Главная страница

Доклад по ДКП. Доклад по дкп по теме Отношение церкви к личности Петра I


Скачать 22.37 Kb.
НазваниеДоклад по дкп по теме Отношение церкви к личности Петра I
АнкорДоклад по ДКП
Дата24.09.2022
Размер22.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад по ДКП.docx
ТипДоклад
#694020


ДОКЛАД

по ДКП по теме:

« Отношение церкви к личности Петра I»

Пётр I является крайне противоречивой фигурой в истории. Одни оценивают его личность и его реформы как благо и необходимость для России, другие же называют его преобразования губительными для страны, а его самого самодуром, тираном и даже антихристом.

Как известно, Петр Великий стремился к абсолютной власти во всех сферах жизни, в том числе и в духовной.

Начиная с 17 века, в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.

В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. Ареформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства.

Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.

Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха, и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству. Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле.

Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.

Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.

В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр воспротивился избранию нового главы духовенства. Такой запрет действовал  21 год.

В 1701 году был создан Монастырский приказ, к которому отходили архиерейские дома, Патриарший двор и монастырские земли. Во главе приказа встал светский человек Мусин-Пушкин. Таким образом, царь возложил на государство контроль за имущественными владениями церкви и судебные функции для расследования дел над духовенством.

 Все эти действия Петра носили лишь материальный интерес, а не духовный. Основное что интересовало императора - богатства церкви.

В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель.
Кроме этого, издавались новые указы, ограничивающие права церкви:
в монастырях прошли чистки, всех “непостриженных” выгнали, так как Петр считал, что за стенами обители могут скрываться лишь государственные преступники;
женщинам разрешалось постригаться в монахини только после 40 лет.
Монахи не имели права владеть земельными угодьями.
Людям разных сословий запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только напрямую в богодельни.

Вплоть до окончания Северной войны царь не вносил ясности в дальнейшую судьбу духовенства. Не было понятно будет ли созван новый Собор и назначен глава церкви. С

1711 года ведать всеми духовными и светскими делами стал Главенствующий Сенат, главный управленческий орган.

После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах.

Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопович. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церковью.

Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем.

Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.

В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование практически на 200 лет.

В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь.

Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы: существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями; проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей; вести борьбу с суевериями; запрет на лжеучения; патриарший суд должно было вершить государство.

Изначально для того, чтобы стать священнослужителем не требовалось специального образования. Духовным лицом мог стать практически каждый. В небольших поселениях складывались целые поповские династии, когда после смерти отца духовным наставником становился его сын. Многие вступали в сан исключительно из корыстных побуждений. Каждый священник мог действовать в любой местности. На Руси существовало “бродячее поповство”. Такие представители толпились на крестцах, куда приходили прихожане, которым понадобился священник на один раз.

Такое положение дел абсолютно не устраивало Петра I, и по его указу было ограничено вступление в духовенство, а выход из сана, наоборот, упрощен. Это значительно сократило количество священников.

Вводятся своеобразные ограничения по количеству прихожан на церковь. Шло упорядочивание церковных приходов, где служил лишь один постоянный священник.

Для специального образования священнослужителей были созданы Духовные школы. Каждому епископу было приказано иметь дом, а при доме школу для обучения детей. Таким образом, произошла своеобразная чистка среди духовных служителей. Допускались к службе люди только хотя бы с минимальным духовным образованием.

Преобразования в монастырях

Отношения к монастырям у Петра I еще с детства сложилось крайне негативное. Он считал их оплотом заговоров и крамолы. Количество монастырей по стране было значительно уменьшено. Усложнялись условия для вступления в монашество. Монастырское хозяйство Петр I старался использовать под полезные светские учреждения: приюты для нищих и солдат-инвалидов. Монахам и монахиням разрешалось покидать монастырь только на два-три часа.

Таким образом, мы видим, что своими действиями Петр I фактически разворошил «осиное гнездо». Церковь и государство на протяжении многих веков были отдельными институтами власти. Более того, церковь имела огромное влияние на государство.

В начале правления церковь поддерживала Петра I. Патриархом тогда был Иоаким, который был во главе совершивших дворцовый переворот в апреле 1682 года, в результате которого царём стал Петр I. Во время событий августа 1689 года фактически встал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей, оставшись с ним в Троицком монастыре.

Церковная реформа Петра I внесла колоссальные изменения в духовную жизнь России. Даже стали поговаривать, что государя подменили во время заграничной поездки (Великое посольство). Мало кто из представителей духовенства поддерживал преобразования императора, ведь они означали потерю неограниченной власти, независимости и богатств церкви. Именно поэтому Петра I церковь стала называть антихристом, несмотря на то, что он был глубоко верующим человеком. 18 век стал временем радикальных перемен. С подчинением церкви светской власти все стороны жизни людей были под контролем государства.


написать администратору сайта