжается. Большую помощь оказывают тетради на печатной основе. Постепенно школьники учатся понимать смысл заглавия, связывать его с содержанием всего произведения, задавать вопросы по тексту и письменно отвечать на некоторые из них, приводя конкретные примеры, а также выделять в тексте смысловые части и давать  им названия, формулировать основную мысль, выражать своё отношение к его героям и их поступкам, создавать портрет героя, описывать его жилище, анализировать события, описанные в произведении. На этом этапе формируются внимательное отношение к языку, умение понимать смысл образных выражений и использовать их в своей речи.  Таким образом происходит развитие умения работать с текстами художественной литературы.
    Известно, что именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию,  поэтому, на мой взгляд,  и начинать обучение следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения,  которое «состоит в умении  детально представить себе картину, скупо схваченную автором».

    Развивать воображение помогают прежде всего творческие виды работ. Обучая младших школьников чтению, надо помнить, что чтение – это раздел практического курса родного языка. Невозможно себе представить, чтобы литературный курс и курс родного языка постоянно не взаимодействовали. Всякий учитель из урока в урок старается обращаться к особенностям языка литературных произведений. По авторскому словесному описанию ученик представляет себе созданную писателем картину жизни: портрет, пейзаж, эпизод… - в этом сущность воссоздающего воображения. Одним из источников получения информации является литература. Как верно отмечает А.С. Айзерман: «Давая понятие о теме, о собирании материала, о совершенствовании написанного, об описании животного, предмета, человека, о рассказе, мы постоянно приводим примеры из художественной литературы».        
    Постепенно младшие школьники обретают навык самостоятельного творчества. Как показывает практика, младшие школьники с удовольствием беседуют и пишут сочинения после прочтения художественных произведений. Содержание прочитанного они связывают с фактами из своей жизни, сопоставляют с прочитанными ранее произведениями, схожими по тематике. При этом им приходится не просто воспроизвести по памяти текст, а высказать как устно, так и на письме своё отношение к героям прочитанных произведений, сравнить действующие лица, отметив положительные и отрицательные стороны характера, поведения и отдельного персонажа, и всего текста в целом.

    Такие сочинения являются подготовительным этапом, соединяющим между собой изложение и сочинение. Приведу конкретный пример. На уроке чтения дети познакомились с рассказом Н. Носова «Трудная задача». Я даю задание, прочитав другие рассказы этого писателя попробовать сделать вывод о том, какие рассказы он пишет, какое настроение они вызывают, кто является героями этих рассказов и как сам Н.  Носов к ним относится. Коллективная работа на уроке литературного чтения является подготовительным этапом к самостоятельному творчеству. Чтобы облегчить задачу, я предлагаю детям Памятку-помощницу с вопросами.

    ПАМЯТКА
    Для сочинения «Мой любимый герой»

    • Вступление.


    - Какие рассказы пишет этот писатель?
    - Какой рассказ тебе больше всего понравился?

    • Основная часть.


    - Кто главный герой этого произведения?
    - Кто твой любимый герой?
    - Какой он? (Кто он? Его возраст. Внешний вид. Характер.)

    - Что он любит делать?
    - В какие истории он попадает? (Приведи примеры из книги. Используй выборочный и краткий пересказ текста)

    - Есть ли у него друзья? Как они к нему относятся? Какая у них дружба? Почему ты так думаешь?

    • Заключение.


    -За что ты любишь своего героя? Что тебе больше всего в нём нравится?
    - Хотел бы ты иметь такого друга? Почему?

    Примеры работ:
    Сочинение  «Мой любимый герой в рассказах Н.Носова»
    Николай Носов пишет смешные рассказы. Мне больше всего понравился рассказ «Живая шляпа». Мой любимый герой – Васька. Я думаю, что ему около четырёх месяцев. Он смешной. Васька очень любит гоняться за мухами. Котёнок попадает в трудные истории. У Васьки есть друзья. Они к нему очень хорошо относятся. Дружба у них большая. Однажды на Ваську упала шляпа. Мальчики испугались и стали кидать в неё картошкой. И вдруг шляпа подскочила вверх, и ребята увидели, что это котёнок. Они обрадовались.
    Я люблю своего героя за то, что он очень смешной. Мне больше всего нравится его улыбка. Я очень хотела бы себе такого друга.

              Н.Носов пишет интересные рассказы. Мой любимый герой - Федя Рыбкин из рассказа «Трудная задача». Федя – мальчик. Ему  десять лет. Феде надо решить задачу, но он никак не мог справиться с этим, потому что всё время отвлекался. Вначале он включил радио, потом  телевизор. Всё время ему что-то мешало. Я не хочу такого безответственного друга. А если бы он был моим другом, то я бы ему посоветовал не смотреть телевизор и не слушать радио, когда делаешь уроки. Задача для Феди  оказалась трудной, потому что он думал о другом. Кончишь дело, тогда и гуляй смело.

           

       Николай Носов пишет  рассказы не только смешные и весёлые, но и поучительные. Мне больше всего из этих рассказов понравилось произведение «Фантазёры». Этот рассказ очень смешной. Мой любимый герой – Мишутка, потому что он здорово фантазирует. У него есть друг Стасик. Эти мальчики настоящие выдумщики. Один раз они хотели переврать друг друга. Мишутка очень забавно врал. Например, что когда он был большой, то он мог переплыть океан. И когда он плавал в океане, то ему акула откусила голову.
    Я бы хотела иметь такого друга. Наверно, я бы не переврала Мишутку. Но я бы обязательно с ним познакомилась. Николай Носов учит нас дружить.

              Я считаю, что творческие работы подобного типа способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателя, помогают осмыслить ученику специфику словесного  искусства,  а художественное произведение при этом раскрывается перед ребёнком во всей своей полноте и многогранности. Через художественное произведение учитель может найти путь в сферу  эмоций ребёнка. Встреча детей с  героями книг не оставляет их равнодушными.

    Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в описываемом автором событии – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, формирует умение овладевать оценочной терминологией (умный, глупый, хитрый, жадный, добрый, весёлый, смешной и т.п.), рождает умение удивляться, сопоставлять, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Стремясь подражать им, они начинают мыслить и говорить также, стараясь быть похожими на полюбившегося героя. А в целом творческая работа вызывает интерес к книге, к чтению. Не менее важно и то, что творческая работа, связанная с литературным произведением оказывает огромное воспитательное воздействие, что позволяет решать одну из основных задач современного российского образования.  Сделать нравственный выбор и ответить на вопрос:    « Каким быть?» - должен  каждый ученик. Младшие школьники любят подражать понравившимся героям. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства, при  этом не забывая подсказывать, что такое хорошо и что такое плохо.

    Верными помощниками и детям, и учителю становятся  герои художественных произведений. Так, например, описывая Тимура из произведения А. Гайдара, ребята приходят к выводу, что он – настоящий  друг, он – герой, которому хочется подражать, с которым хотелось бы дружить.

    Примеры работ:
    Сочинение «Мой любимый герой из повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
    Автором повести «Тимур и его команда» является А.П. Гайдар. В этой повести говорится о ребятах – подростках и об их добрых делах и ещё о том, как они помогали людям. Мой любимый герой – это Тимур. Он добрый, заботливый, вежливый и ответственный. Мальчик – подросток. Характер у него добрый. Он попадал во многие истории, например, когда ему пришлось везти Женю в Москву на мотоцикле. У Тимура очень много друзей. Ещё у него есть враги – это квакинцы. Друзья к нему относятся хорошо, а враги – плохо, потому что Тимур со своей командой мешает им делать плохие дела.
    Мне понравился Тимур, потому что он хороший, добрый. Я хотела бы иметь такого друга и думаю, что он никого не оставит в беде. А друзья в беде познаются.

    Сочинение «Мой любимый герой из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
    Мой любимый герой из повести Н. Носова – Знайка. Одевался он всегда в  чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал очки и читал какую-нибудь книгу. Его и прозвали Знайкой за то, что но много знал. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него повсюду в комнате: и на столе, и под столом, и на кровати, и даже под кроватью. Знайка был  самым  умным из всех малышей-коротышей. Все любили Знайку, потому что со всеми он поступал вежливо и справедливо.
    Лицо у него было доброе. Знайка всегда мирил малышей, если они ссорились, мог ответить на любые вопросы, помогал им во всём. Вот почему этот герой мне нравится  больше всех.
    Моя любимая героиня – Снежинка, девочка в пёстреньком платьице с розовыми и фиолетовыми цветочками. Волосы у Снежинки светлые, почти белые, они волнами спускаются ей на плечи. Снежинка любила  надевать перед зеркалом шляпу и всё время трещала, как сорока. Она была девочкой доброй. Дружила Снежинка с Синеглазкой. Она была умной и опрятной малышкой. У Снежинки улыбчивое лицо, добрый взгляд, кажется, что она так и светится от счастья. Все её любят. Снежинка очень понравилась Незнайке. Я её тоже полюбила и хотела бы, чтобы у меня была такая подруга.

    Конечно, у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее  старшее звено школы, когда нужно будет писать объёмные творческие работы, в основе которых изучаемые не на одном уроке  литературные тексты. На мой взгляд, введение написания творческих работ на подобные темы в младших классах выступит в качестве органического звена единой непрерывной системы литературного образования в средней школе. Эти уроки учат ребят читать вдумчиво, различая тексты и по жанру, и по стилю, и по художественным особенностям языка, присущему каждому писателю, каждой исторической эпохе.

    Кропотливая, вдумчивая текстовая работа, внимание к слову помогают ребёнку понять мысль автора, сочувствовать героям, думать вместе с ними. Она, безусловно, оправдывает себя. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной доцентом кафедры детской литературы и педагогики, детского чтения Академии культуры города Санкт-Петербурга  И.И. Тихомировой, которая так пишет о литературе: «Чем раньше она коснётся их души, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте. И дайте послушать детям».
    От сочинения к сочинению, от простого к более сложному, от коллективного обсуждения темы при подготовке  к написанию творческой работы – к самостоятельному творчеству. Как писала известный методист М.А. Рыбникова «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».



    написать администратору сайта