Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад на тему Три способа конструирования исторического мира: интерпретационизм, историческая реконструкция, социогенетизм

  • Реферат по психологии.. психология. Доклад на тему Три способа конструирования исторического мира интерпретационизм, историческая реконструкция, социогенетизм


    Скачать 16.46 Kb.
    НазваниеДоклад на тему Три способа конструирования исторического мира интерпретационизм, историческая реконструкция, социогенетизм
    АнкорРеферат по психологии
    Дата26.09.2022
    Размер16.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапсихология.docx
    ТипДоклад
    #697291

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

    Ульяновский государственный педагогический

    университет имени И.Н. Ульянова

    Историко-филологический факультет

    Кафедра истории

    Доклад на тему

    Три способа конструирования исторического мира: интерпретационизм, историческая реконструкция, социогенетизм

    Выполнила:

    Студентка группы ИСз-18

    Тимошко Кристина

    Проверил:

    доц.псих.наук.

    Федоров А.И.

    Ульяновск, 2022.

    ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОШЛОГО

    Существуют диахронная история хронологических последовательностей развития и синхронная, т.е. рассмотрение исторического явления в одной временной плоскости. Это фундаментальное отношение историка к своей главной реальности - времени - задает первое разделение исторических методов еще до наполнения их теоретическим содержанием.

    Историк изучает людей определенной эпохи, «он ведет свое исследование главным образом синхронно, ища в установках, поведении, системах ценностей свойственные различным областям социальной и духовной жизни сходства, позволяющие определить конкретный тип общественной психологии. Он также часто использует такие понятия, как ментальность, психология группы, видение мира или культурная модель, базисная личность.

    Замечание видного французского ученого может вызвать возражение: разве историки не изучают развитие человечества, а психологи не занимаются людьми определенной эпохи? Но, видимо, разделение, предложенное Ж.П. Вернаном, в предварительном порядке все-таки правомерно. Оно отражает преобладающее со второй половины XIX в. разделение труда между историей и психологией: первая собирает эмпирические источники по темам и периодам, объяснение связей во времени она ищет у «более теоретизированных» наук, куда относит и психологию. Последняя же не умеет работать с историческими источниками и предлагает широкие обобщения, перенесение закономерностей онтогенеза на филогенез.

    Итак, логика профессионального изучения прошлого диктует два способа конструирования историчесгого мира: реконструкцию (реконструктивизм) и генетизм (социологический и психологический).

    Это две исследовательские установки «новой» науки. Распространить их на книжный гуманизм не удается, ибо его позиция - понимающая, холистическая, индивидуализирующая по отношению как к «вертикальному» прошлому, так и к «горизонтальному». Его способ конструирования исторического можно назвать интерпретационизмом.

    В деятельности историков связаны разнонаправленные усилия отдалить прошлое от современности на дистанцию хронологической шкалы, отжившего социально-экономического устройства, иного культурного и человеческого склада и приблизиться к прошлому, сделать его понимаемой, переживаемой частью современности и частью личного опыта современного человека.

    ИНТЕРПРЕТАЦИОНИЗМ.

    Теоретически осмысленное и выделенное из практики экзегезы использование книжного толкования принято называть герменевтикой. В исторической науке есть обобщения интерпретирующих приемов, не связанные с антично-средневековой традицией, а основанные на здравом смысле, на обыденных и неклассических текстах.

    Эта ветвь интерпретационизма разрабатывается в англо-американской историографии и аналитической философии истории. В свидетельствах прошлого ищут проявление мотива (интенции) исторического агента двумя взаимосвязанными способами: эмоционально-личностной идентификацией с персонажем и рациональным суждением о том, что соображения индивида и есть причина его действия.

    Цель интерпретации - создание образа человека, она достигается средствами, близкими к художественному творчеству, в другом - выяснение мотивов поведения с помощью обыденного суждения. Общим для двух ветвей интерпретационизма является то, что историк предъявляет для понимания своего персонажа собственный опыт. Исследователь так или иначе имитирует чужое сознание, воспроизводит его ходы своим собственным.

    Интерпретирующие действия не могут быть сведены к технике экзегезы, так как им предшествуют предзнание и предпонимание.

    Правило герменевтического круга (М. Хайдеггер) гласит, что знание целого предшествует знанию частей. Отсюда выводится утверждение, что историческое знание первичнее представления интерпретатора. «Мы не можем избежать того факта, что наш исторический мир преддан нашему опыту и поэтому является конструирующим для любой текстуальной интерпретации». Это обозначает, что интерпретатор и его персонажи находятся в едином смысловом поле письменной цивилизации, единство которой и подтверждает каждое толкование.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

    Философы сопоставляли синхронное рассмотрение явлений со структурно-функциональным подходом, а диахронное - с генетическим, сделав соотношение двух подходов темой обширных методологических дискуссий. В них, с вариациями, структурализм и генетизм разъединялись и соединялись в единый структурно-генетический метод.

    Истины структурно-генетической диалектики трудно оспорить, но только едва ли какой-либо профессиональный историк ими пользовался. Понятие же и приемы реконструкции отражают логику работы с документальными массивами и с конкретными предметами-периодами. В отличие от интерпретационизма - тоже эмпирического действия с источниками определенного времени - реконструкция выдерживает стандарт «объективной» новой теории.

    Термин «реконструкция» должен акцентировать: 1) систематичность и полноту использования источников, относящихся к изучаемому периоду; 2) прямое отсутствие объекта интерпретации, который должен возникнуть только в конце фактографического этапа; 3) зависимость теоретических обобщений от имеющихся источников.

    Таким образом, реконструкция ужесточает рамки исследовательской работы в истории, вводя требования репрезентативности данных и соблюдения последовательности этапов сбора первичных данных и содержательного объяснения.

    СОЦИОГЕНЕТИЗМ, ЕГО ВЕРСИИ В ПСИХОЛОГИИ XX В

    Генетизм есть метод изучения явлений в развитии. Его главным признаком является распространение причинно-следственного анализа на временные последовательности. Другая разновидность генетического метода - историзм, обобщение истории общества и культуры до универсальных мер и законов мироздания. Историзм не обязательно каузален. Его гегелевски-марксистский материал усложняет траекторию прогресса фигурами диалектических скачков и спиралей, содержит эсхатологическое вкрапление идеи Финала. Если само изменение объявить первоосновой социального бытия, то появляется историцизм - философское течение XX в., делающее факт временной изменчивости центральным пунктом познания.

    Генетизм весьма органичен для психологии, которая наблюдает за изменениями личности от рождения до смерти. Преимущественно социологическая трактовка происхождения и движущих сил этих изменений может быть названа социогенетизмом. Его основное положение: человек - продукт общества.

    Примерами социологизма в психологии XX в. являются учения Э. Дюрктейма (1858-1917) во Франции, Л.С. Выготского (1896-1934) и А.Н. Леонтьева (1903-1979) - в СССР.


    написать администратору сайта