Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления и средства приобщения детей к культуре разных народов. »

  • Использование фольклорных плясок и хороводов.

  • Народные праздники и традиции.

  • Русские народные игрушки как средство поликультурного воспитания детей.

  • Список литературы

  • ааааа. Поликультурное образование. Основные направления и средства прио. Доклад по дисциплине (учебному курсу) Поликультурное образование


    Скачать 22.12 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине (учебному курсу) Поликультурное образование
    Анкорааааа
    Дата18.03.2022
    Размер22.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоликультурное образование. Основные направления и средства прио.docx
    ТипДоклад
    #402613

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Тольяттинский государственный университет»
    Гуманитарно-педагогический институт

    (наименование института полностью)
    Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

    (наименование кафедры полностью)
    44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

    (код и наименование направления подготовки)
    Дошкольная дефектология

    (направленность (профиль))


    доклад

    по дисциплине (учебному курсу)

    _____ Поликультурное образование_____

    (наименование дисциплины (учебного курса)
    По теме: «Основные направления и средства приобщения детей к культуре разных народов.»

    Группа __ДФОб-2101а__


    Студентки

    А.Д. Ивченко

    А. Б. Фрумосу

    (И.О. Фамилия)




    Руководитель

    М.А. Ценёва

    (И.О. Фамилия)





    Оценка:

    ________________

    Дата:

    ________________

    ________________

    (подпись руководителя)

    Тольятти 2022 г.

    Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания.

    Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.

    Особенно в наше время,  в век научных технологий, очень трудно сохранять интерес к историческому прошлому. Поэтому работа  в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения и эмоциональные переживания.

    Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.

    Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры.

    Знакомство с каждым новым видом народного промысла начинаем с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.

    В работе можно использовать разные виды деятельности: рисование, лепка из пластилина и глины, пластилинография, разные виды аппликации.

    Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У детей развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук.

    Использование фольклорных плясок и хороводов.

    С давних времен танец был одним из самых любимых видов искусства. Каждая историческая эпоха имела свою танцевальную культуру, свой фольклор, но всегда во все периоды она была связана с жизнью и бытом людей. Большинство фольклорных плясок и хороводов в настоящее время не исполняются в повседневном быту и на праздниках, в результате чего существенно снизилось исполнительское мастерство, стала забываться лексика, сокращаться хореографический репертуар.

    Содержание фольклорных танцев, как уже упоминалось связано с бытом, культурой и традициями народа. То есть многие движения передают то или иное действие (например: охота, сбор урожая, посев, догонялки, прятки, соревнования и т.д.). Таким образом, разучивая эти движения, дети погружаются в историю, узнают о прошлом, окунаются в народную русскую культуру.

    Также в старину часто в танцах воплощали образы животных, птиц, растений, природных явлений. Все то, что окружало людей. Эта тема тоже интересна и понятна детям. Они с удовольствием танцуют «Лебедушку», «Заиньку», «Березоньку». Все это воспитывает правильное отношение к окружающему миру, учит бережному отношению к природе родного края.

    Есть еще одна форма танца - хоровод. Хоровод — это массовое народное действие, объединяющее большое количество людей. Изначально все движения в хороводе исполнялись по кругу. И, безусловно детям комфортно при таком построении, они все как единое целое, никто не оценивается их индивидуально, танцуют все как могут. Поэтому им нравится участвовать и разучивать различные хороводы и игры-хороводы со словами, прибаутками, смысл которых и диктует сами движения.

    В русских народных танцах часто использую предметы-атрибуты: балалайки, ложки, платки и платочки, венки, цветы, веточки деревьев, коромысла и ведра и т.д. Начиная работу с атрибутами, я обязательно знакомлю детей с историей этих предметов, для чего их использовали, что хотели сказать люди, танцуя с ними. Все это помогает расширить представления детей о народных традициях и сформировать определенное отношение к ним.

    Народные праздники и традиции.

    С участием родителей проводятся календарно – обрядовые праздники «Масленица», «Закликание Весны», «Осенины», «Рождественские вечери».  Ставим музыкально-литературные композиции на основе русских народных сказок. Благодаря этому расширяется кругозор детей о русской национальной культуре и традициях русского народа. Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения.
     Русские народные игрушки как средство поликультурного воспитания детей.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно нацелено на воспитание у ребёнка любви к Родине, понимания её многонациональности; формирование особого отношения и чувств сопричастности к отеческому дому, семье, школе, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа; осознание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и вместе с тем толерантного отношения к другим национальностям.

    Особенно благоприятным временем для усвоения нравственных норм является младший школьный возраст. Для младших школьников характерно повышенное внимание к моральной стороне поступков окружающих, желание дать ему нравственную оценку. Дети жадно впитывают прививаемые им моральные нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них необходимых духовно-нравственных качеств. Именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга общения, когда требуется проявление его личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

    Игрушка является специфическим средством массовой информации, поскольку в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства воспитания». Народная игрушка с её богатым миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребёнка, отвечая его потребностям и интересам и способствуя развитию его личности. Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то есть всестороннего развития детей. Она способствует познанию ребёнком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

    Вместе с тем уникальность, яркость, самобытность народной игрушки и её значительный аксиологический потенциал диссонирует с ситуацией тотального отсутствия к ней интереса у современных детей. Сегодня почти невозможно встретить ребёнка, играющего народной игрушкой. В то же время современный быстро развивающийся мир насыщен и даже перенасыщен игрушками нового поколения, зачастую не несущими в себе никакой пользы для ребёнка, а порой и пропагандирующими зло и насилие (роботы-убийцы, монстры и т.п.).

    Народные игрушки ... способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Тряпичная или соломенная кукла, глиняный конёк или птица-свистулька, деревянный медведь, бьющий по наковальне молотом по очереди с мужичком, интересны и понятны ... детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви».

    Народная игрушка отличается большими возможностями в социализации ребёнка, усвоении им нравственного опыта общения и взаимодействия с окружающими. Беря на себя определённую роль в игре, ребёнок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии мог проецировать и на своё поведение, взаимодействие с окружающим миром. Процесс усвоения ребёнком социальных ролей положительно влияет на становление отношений между детьми, помогает возникнуть «детскому сообществу», формирует родительское поведение. Без сомнения, значима и эстетическая функция народной игрушки. Приобщение к ней делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного. За внешней незамысловатостью народной игрушки стоит нечто более значительное, чем просто сувенирная безделушка. Это целая область декоративного творчества, впитавшая ценнейшие традиции народного искусства. В маленьких творениях народного творчества сберегается связь времён, преемственность культуры.





    Список литературы

    1. Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.

    2. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С.87.

    3. Бабынина, Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т.Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003. - 188 с. С.20-32.

    4. Богатырева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателей дет. Сада/ З.А. Богатырева - 2-е изд., пераб.и доп. - М: Просвещение, 1986. - 207 с., ил. С. 154-170.

    5. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 1991 С. 182-194


    написать администратору сайта