Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕФТИ И ГАЗА (национальный исследовательский институт) имени И. М. Губкина Филиал в г. ОренбургеДОКЛАД

  • Выполнил

  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. Основные теории происхождения государства. Доклад основные теории происхождения государства студент группы оргз1903 Неверов С. А


    Скачать 28.71 Kb.
    НазваниеДоклад основные теории происхождения государства студент группы оргз1903 Неверов С. А
    АнкорОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Дата25.12.2021
    Размер28.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновные теории происхождения государства.docx
    ТипДоклад
    #317780


    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    НЕФТИ И ГАЗА

    (национальный исследовательский институт)

    имени И. М. Губкина

    Филиал в г. Оренбурге


    ДОКЛАД
    ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

    Выполнил: студент группы ОРГз-19-03 Неверов С. А.

    Проверил: к.ю.н. доцент Ершова Ю. В.

    г. Оренбург, 2020


    Содержание





    Введение 3

    Основная часть 5

    Заключение 10

    Список используемой литературы 11

    Введение



    Ещё с давних времен люди задумывались о причинах становления права. Предполагалось очень много идей и теорий, отвечающих на столь важный и интересующий вопрос. Даже в настоящее время нет точной и правильной теории происхождения права. Многие ученые спорят между собой из-за различий в мнениях и точках зрения. Множественность концепций объясняется тем, что различаются социальные и исторические условия, в которых жили авторы данных теорий.

    На сегодняшний день существует достаточно большое количество концепций происхождения государства и права. Среди ученых юристов как по сей день, так и ранее не было единого подхода к данной проблеме. Такой плюрализм мнений ряда учёных вызван историческими особенностями развития сознания общества и экономического строя (эпохи истории), идеологическими приверженностями авторов, своеобразием тех или иных регионов мира, задачами, поставленными ими перед собой и рядом других обстоятельств. Это вполне понятно и естественно, поскольку каждая из концепций отражает или суждения и взгляды одной и той же социальной общности на разные черты процесса происхождения и развития права и государства или различные взгляды и суждения различных слоёв, групп, наций и других социальных общностей на соответствующий процесс.

    В настоящее время глобализационные процессы с нарастающей силой стали проявлять себя во всех сферах общественного развития, оказывая влияние на формирование политических институтов, протекание политических процессов и трансформацию правовых систем государств. Ведущим фактором международных отношений становится уже не столько само государство, сколько транснациональные корпорации, различные кредитно-финансовые группировки, межгосударственные объединения, т. е. в мире появились силы, неподвластные суверенным государствам.

    Нужно сказать, что все теории происхождения права неразрывно связано с возникновением государственности. В связи с этим эти две концепции в нашем исследовании будут идет бок о бок.

    Целью данной работы является анализ теорий происхождения права.

    Основная часть



    Если рассматривать понятие власти, то всегда наткнешься на слова «борьба», «желание», «удержание», а все это говорит нам о том, что любая власть вызывает конфликты. Всегда есть люди с различными точками зрениями, желающие занять лидирующие позиции и укоренить свои идеи. При этом это можно наблюдать на протяжении всей истории: распавшийся Триумвират в Древнем Риме, Великая французская революция, Октябрьская революция, борьба за должность Генерального секретаря, да даже регулярные выборы. Все эти исторические факты являются примерами борьбы за идеологическую власть, захват престола или радикальной смены политического режима.

    И нет лучше способа контролировать общество, как законы. Правовые и моральные – они позволяют руководить людьми в нужном русле и оставаться у власти. Это поняли уже давно, однако в каких условиях неизвестно до сих пор.

    Формирующееся общество постмодерна приводит к стиранию границ между людьми и странами, объединению их в общемировом информационном, политическом, экономическом, культурном, интеллектуальном и духовном пространстве. Данные процессы, в свою очередь, приводят к социальной и политической рефлексии населения, которая проявляется в возрастании сепаратистских, националистических тенденций, росту мирового терроризма и экстремизма, появлению проблем государственно-гражданской самоидентификации населения. Поскольку только государство как институт, направленный на обеспечение целостности, стабильности и управляемости общества, может обеспечить в современном мире общественный прогресс, и развитие цивилизованного общества.

    Существует большое количество теорий, объясняющих значение и природу изменений, условий и причины появления государства.

    Теологическая теория была одним из первых, объясняла появление государства и закона в результате божественного желания. В древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. На основании их духовенство смогло оказать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Известными представителями этой теории был Ф. Аквинский, Дж. Мэритен, Ф. Лебафф. Ф. Аквинский полагал, что процесс появления и развития государства и закона подобен процессу создания мира богом. Теологическая теория как любая догма не может быть доказана, и при этом это не может быть непосредственно опровергнуто. Вопрос его правды решен наряду с вопросом существования Бога, Высшей Причины, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры [3, с. 12]. Теологическая теория отталкивается от духовного происхождения права равно как постоянного, выражающего божью волю и наивысший разум явления. Однако божья воля никак не отвергает присутствия в праве естественных и гуманистических начал. Большинство мыслителей заявляли, о том, что право – это данное Богом искусство справедливости и добра [1, c. 345]. Теологическая концепция одна из первых связала справедливость и добро с правом, в этом ее несомненное преимущество. Однако данная теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а только лишь на веру.

    Патриархальная теория, основателем которой был Аристотель, впоследствии подобные идеи были выражены Г. Мэемом, Д. Мердоком, Н. К. Михайловским (XIX век). Значение этой теории состоит в том, что государство является результатом семьи, расширяющейся из поколения в поколение. Глава семьи становится главой государства – монархом, его власть поэтому является продолжением власти отца. Аристотель полагал, что государство не только продукт естественного развития, но также и самая высокая форма человеческого общения. В Средневековье эта теория служила объяснением для абсолютной («отеческой») власти монарха. На Востоке постулаты этой теории были сформулированы китайским ученым Конфуцием. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора рассмотрел он как власть отца страны, которая была обязана заботиться о его предметах. Отношения между населением также рассмотрели, как семейные отношения, но основали на строгом подчинении. Граждане должны быть лояльными, почтительными, и законопослушными их правителям [2, с. 30].

    Органическая теория, сформировавшаяся за XIX веков. Ее представителями был Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые идеи о государстве как своего рода подобие человеческого тела были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностью и аспектами человеческой души. Аристотель полагал, что государство во многих отношениях напоминает живущее человеческое тело. На этой основе он отрицал возможность человеческого существования как то, чтобы быть изолированным от внешнего мира. Общество и государство – единственный организм.

    Теория насилия. Принадлежит количеству относительно новых теорий. Однако идеологические предпосылки ее возникновения уходят корнями в древность. Представителями этой теории были Л. Гумплович, К. Кауцкий, Э. Дюринг. Происхождение государства объясняется факторами военного политического характера, т. е. завоеванием одного племени другим. В связи с этим назначение государства и права – подавить порабощенное племя. Однако государство продолжает быть телом притеснения только в тех странах, где есть все еще по закону хранимое неравенство между победителями и побежденным. Фактор насилия представителями этой теории также рассмотрели с точки зрения противопоставления против интересов между различными сегментами общества – внутреннее насилие, влекущий за собой начало гражданской войны (революция).

    Психологическая теория. Психологическая теория права, наиболее известным представителем которой является Лев Петражицкий, анализирует причины возникновения права в самой психике людей. По мнению представителей данной концепции, право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические состояния и процессы, которые совершаются в психической сфере индивида. Они объяснили появление государства и закона через свойства человеческой души, т. е. потребности повиноваться и зависеть от элиты. В своих работах Л. И. Петражицкий разделил право на автономное (или интуитивное) и положительное (специфического устройства). Автономный закон формирует события, которые исполняется при требовании «внутреннего голоса» совести. Положительное юридическое представительство основано на точке зрения авторитетного человека или на внешнем регулирующем акте. Он полагал, что право предназначено, чтобы выполнить две социально значимых функции: дистрибутивную – предоставление граждан с материальными и идеальными товарами в форме личной целостности, свободы слова и свободы собственности; организационную – расширение возможностей определенной категории предметов закона с властью.

    Теория общественного договора. Эта теория объясняет происхождение государства через заключение общественного договора, рассматриваемого как результат рационального желания индивидов, на основе которых произошла добровольная ассоциация людей, чтобы лучше гарантировать свободу и взаимные интересы. Поэтому государство рассматривают как искусственный продукт сознательного желания людей, стремящихся таким образом эффективнее гарантировать их свободы и порядок в обществе. Согласно этой теории, в процессе развития человека, права некоторых людей вступают в конфликт с правами других, что приводит к насилию. Чтобы гарантировать нормальную жизнь, люди заключают соглашение по созданию государства, добровольно передавая ему часть их прав.

    Основание теории общественного договора – предоставление, что стадии появления государства предшествовал период естественного состояния человека. Сторонники теории естественного права рассматривают появление государства как результат принятия юридического акта – общественный договор. Они выделяют два типа закона: естественный – предшествовал появлению общества, и государства (принадлежит человеку с рождения) и положительный, который возникает с государством, сформулирован им в логическое продолжение естественного права в реальных условиях.

    Материалистическая (классовая) теория. Главные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса и К. Маркса. Теория характеризуется двумя аспектами. Во-первых, государство появляется как продукт несовместимости, классовой борьбы, как инструмент подавления правящим классом других классов. Во-вторых, в результате экономического развития, само общество, его продуктивная сфера и сфера распределения, становится более сложным. Это требует улучшенного управления, которое приводит к появлению права. Марксистская теория возникновения права соответственно материалистическая. Марксизм фундаментально обосновал, что корни права заложены в базисе общества, в экономике. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом заключено несомненное преимущество данной теории. Вместе с тем марксизм признает в праве лишь волю экономически господствующего класса.

    Отличительными особенностями государства как политического института являются организация публичной власти; организация всеобщего властвования на определенной территории; организация принудительного насилия; организация, существующая за счет налогов; суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты) и т. д.


    Заключение



    Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество теорий о сущности и происхождении государства и права. В каждой теории заключается главная мысль, раскрывающая причины происхождения государства и права. В каждой концепции имеются свои основоположники и их последователи, а также исторический период их зарождения. Однако, нельзя связывать происхождение государства и права с каким – то одним определенным фактором, так как именно комплекс причин, объективных и субъективных процессов, которые происходили в обществе, обусловили формирование государства и права.

    Отдельные специалисты говорят о том, что нет универсальной модели формирования права. Многие факторы, такие как географическое положение, климат, местные обычаи, тоже оказывают свое влияние на процесс создания правовых моделей. На наш взгляд, актуальными и более реалистическими являются теория общего договора, теория насилия и материалистическая (классовая) теория.

    Список используемой литературы



    1. Руссо, Ж.-Ж. О причинах неравенства [Электронный ресурс] / Ж.-Ж. Руссо. – СПб. : Типо-лит. А. Э. Винеке, 1907. – 189 с.

    2. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М. : Юрист, 2007. – 776 с.

    3. Теория права и государства : учебник / под ред. Г. Н. Манова. – М. : БЕК, 1995. – 284 с.

    4. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. – 2-е изд., доп. и испр. – М. : Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. – 384 c.




    написать администратору сайта