Архитектурные стили. Доклад по истории. Доклад по истории Архитектура городов Европы
Скачать 40.2 Kb.
|
Доклад по истории «Архитектура городов Европы» Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени. Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко) Европейский стиль в архитектуре Современная архитектура Европы основана на принципах рационализма и практичности. Является прямым подтверждением высказывания римского зодчего Витрувия (так называемая триада), о том, что архитектура зиждется на трех началах — прочности, пользе и красоте. История зарождения европейского стиля уходит глубоко в прошлое и соединяет в себе особенности и веяния в архитектуре на протяжении многих эпох. Формирование этого направления основано на связи между определенными местами расположения зданий и временем их строительства. Учитываются не только свойства и конструкции возводимых объектов, их функциональность, но также приемы декорирования и художественного оформления. Более ранние архитектурные тенденции не всегда последовательно сменяли друг друга, а могли возникать одновременно и выступать как конкурирующие между собой архитектурные стили, что в итоге и привело к зарождению европейского домостроения Проекты домов в европейском стиле не предусматривают каких-либо излишеств. Пространство всех помещений как жилых, так и подсобных используется очень эффективно, количество коридоров и их площадь сведены к минимуму. Для отделки фасадов долгое время использовались такие, широко используемые в строительстве материалы, как облицовочный кирпич, натуральный камень, декоративная, гидроизоляционная или специальная штукатурка. Современные европейские дома особенно подходят для застройки частных участков в сельской местности. Но популярны и в небольших городах, где высотные многоквартирные дома обычно не строят. Сходство всех, используемых при строительстве зданий современных технологий, основано на конструкции каркаса В отличие от каркасных домов канадской сборки, на возведение которых уходит до четырех месяцев, дома в Германии строят очень быстро, буквально за несколько дней. На заводах установлены автоматические линии, что значительно повышает качество и длительность дальнейшей эксплуатации зданий. Дома, построенные в европейском стиле обладают высокой энергоэффективностью, так как в европейских странах в стены зачастую закладывается большое количество утеплителя ( в России 10-15 см, в европейских странах – 30-40) Развитие архитектуры Швеции Барокко После подъема Швеции как великой державы в 17 веке аристократия начала строить. В то же время зародилось понятие архитектора и выросла профессия, а ее репутация укрепилась благодаря работам Симона де ла Валле и Никодима Тессина Старшего. Многочисленные городские дворцы и Ландшлёссер были построены по западноевропейским и, прежде всего, французским образцам. Кроме того, было возобновлено строительство церквей. Церковь Катарина в Стокгольме стала образцом для многих зданий и церквей в этом королевстве. Творчество Никодима Тессина Младшего переместило архитектурное развитие Швеции в эпоху высокого барокко; примеры включают Стокгольмский дворец и Кальмарский собор. В 17 веке также был основан ряд городов. Они были размещены в обычном сеточном плане с центральными площадями. Классицизм и ампирВо второй половине 18 века, особенно после переворота Густава III , было взято новое направление с использованием классических прецедентов. В 1773 году была основана Строительная школа Академии художеств, вскоре после этого было учреждено Управление по надзору за строительной индустрией. Оба повысили качество архитектуры, но за счет местных строительных традиций. После наполеоновских войн и потери Финляндии национальная строительная деятельность была сосредоточена в военном секторе. Карлсбургская крепость и канал Гете , используя 60000 людей в течение 23 лет, были крупнейшими шведские строительными проектами всех времен. ВозрождениеВо второй половине 19 века началась индустриализация Швеции. Население городов утроилось за несколько десятилетий. Эта быстрая урбанизация привела к активной строительной деятельности: были построены многоквартирные дома и общественные здания, такие как школы, больницы, тюрьмы, отели, банки, рыночные залы, театры и церкви. Немец Фридрих Август Штюлер получил престижный заказ на строительство Национального музея изящных искусств , который он спроектировал в стиле эпохи Возрождения . Йохан Фредрик Обом спроектировал множество церквей и серию бюргерских домов в стиле неоренессанса Национальный романтический стиль и югендстильВ конце XIX - начале XX века возникло новое поколение архитекторов, отвернувшихся от историзма и классицизма. С одной стороны, они впитали в себя влияние из-за рубежа, например, исполнение в стиле модерн в Королевском драматическом театре в Стокгольме, с другой стороны, они искали прецеденты в шведской культурной истории и шведских строительных традициях. На основе этого поиска они разработали национальный романтический стиль , который взял культурные и строительные прецеденты и объединил их с идеями Английского движения искусств и ремесел, чтобы создать очень отличительную шведскую архитектуру, часто из кирпича и дерева. Венцом национального романтического стиля является Стокгольмская ратуша , спроектированная Рагнаром Эстбергом и построенная между 1903 и 1923 годами. Модерн и постмодернСовременная архитектура в Швеции была предварена группой архитекторов, которые приняли очень строгую и суровую форму неоклассицизма . Гуннар Асплунд и Ивар Тенгбом были двумя из самых известных представителей в 1910-1920-х годах, внося свой вклад в стиль, который стал известен во всем мире как Swedish Grace. Наиболее важные работы Асплунд включают в себя Листерский районный суд, «Лесное кладбище»,Общественная библиотека Стокгольма и в сотрудничестве с Леверенц, как (временная) Стокгольм выставка (1930) и Стокгольм Юг (Woodland) Кладбище (сегодня Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО). Стокгольмская выставка промышленности, искусства и ремесел 1930 г. помогла прорыву функционализма в Швеции. В последующие годы - особенно в жилищном строительстве - это должно было стать доминирующей идеологией Стокгольм Стокгольм- удивительный европейский город, город северный, город со своей внутренней аурой и неизменным шведским шармом. Соответствующе выглядит и архитектура Стокгольма, которая пестрит своим разнообразием, таким непривычным для холодного европейского Севера. Сердцем городской архитектуры Стокгольма является его исторический центр – остров Стадсхолмен, основание которого датируется 13 веком. Традиционная архитектура Стокгольма претерпела ряд изменений. Поскольку пожар 1697 года уничтожил главный замок шведской столицы Тре-Крунур, на сегодняшний день главными зданиями Стокгольма являются перестроенный в стиле барокко королевский дворец и радикально изменённый архитекторами центральный собор. Город динамично развивается, и Стокгольм, и Швеция приобретают новые черты. Современный европейский облик города во многом создают здания, построенные в период бурной индустриализации, похожие на архитектурную застройку немецкой и австрийской столиц - это и Шведская королевская опера, и богатые дома в Страндвагене. Для начала прошлого века характерна патриотическая направленность в шведской архитектуре, вошли в моду элементы эпохи Средневековья и Ренессанса. Современный город включает в себя не только центральные районы, но и развитые окраины. Достопримечательности главного шведского города – это не только старинные здания. Функционализм — это направление в архитектуре, зародившееся в начале XX века. В нем нет места пустым декоративным элементам: барельефам, лепнинам и прочим, не несущим практических функций глупостям. Каждый кирпичик здания в стиле функционализм должен быть наполнен практическим смыслом. Концепция функционализма в архитектуре и интерьере заключена в том, что здания и предметы быта должны стать одной единой средой, которая будет удовлетворять все потребности человека только практической пользой, не маскируя свою «бесполезность» вычурными элементами декора. Изначально кажется, что серые бетонные застройки (так ругаемые противниками функционализма в свое время), похожие на огромные ульи с небольшими сотами-квартирами, только и созданы для того, чтобы ущемлять людей в пространстве. Но, конечно, идеи функционализма не в этом. Пространство на плоской крыше по задумке должно засаживаться зеленью, которой так мало становится в больших городах. Обилие окон наполняет комнаты дневным светом, позволяя экономить электроэнергию. «Ножки», они же опоры, освобождают большое пространство под домом все для того же озеленения. Простые формы архитектуры в стиле функционализма упрощают и ускоряют процесс строительства, чтобы как можно быстрее обеспечить людей жильем. Все для людей — такое было время. Таким оно и осталось: стремительно развивающимся, динамичным, быстротечным. Архитектура Стокгольма объединяет модернистские и традиционные течения. Центр города – старинные кирпичные дома в окружении небоскребов. Контраст ощутим в древнейшем квартале Стенброттет. АРХИТЕКТУРА СТАРОГО ГОРОДА СТОКГОЛЬМА Главным зданием в Стадсхолмене является Королевский дворец, который до сих пор является официальной резиденцией монархов Швеции. Первоначально, на месте вычурной резиденции стоял средневековый замок с неприступными стенами. После, в конце 17-го века, была возведена королевская резиденция, которую мы можем наблюдать и в наши дни. Дворец построен в стиле барокко в виде римского дворца. Стиль излишеств – барокко – не помешал Никодиму Тоссино оформить фасады резиденции без помпезности и ярких элементов. В облике здания – скандинавская сдержанность и мощь шведской державы. Колоннада и скульптуры в нишах снаружи здания, решетчатые окна и бронзовые скульптуры вдоль фасада, грандиозная лестница – подтверждение неприступности и величия королевской власти. Архитектура старого Стокгольма отлично воплощена еще в одном месте Старого города – Церкви Святого Николая. Церковь является одной из старейших в Стокгольме и представляет собой классическую шведскую неоготическую архитектуру. Богатые внутренние убранства церкви Святого Николая тесно переплетены с готическим стилем архитектуры, в котором построена данная шведская церковь. Конечно, до наших дней не сохранился подлинный ее облик. Церковь неоднократно перестраивалась, и здание получилось разностилевое: барокко, готика, неоготика. Однако сохранилось много старых элементов, возраст которых насчитывает 7 веков. В начале XX столетия собор реставрировали в готическом стиле, сделав таким, каким он был 500 лет назад.В соборе находится много шедевров живописи и скульптуры. Главная из них – деревянное изображение святого Георгия, поражающего дракона. Скульптура была заказана королем как символ успеха в военном сражении против датчан в 1471 году под Брункебергом. Интересным и важным архитектурным строением для Стокгольма является Дворянское собрание. Именно в этом здании, построенном в стиле барокко, собиралась шведская знать, и обсуждала важнейшие вопросы государственного значения. Главный зал Дворца собраний украшен гербами самых влиятельных родов шведской знати. Древнейшим зданием Стокгольма является Церковь Риддархольмена, которая была основана в 1270 году, как монастырь. Позже, была создана сама церковь, ставшая символом Старого города. В эпоху правления короля Юхана III строение было полностью отреставрировано и обрело нынешний вид — три нефа, богатую роспись по известковой штукатурке и роскошное внутреннее убранство. В 1807 г., после перехода Швеции в протестантство, церковь закрыли, она потеряла свое религиозное значение и превратилась в усыпальницу шведских королей. СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА СТОКГОЛЬМАСамым удивительным сооружением современной архитектуры столицы Швеции является, построенный в 1989 году, Эрикссон-Глоб. Эта спортивная арена в Стокгольме является самым большим сферическим зданием в мире. В стенах Эрикссон-Глоб проводятся самые значимые соревнования в жизни города, а так же яркие шоу и концертные программы. В верхней части сферы располагает аттракцион, позволяющий посмотреть на город с высоты Эрикссон-Глоб. Современный Стокгольм изобилует эко-архитектурой, целыми районами, которые изготовлены с соблюдением всех правил экологической архитектуры. Многие городские кварталы стали настоящим раем для городских жителей шведской столицы! Стокгольм, как европейский город, весьма направлен на современный образ городской жизни. Возможно, именно Стокгольм станет первым городом Европы с новейшей городской архитектурой. Развитие архитектуры Франции Французская архитектура состоит из множества архитектурных стилей Романский период Историки считают, что это пора, когда во Франции был не только материальный, но и духовный подъем культуры средневековья. Больше всего получили распространение трехнефные базилики. Их своды были цилиндрическими. Например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза. Она была построена примерно в 1080 году и названа в честь первого епископа города. На фото ниже представлен пример романской архитектуры Франции. Церковь построена из кирпича. Ее планировка напоминает крест. Готика Готическая архитектура во Франции сложилась к началу 12 века. Первое строение этого направления появилось в северной части страны. К первой половине 13 века готика распространилась по всем землям Франции. В ее основе лежит система каркаса, благодаря которой уменьшается нагрузка на несущие стены. Именно поэтому архитектурные сооружения становятся изящнее и тоньше. У архитекторов появляется возможность применять большие окна, украшать их цветными витражами. Так фасады обогащаются стрельчатыми арками, а также многочисленными скульптурными композициями. Ярчайшим представителем готики является церковь Аббатства Сен-Дени. Семнадцатый век Этот период во Франции ознаменован ростом городов, развитием садов и парков. Историки называют этот век в архитектуре эпохой классицизма. Это время - одно из самых ярких в развитии западной европейской культуры. Архитектура Франции 17 века характеризуется логичностью, простотой, четкостью, уравновешенностью и строгостью пропорций. Стройка и контроль теперь находятся в руках страны. Появилась во дворце новая должность - архитектор короля, или первый архитектор. На возведение государственных заказов выделяются огромные финансовые средства. Строительство контролируется государственными органами не только в столице, но даже в провинциальных городках. Государство охвачено градостроительными работами. Появляется архитектура Франции эпохи Возрождения. Новые населенные пункты вырастают вокруг королевских дворцов и замков. В основном проектируемые объекты имеют форму квадрата или прямоугольника. Внутри каждого города имеется четкая прямоугольная система улиц с главной площадью. Например, города Анришмон и Марль. Король отдает приказ перестроить старые здания так, чтобы в их основе лежал принцип регулярной планировки. Это значит, что в городе будут прямые магистрали, возведенные городские ансамбли, а площади правильной формы будут украшать беспорядочную сеть средневековых улочек. Восемнадцатый век Предыдущее столетие было ознаменовано грандиозными масштабными строительными работами, где обнаруживается тесная связь элементов с барочным зодчеством. Однако в 18 столетии архитектура Франции меняется. Как было сказано выше, ранее строились города, теперь строительство перемещается внутрь городов. Новый век – новые потребности. Становится ясно, что необходимо возводить новые совершенно иные жилые дома-особняки. В эту эпоху развиваются буржуазные отношения. Растет промышленность и торговля. Третье сословие усиливает свою роль в жизни общества, а также выдвигает задачу для возведения новых общественных построек, таких как биржи, торговые помещения, публичные театры и так далее. Роль городов возрастает не только в политической, но и в экономической жизни государства, а значит, перед зодчими появляются новые требования в возведении городских ансамблей. Архитектура Франции 18 века сопровождается распадом теоретических представлений и строительной практики. Ведущие градостроители в своих теориях по-прежнему склоняются к античности, но на практике они отклоняются от строгости и иррационализма. На смену строгому классицизму приходит замысловатый стиль рококо. Ярким представителем в архитектуре этого направления является памятник архитектуры – Пантеон. Девятнадцатый век В архитектуре 19 столетие французского государства определяется развитием пролетарского и демократического движения. Архитектура Франции 19 века – это стиль Наполеона третьего. Развивается экономика. Данное явление привело к серьезным изменениям в градостроительстве и архитектуре. Яркими представителями данного архитектурного течения считаются Парижская опера, а также опера Гарнье. Здания характеризуются высочайшими фасадами, крышами, а также мансардами. Строения богато украшают. Архитекторы использовали материалы исключительно высокого качества. Интерьеры новых зданий были украшены богатой мебелью и деликатными тканями. Иными словами, стиль Наполеона наполнен формами и декоративными мотивами, а также натурализмом. Огромное количество инвестиций в недвижимое имущество поменяли архитектуру французских городов, что позволило градостроителя и декораторам вольно выражать свои идеи, что не возбраняется буржуазным обществом. Так появились дома, украшенные парными колоннами. Средневековый город Франции -Мон Сен Мишель Небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции. Мон Сен Мишель оказал влияние на архитектуру Замка Спящей Красавицы в парижском Диснейленде и стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии «Властелин Колец» и в фильме по ней. Строительство аббатства здесь было начато в 1023 году и спустя 17 лет взору предстал величественный замок в лучших традициях средневековой готики. На высоте в 80 м возносятся к небу величественные стены и впечатляющие башенки старинного монастыря. Вершина шпиля, венчающего этот величественный замок, возвышается на высоте 155,5 м над уровнем моря и украшена золотой фигуркой архангела. Со всех сторон Мон-Сен-Мишель окружают морские воды, и лишь 2-хкилометровая дамба, возникшая здесь в конце 19 века, служит связывающей нитью с материковой частью Франции. Известный писатель Виктор Гюго был настолько впечатлён видом замка, что назвал его «Пирамидой в океане». Мон Сен Мишель является для французов символом сопротивления в 100-летнюю войну. За всё время остров так и не был взят англичанами. Был момент когда аббатство уже готовилось сдаться, но по случаю в нём как раз оказались на постое 119 французских рыцарей, которые взяли оборону на себя и держали её непрерывно 10 лет, с 1424 по 1434 год. Вся Нормандия оказалась в руках англичан и лишь Мон Сен Мишель остался непокорённым. Архитектура современной Франции Современная архитектура здесь гармонично развилась из более ранних стилей, уникальные дворцы и особняки сохранились, превратившись в многоквартирные дома и бутики, а на большинстве улиц располагаются здания сразу из нескольких эпох. Помимо исторических памятников архитектуры, во Франции есть ультра-современные здания. В Париже любители небоскрёбов, причудливых форм и необычных скульптур обязательно должны посетить квартал Дефанс. Есть в столице и другие образчики современной архитектуры: пирамида у Лувра, Национальная библиотека, Центр Помпиду (он же Бобур), Институт Арабского Мира и т. д. Представители новейшей архитектуры можно найти и в других городах Франции. Например, крайне оригинальная церковь Сен-Пьер в Фирмини, филиал парижского Центра Помпиду в Меце, самый высокий в мире виадук близ Мийо и прочее. Наиболее радикальному обновлению подвергаются преимущественно районы окраин, в то время как новая застройка Центра за небольшим исключением ориентирована на сохранение масштаба и композиционного строя "старой" городской среды. |