Традицонная китайская культура и ее этапы. Удк тумат Начын Мартоолович
Скачать 21.97 Kb.
|
УДК Тумат Начын Март-оолович, Тувинский государственный университет (Кызыл, Россия), Традиционная китайская культура Традиционная китайская культура - это исторический, динамичный и творческий продукт китайской нации, а также внешнее проявление образа мышления китайцев. С одной стороны, образ мышления влияет на идейное сознание и практическое поведение нации, а потому неизбежно влияет на создание культуры. С другой стороны, культура, как продукт сознательного творчества людей, обладает относительной самостоятельностью. влияет на существование и развитие нации. Это также влияет на культурное воссоздание нации. Начиная с китайского ученного, литератора Линь Цзэсу и конфуцианского учёного Вэй Юаня, и заканчивая новым культурным движением «четвертого мая», «культурной лихорадкой» 1980-х годов, было много дискуссий о китайской культуре со времен поздней династии Цин. Обсуждение китайской культуры или определение китайской культуры часто было обобщенным и призрачным. Кроме того, когда многие люди говорят о китайской культуре, они склонны сузить её. Более того, обсуждая культуру поднебесной, некоторые люди будут испытывать чувство культурного превосходства и думать, что китайская культура превосходит другие мировые культуры. На самом деле культура - это феномен. Мы должны понимать культуру поднебесной рационально, исторически и сознательно. Только сталкиваясь с различными этническими группами и культурами, мы можем иметь взаимопонимание и равное отношение. Типичная китайская культура, в основном это относится к культуре ханьцев. Первое особенность - это чтение, письмо и мышление китайскими иероглифами. Теперь, за исключением очень небольшого числа в мире, таких как письменность Дунба племени Наси в Юньнани, все пиктографические символы в основном исчезли, и только китайские иероглифы все еще непосредственно связаны с его первоначальной пиктографической и примитивной природой. По словам китайского философа, деятеля революционного движения Чжан Тайяна, пиктограммы были самой основной единицей китайских иероглифов, «оригинальным текстом», который использовался людьми с древних времен для непосредственного изображения того, что они видели через изображения. Существует шесть книг китайских иероглифов, но в основном они делятся на три категории: пиктографические, фонетические и идеографические. Поэтому использование китайских иероглифов для речи, мышления, чтения и письма будет иметь характеристики тяжелых чувств и ассоциаций. Это продолжается и по сей день и оказывает большое влияние на мышление, чтение и письмо. Это даже сформировало так называемый «культурный круг китайских иероглифов» в Восточной Азии. Вторая особенность - конфуцианское учение (особенно просветительская мысль), представленное Конфуцием, является основным содержанием традиционной культуры китайского народа и духовной опорой, поддерживающей долгосрочное продолжение и развитие китайской нации, сыграло чрезвычайно важную роль в формировании психологических качеств, культурной грамотности и национального характера всего китайского народа. Конфуцианское образование является основным направлением древнекитайского образования, и оно лучше всего отражает основные характеристики классической китайской культуры и образования. Третья особенность - это мир веры в «единство трех религий». Так называемое «конфуцианство управляет миром, буддизм управляет умом, а даосизм управляет телом» означает, что конфуцианство управляет социальным управлением, буддизм управляет духовным совершенствованием, а даосизм управляет физическим совершенствованием. Исторически сложилось так, что в Китае буддизм и даосизм не имеют абсолютности или сакральности. Трудно увидеть споры между религиями, и маловероятно, что будут войны между религиями. Четвертая особенность - это очень интересные пять элементов Инь и Ян. Пять элементов (У Син) выражают идею, что все вещи в мире можно разделить на категории или движения. Все элементы состоят из металла, дерева, воды, огня и земли. Они соответствуют природным явлениям. В течение тысяч лет китайцы с помощью этих пяти элементов классифицируют все явления природы. Теория изменений этих пяти элементов описывает природу всех вещей во вселенной. В соответствии с элементами изменяется климат (весна, лето, осень и зима), цвет (красный, жёлтый, белый, чёрный и зелёный), вкус (кислый, сладкий, горький, солёный и острый). Деревья и их движение представляют собой приход весны рассвет солнца и надежду. После спячки всё приходит в движение. С ним можно сравнить весну, восточное направление, зеленый цвет и кислый вкус. Огонь и его движение связаны с лихорадкой, светом и жжением. Огонь можно сопоставить с летом, южным направлением, красным цветом и горьким вкусом. Земля и её движение играют особую роль в обеспечении смены времён года (например, почва нужна растению для роста). Земля подключена ко всем четырём сезонам. В отличие от других элементов, соответствующих четырём направлениям, Земля — в центре Вселенной. Цвет Земли — жёлтый, вкус — сладкий. А осень — это то самое время года, когда лето переходит в зимнюю пору, время созревания и сбора урожая. Если сравнивать весеннее настроение с бурным развитием весной, то осень — это чувство одиночества и осенняя меланхолмия вдохновляют художественное творчество, в нем люди выражают надежду на жизнь. При этом металл является началом смерти и создания наследства. Металл соответствует западному направлению, белому цвету и пряному вкусу. Вода и её движение представляют зиму и Инь. Во время зимы животные и растения впадают в спячку и снижают свою активность. Вода соответствует чёрному цвету, северному направлению и солёному вкусу. Даже этические и моральные термины соотносятся с пятью элементами. Например, благосклонность — дерево, уместность — вода, мудрость — огонь, а доверие — земля. С точки зрения Инь и Ян, всё в мире связано друг с другом, от малого до большого. Пятое особенность - это древнекитайское мировоззрение, которое отличается от других стран и народностей. Она заключается в том, чтобы обращать внимание на гармонию и единство человека и природы, а также на согласованность человечества (закон человеческого общества) и неба (универсальный закон вселенной). Идея единства неба и человека не подчеркивает покорения природы и преобразования природы, она выступает не за противопоставление неба и человека, а за координацию между небом и человеком. Отличительной чертой традиционной китайской культуры является ориентация на людей. Древнекитайская философия утверждала, что «люди - это дух всех вещей», «Рождение неба и земли драгоценно» и «сердце человека - это сердце неба и земли». небо, земля и люди, между Богом и человеком, и люди сосредоточены на людях. Вместе эти пять аспектов составляют очень очевидную культуру, принадлежащую ханьцам. Исторически сложилось так, что в течение длительного времени в Китае не было культуры, которая могла бы бросить вызов этой господствующей культуре и изменить ее. Однако в конце династии Цин, с 1895 по 1919 год был самый важный период китайской мысли и культурной трансформации. «три программы и пять правил» стали очень основательными, и китайский народ все больше пребывал в тревожном и нервном состоянии духа. Соответственно, пять аспектов ханьской китайской культуры также претерпели изменения. Современный китайский язык претерпел большие изменения. Новое культурное движение «четвертого мая» способствовало популяризации народного китайского языка, что повысило культурный уровень народа, а также вызвало проблему перелома старой и новой культур. Народный язык стал мейнстримом, а прежний разговорный язык стал письменным, так что элегантный язык и разговорный язык потеряли свой равный ранг, и больше нет разницы между элегантным и вульгарным. Современный китайский язык вобрал в себя слишком много современной или западной новой лексики, которая изменила мир, воспринимаемый через язык. Упрощенные китайские иероглифы увеличили расстояние между текстом и «оригинальной формой», и привычка традиционной китайской культуры думать, писать и выражать себя через образный текст была затруднена. Произошли также очевидные изменения в конфуцианской доктрине. Современный Китай, особенно сельская местность, все еще сохраняет некоторые традиционные семейные обычаи, но урбанизация, малочисленность семей и мобильность населения вызвали изменения в структуре семьи. Тесные и взаимозависимые соседские, поселковые партийные и семейные отношения прошлого постепенно исчезли в процессе модернизации. Конфуцианская семейная этика постепенно теряла свою первоначальную социальную основу, и конфуцианство постепенно перестало брать на себя тяжелую ответственность политической идеологии под влиянием западной демократической мысли. Под влиянием буддизма и даосизма они постепенно уходили из мира духа, знания и веры, становясь все более светскими и ориентированными на туризм. Пять элементов инь и ян больше не могут полностью объяснить мир, и они соскользнули на край всей современной системы знаний. Древняя мировая концепция «от мира к народам» также была пересмотрена, и традиционный взгляд на вселенную, мировоззрение, систему дани или канонизации совершенно нереалистичен. Эти изменения показывают, что китайская культура, особенно ханьская, вступила в эпоху, которая нуждается в переосмыслении, понимании и обновлении. Нет высокого или низкого уровня различных культур, различна только степень цивилизации. На основе такого понимания будет снята давно накопившаяся тревога и напряжение. Китайская культура придает большое значение отношениям между группой и самим собой, подчеркивая, что интересы группы выше интересов индивида. Интересы группы являются общественными, а интересы индивида - частными, поэтому в китайской культуре группа и страна часто становятся главной заботой индивида. В частности, следует отметить, что забота о делах страны и делах мира стала ответственностью китайского народа от всего сердца, что отражается в чувствах беспокойства за страну и народ. Отношение китайской цивилизации к миру - это не только этическое отношение индивида к другим людям и сообществу, в котором он находится, но и культурно-политическое отношение к внешнему миру. Основная концепция, воплощенная в нем, состоит в том, что культура выше расы, мир выше страны, а Датун - это идеал мира. Политическое воображение и отношение китайской цивилизации к внешнему миропорядку сосредоточено на правиле вежливости и добродетели, которое простирается от дел ее штаб-квартиры «Дао основано на добродетели, Ци основана на вежливости». Внешняя политика, проводимая конфуцианством, как правило, не выступает за расширение почвы и расширение границы, она основана на безопасности границы, и добрососедство является самым важным. Поэтому его отношение к внешнему миру отличается от современной идеологической ориентации или насильственной и антигуманной гегемонистской международной политики империализма. Культура - это своего рода черты личности и духовный темперамент, которым не нужно специально обучаться, но которые будут приобретены благодаря воздействию, а цивилизация - это часто то, чему нужно научиться, чтобы получить, это всегда связано со словами образование. знание, правила и так далее. Если вы понимаете цивилизацию и культуру таким образом, вам не нужно беспокоиться о том, что ваша собственная культура будет разрушена глобализацией или современным порядком. универсальная цивилизация и понимание роли этих культур в истории. Всегда считал, что будь то культура или цивилизация, ее нужно видеть в истории. Оглядываясь назад на культуру и на цивилизацию будущего, мы должны испытывать сочувствие и к тому, и к другому. |