Реферат Особенности конфессиональной системы помощи в Европейском средневековье. Доклад организация соц работы. Доклад по дисциплине Организация социальной работы в Российской Федерации
Скачать 36.49 Kb.
|
Автономная некоммерческая организация высшего образования МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования – «Колледж» Специальность 39.02.01 Социальная работа Доклад по дисциплине «Организация социальной работы в Российской Федерации» Тема: «Особенности конфессиональной системы помощи в Европейском средневековье». Выполнила: Степаненко Дарья Алексеевна Группа СКЗ-1\11 Проверил: ________________________________ = 2021 Особенности конфессиональной системы помощи в Европейском средневековье После легализации христианства, начиная с VI столетия, монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему являются основой монашеской жизни, заставляют их селиться в сельской местности. Развитая система монастырского натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся. Начиная с XI в. в связи с развитием феодализма, большинство населения переходит под политическую, экономическую власть феодала, который защищает своих подданных от безработицы, болезней, осуществляет помощь в старости. Институтами помощи и поддержки в период средних веков являлись госпитали. Первые госпитали появляются при монастырях, а позднее в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским. К середине XIV столетия в Европе насчитываются тысячи таких учреждений, в которых размещается от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Епископ каждой епархии осуществлял помощь бедным в пределах своей юрисдикции. В высокое средневековье к этой деятельности подключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждающимися. Каролингская система попечения явилась архетипом, давшим корни средневековой системе помощи нуждающимся. Она названа так в честь правления Карла Великого (768–814). В этот период средневековья Римской империей была предпринята попытка возродить ценности античности, но в христианском духе (каролингский ренессанс). Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, но и образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформированию монастырской жизнедеятельности. Франкфуртский капитулярий 798 г. обеспечил стабильное существование духовенства, так как десятина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения, и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающимся в период голода и неурожая, чему служили указы, принятые ранее. Так, в 779 г. Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые – по пол фунта или по шесть сольдов. К тому же землевладельцы были обязаны содержать до времени урожая от одного до четырех бедных. Каролингское попечение о бедных также предусматривало, что четвертая часть доходов будет тратиться в пользу бедных. Карл Великий также занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную "гуманитарную помощь" деньгами христианам за моря – в Сирию, Египет, Иерусалим. По тем капитуляриям, которые дошли до наших дней, мы можем судить, что Карл Великий стремился распространить полицейские функции государства на такие явления, как нищенство и инфатицид (детоубийство). Так, в капитулярии от 806 г. указывается, что нищих, скитающихся по стране, каждый из верноподданных кормил или в поместьях, или в собственном доме и не допускал до милостыни в другом месте. Тем нищим, которые не захотят трудиться своими руками, предписывалось не оказывать никакой помощи. Несмотря на то что закон о запрещении детоубийства существовал, тем не менее практика инфатицида продолжалась. Так, в капитулярии от 806 г. Карл Великий повелел вносить за убийство детей в казну денежные суммы. За смерть ребенка в возрасте девяти лет должна быть уплачена крупная сумма, за убийство 11-летнего ребенка полагалась двойная плата. Карл Великий стремился не допустить обмирщания монашества. Хотя, как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 г., такие тенденции имели место. Священники крали подаяние у бедных, вели мирской образ жизни, не заботились о создании убежищ для странников, бедных, убогих. Именно поэтому Карл Великий стал так активно поддерживать новую кодификацию монастырских уставов, связанную с правилами Бенедикта Нурсийского. Аскеза бенедиктинцев была поддержана Карлом Великим настолько, что он даже стал посылать монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте-Кассино в 802 г., чтобы попытаться найти новые религиозно-нравственные ориентиры клира в монастырях, которых к тому времени насчитывалось около 30. Постепенно каролингское попечение и реформирование монастырской жизни идет на убыль, так как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с ним происходит переосмысление понятия бедности. В XI–XII вв. намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также формируется система помощи через ордена монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей деятельностью различные страны. Благотворительная деятельность монашеских орденов Каролингское попечение объединяло различные территории Римского средневековья, охватывая разные народы. Создаются различные монашеские ордена, каждый из которых имеет свою специфики и свою историю развития. Бенедиктинцы. Основатель бенедиктинского монастыря – Бенедикт Нурсийский (480–547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте-Кассино, в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целями такого объединения были возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти. Кармелиты. Основатель – Бертольд Калабрийский, глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения – у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток, а затем и мужской. К особенностям ордена относятся затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества. Картезианцы. Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез. Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства – производство и продажа ликера "Шартрез". Доминиканцы. Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя "псами Господними". В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. Рыцарские братства. Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода. Для защиты завоеванных земель рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов, члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Госпитальеры. Около 1070 г. в Иерусалиме был построен дом для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом. Храмовники, или тамплиеры. Орден храмовников, или тамплиеров, возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен. Иезуиты. Название произошло от лат. Societasjesu - "общество Иисуса". Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель – испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491 – 1556). Цели ордена – борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью. Францисканцы. Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207–1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное, поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал "Орден меньших братьев" – религиозно-нравственную общину. Минориты - "наименьшие из всех людей" – жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью. Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска – фратинелли (братцы) – были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом. Благотворительность монашеских орденов, исповедуя различные формы христианского служения, развивалась как востребованная форма социальной поддержки во всей средневековой Европе. В начале XI в. намечаются тенденции реформирования монастырской жизни на основе деятельности орденов и нового устава – канониката. Идеология канониката нашла воплощение в деятельности "Госпиталитов Святого Духа" (1198), ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбросаны по всей Европе. К 1291 г. в ордене насчитывалось 99 домов, 60 – в Италии, 25 – во Франции, 5 – в Испании, 7– в Германии. В XII–XIII вв. можно наблюдать "специализации" в деле оказания помощи. Так, тринитарии занимались освобождением пленных, а сепулькринки принимали под свое покровительство найденышей и больных детей. Движение монашеских орденов вызвало к жизни религиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи. Так, во второй половине XII в. в Верхнем Рейне и во Франции появились дома "бегинок", которые совместно зарабатывали себе на пропитание. Появляются первые светские организаторы обществ взаимопомощи. В частности, в Льеже с 1170 по 1177 г. Ламберт Заика объединил вокруг себя вдов и сирот, которые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими. Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые братства ремесленников, бегарды, осуществляли не только религиозную, но и экономическую взаимопомощь. С течением времени произошел экономический упадок монастырей, а вслед за этим – и их идеологическое и нравственное разложение. Рост бедности и профессионального нищенства постепенно в XII–XIII вв. снизил социальное значение монастырской благотворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хозяйства монастыри менее охотно предоставляли свои убежища нищим и убогим, более ориентируясь на богатых клиентов. Феодалы видели в убежищах бедняков места для собственных детей, по тем или иным мотивам не сумевших найти свое место в жизни. Все чаще происходят ситуации, когда благородный отец, если не может выдать дочь замуж и обеспечить приданым, отправляет ее в монастырь – не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы жила безбедно, как привыкла знать. Развитие городской системы помощи и поддержки в Европе Развитие городской системы помощи и поддержки в Европе также имело общие для центральных европейских государств черты. Средневековый город представлял собой самоорганизованную хозяйственно-общественную систему. Движение городов за свои права позволило им освободиться из-под власти светских и церковных сеньоров, развить свою систему юрисдикции. Форма административной организации представляла собой территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации. Можно наблюдать, что в городах были различные слои населения. В 1349 г. в Англии был образован статут рабочих. Целью его была поддержка членов своего профессионального цеха, а также контроль за своими нищими. Аналогичные формы взаимоподдержки можно наблюдать и у групп социальных низов. В 1480 г. во Франкфурте существовало братство хромых и слепых, в Страсбурге с 1411 г. – объединение нищих. И все же новый виток организованной помощи и поддержки в условиях города был связан с проблемами бедности и нищенства, которые постепенно теряют ореол религиозной святости и начинают восприниматься как социальная болезнь. Так, в Германии начиная с XIII в. в городах уже прослеживаются запреты на нищенство и первые тенденции к формированию налоговой системы в пользу бедности. В XV в. возникают городские попечения о бедных, которые разбираются с причинами нищеты того или иного горожанина. Такие попечения существовали во Франкфурте-на-Майне в 1438 г. В 1442 г. Венский устав предусматривал особую должность для назначения наказания за нищенство. Однако в городах средневековой Германии церковь имела еще большое влияние на организацию благотворительных учреждений. Совместно с гражданскими общинами открывались госпитали, где осуществлялось попечение над низшими социальными слоями общества. Помимо нищих и проституток там находили приют больные и их дети. Такие госпитали существовали в 1189 г. в Ульме, в 1228 г. – в Галле, в 1256 г. – в Любеке. Монастыри и церковные общины в городах также распространяли свою деятельность на сирот, бездомных, "падших девушек". В этом отношении известна деятельность Ордена ев. Марии Магдалины, "Братства Двенадцати Апостолов". Эпидемии чумы положили начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет. В ряде итальянских портов появились особые надзиратели – "попечители здоровья". В 1374 г. власти Милана создали за пределами города "чумной дом" для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изоляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней "на воздухе и под солнечным светом". В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности "городских физиков" (врачей), выполнявших противоэпидемиологические функции, выработаны правила (регламенты), имевшие целью предотвратить занесение и распространение заразных болезней. Постепенно оформляется группа социальных изгоев. К ним относятся бродяги, евреи, люди, имевшие от рождения физические недостатки, жонглеры и бродячие артисты. Запрет католической церкви допускать к священству физически неполноценных нашел свое отражение и в светской жизни: в 1346 г. при основании коллежа Девы Марии в Париже Жан де Юбан исключил из числа стипендиатов "юношей с телесными повреждениями". Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным граничило с чувством страха и отвращения. Намечаются общие для Европы меры по локализации эпидемий различной этимологии. В Европе как следствие открытия Америки Христофором Колумбом распространилась эпидемия сифилиса. В 1494 г. ее моряки завезли в Неаполь. Первоначально заболевших селили в лепрозории. Но скоро пришлось строить новые помещения для них. Новые здания возводились на пустырях вдалеке от основных жилищных комплексов и в пригородах. Поселения их огораживались. Постепенно лечение их стало чисто медицинской проблемой. Парижский архиепископ св. Лендри основал в 600 г. госпиталь Отель-Дье ("Божий дом"). Он стал в период эпидемии лечебным центром для этой категории больных. В Германии, в Аугсбурге, банкирский род Фуггеров основал две специализированные венерические больницы. Венерических не только изолировали от общества – их пытались лечить главным образом путем использования ртути, потогонных и рвотных средств, промыванием желудка, ваннами. Перед началом лечения их публично пороли на городской площади. К лечению не допускали тех, кто не имел справки о публичной порке. Однако дифференцировали: тот, кто заразился в браке или иным образом, как, например, кормилица через ребенка, а не посредством разврата, публичного наказания избегал. В целом опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). В Париже проститутки жили на определенных улицах, "работая" с утра до вечера и не имея права отлучаться. Особые строгости по отношению к проституткам были введены во многих городах, где имелись крупные учебные заведения: коллежи и университеты. Так, во французском городе Флеш запрещалось проституткам подходить к городу ближе, чем на 3 лье. В Турноне по правилам 1612 г. школярам было запрещено выходить из домов после 8 ч вечера и ночевать вне стен коллежа. В отношении сумасшедших первоначально не было предусмотрено мер социальной помощи: их просто изгоняли из города, им запрещалось появляться в церкви. Однако уже в XIII в. появились специальные госпитали: лондонский "Вифлеем", или "Бедлам". К 1678 г. в Вифлеемском госпитале содержалось от 120 до 150 больных. Во Франции в XIV–XV вв. появилась больница Тур-о-Фу ("Башня безумцев") в Канне и больница Шатле в Мелене. В Германии – больницы в Любеке и Гамбурге. В Нюрнберге средства на содержание безумных выделялись из городского бюджета, но безумных не лечили, а сажали в тюрьму. В Италии Рим стал центром, куда стекались нищие под видом паломников. Так, в 1650 г. их число составляло 700 тыс. человек. Число населения согласно переписи было равно 50 тыс. Обилие милостыни и множество благотворительных заведений привлекало в Рим толпы нищих. Город стал символом города бродяг, зачастую организованных в преступные шайки и контролировавших "рынок" милостыни, назначая места для сбора подаяния, а также оттачивая технику попрошайничества. Так, в 1530-е гг. в Венеции по инициативе дожа Джироламо Миами был устроен сиротский приют. Нищенство было категорически запрещено, а дети были приставлены к обучению ремеслам. Ремесленники могли приобретать сирот, обучать их мастерству и кормить за честную работу. В городах были назначены инспекторы для проведения переписи бедняков и изучения условий их жизни, следствием чего стало запрещение бродяжничества и попрошайничества. В феврале 1581 г. под госпиталь для неимущих отдали старый дворец Сан-Систо, и в него первоначально было помещено до 850 нищих. Однако вскоре Братство оказалось неспособно содержать госпиталь из-за нехватки средств и недостатка рабочих мест. В итоге госпиталь был закрыт, и нищие вновь разбрелись по улицам. Классическими примерами государственного вмешательства в основы социальной помощи стали эдикты императора Священной Римской империи Карла V (1519–1556). В 1530–1531 гг. в соответствии с эдиктом местные муниципалитеты должны были вести строжайший контроль за своими нищими и бродягами; некоторые послабления допускались лишь в отношении немощных. Дети нищих должны были привлекаться к работе в торговле и местном производстве. Изначально государство держалось вдали от благотворительности. Государи выступали как частные милостынедавцы. Впервые они вынуждены были обратить внимание на благотворение вследствие злоупотреблений милостыней. Дело в том, что из-за неразборчивой ее подачи развивался особый промысел – профессиональное нищенство. Милостыня отвлекала здоровых людей от работы и поддерживала бродяжничество, которое превращалось уже в разбойничество. Так, в 1350 г. французский король Иоанн издал указ против нищих и всякого рода тунеядцев, в силу которого "здоровые между ними люди, мужчины и женщины, должны были быть заключаемы в тюрьму на четыре дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, в третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны". В 1360 г. английское правительство издало такой же закон. Затем в течение трех веков выходил ряд законов против нищих один суровее другого. Суровые меры, однако, не искореняли нищенства, и мало- помалу правительства стали переходить "от отрицательных мер к положительным", от воспрещения неразборчивой милостыни к заботам о той бедноте, которая была принуждена прибегать к нищенству. Первыми по этому пути пошли "вольные", т.е. самостоятельные, города. В городах было и больше средств, и на ограниченном пространстве легче было провести какую-нибудь цельную организацию благотворительности. В Германии в 1530 г. имперский сейм обнародовал Устав, в котором вменялось в обязанности местным властям наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и содержали своих бедных. В целом к концу конфессиональной парадигмы за рубежом церковное влияние в вопросах организации социальной помощи постепенно уменьшается. Государство все более склонно применять репрессивные меры к здоровым нищим, которые стали представлять собой угрозу общественной безопасности. В числе новых помогающих субъектов появляются благотворительные общества и частные благотворители, формируется государственное законодательство в регламентации нищенства, в том числе профессионального. |