Главная страница

Реферат «Место и значение философии в обществе». Доклад Воробьева — копия. Доклад по теме Место и значение философии в обществе


Скачать 40.6 Kb.
НазваниеДоклад по теме Место и значение философии в обществе
АнкорРеферат «Место и значение философии в обществе
Дата12.04.2023
Размер40.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад Воробьева — копия.docx
ТипДоклад
#1055965

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. Астафьева»

(КГПУ им. В. П. Астафьева)

Кафедра философии, социологии и религиоведения

Доклад по теме:

«Место и значение философии в обществе»

Выполнил:

Обучающийся II курса

Факультет филологический

Форма обучения заочная

Индекс группы Б19А – 01

ФИО Воробьева Ю.С

Красноярск 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность философии………………………………………………………………….5

  2. Роль философии в обществе……………………..………………………10

  3. Место философии в системе культуры. Философия и мир повседневности……………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы………………………………………………………………21

Введение

В самом слове «философия», которое придумал Пифагор, уже подразумевается ответ на вопрос про то, почему философия как наука, имеет такое большое значение в нашей жизни, и касается каждого из нас. Ведь точный перевод этого термина значит «любовь к мудрости». А кому из нас лишний раз не любит порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять и помудрить любят и тот, и другой.

Почему это так, и какая все же роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же подразумевал умение размышлять главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности. «Любовь к мудрости» действительно держит верх над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является всего лишь обрывком.

Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и происхождение человека от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть философские концепции о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира». Именно этими соображениями и обусловлена актуальность нашей работы.

Предметом работы является роль философии в обществе.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения и анализа философии как науки и её места в жизни отдельно взятого человека.

Теоретической основой работы послужили работы ученых - Радугина А.А., Розакова В.В., Смирновой Н.Н. и других.

Цель работы - определение места философия в социуме.

1. Понятие и сущность философии

История значения термина «философия» имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к мудрости (fileo – любовь, sophia – мудрость). Изначально наука представляла собой некое сочетание самых важных течений древнего общества мифологии и религии, которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от эмоционально-фантастического отображения социальной и природной действительности, она относится к окружающему более рационально. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Сначала самые первые шаги наука начала делать с обдумывания природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на то, что философия в еханизме духовной культуры того времени занимала одно из самых важных мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не так, как нам говорили…» [3, с. 201].

С появлением разделения критериев знаний на отрасли дифференциации стада жертвой и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило высокое место философии в механизме культуры социума. В настоящее время проступает диалектико-материалистическая философия, которая и все еще играет значимую роль в развитие общества, позволяя по-другому посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества. Именно данная дисциплина по сегодняшний день оказывают большое воздействие на формирование духовных ценностей у человека.

Почему же вопреки популярному сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не памятником некогда популярного научного течения, а источником знаний для дальнейшего развития. Что же ее отличает?

1. Абстрактность. Тотальность и абстрактность характерен многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна, но представляет собой всего лишь формальный способ описания окружающей действительности. В этом больше преуспела философия. В механизме культуры просто необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а углубленно направляет к поиску ответа.

2. Рефлективность. Анализируя реальную действительность, отображение результатов проводится через призму духовности и познания. Цель науки. Философия занимает высокое место в системе культуры потому, что составлено не исследователями течения, а самими людьми. Обладая непроизвольностью, она стала наукой о науках. Она не просто преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось, является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро, Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный климат [4, с. 11-15].

Место и роль философии в культуре с древних времен было вызвано непоследовательным процессом развития общественных отношений. Особенно важное значение философское исследование этой проблемы приобретает в наше время. Еще Платон сформулировал понятие духовности как мира идей, образов и понятий, которые человек припоминает, и чем больше человек приближается к этим мыслям, тем более духовным он становится. Идеи с точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий философ обосновал примат духовности. С тех пор в теоретическом плане философия исполняет функции защиты и творения цивилизации. Ведь в философии место в культуре состоит еще и в том, что она пытается связать эту область мировоззрения и ценности, а также еще решить проблему онтологии цивилизации, и понять, что именно в материальной и духовной культуре относится к подлинным ценностям для человека. От успешного поиска применимого решения этой проблемы зависят предпосылки сохранности и выживаемости культурной среды человечества.

Задача философии, ее ценность в социальной сфере состоит в антропологическом призвании этого теоретического мировоззрения. Она должна помочь человеку создать свой мир и утвердиться в нем не только как существу, обладающему разумом, сознанием и самосознанием, но и как высокоморальной и эмоционально чувствительной индивидуальности. Поэтому место и роль философии в культуре трудно переоценить, особенно по отношению к формированию человеческой личности. Она напрвляет человека к конструктивному, и творческому осмыслению самого себя, мира, социальной практики и социального прогресса в будущем. Тот же Платон в диалоге «Тимей» когда-то сказал, что философия является таким даром богов роду человеческому, лучше которого не было и никогда не будет [2, с. 91].

Таким образом, фундаментальное место и роль философии в культуре побуждает ее постоянно требовать от человека пополнять свои знания о мире и о самом «гомо сапиенс», но ради постоянной работы над собой. Для этого философия учит мыслить самому творчески, самостоятельно, все время пребывая в поиске. А в наш век кризисов и обострений различных глобальных проблем философия также обязана анализировать допустимые границы «инструментального» и «прагматического» отношения к природе и окружающей среде, и не абстрагироваться от возможного апокалипсиса, а превратиться в «философию жизни».

Отдельным вопросом в этой области является соотношение философии и науки. Если отдельные науки исследуют те или иные явления для того, чтобы впоследствии можно было бы практически применить полученные знания, использовать их для удовлетворения потребностей человека, то философия исследует мир как некую целостность. Она стремится дать общие представления о том, что такое мир, конечен ли он, познаваем ли, и как именно, есть ли смысл в его существовании и в человеческой жизни, и как именно человек должен прожить эту жизнь. Кроме того, сама наука и возникающие перед ней проблемы являются дополнительным источником философского знания.

Наука и философия имеют общее высказывание – они опираются на теоретической аргументации, и оперируют логическими понятиями.

Религия была более ранней формой мировоззрения человечества. Она тоже постигает бытие как целостность, но в первую. очередь ее интересует иной, ноуменальный, а не феноменальный мир, идеальных сущностей, недоступный органам чувств, а воспринимаемый верой и постижимый в каких-то аспектах разумом. Это рациональное означение веры называется богословием, опирающимся на философию. Современная религиозная философия представляет собой модернизированный вариант богословия, и в то же время поднимает характерные для философии тотальные проблемы, ставит вопросы о человеческом бытии, взаимоотношении человека и мира (как, например, неотомизм), но рассматривает их через призму «первичных ценностей» - веры и любви к Богу [1, С. 33].

Мало кто из «простых смертных» знает о том, что такое философия как наука. Это не просто разглагольствования о смысле жизни и т. п. Философия есть источник всех известных на сегодняшний день наук. В дословном переводе философия обозначает любовь к мудрости. Что же изучает философия? Зачем она нужна в научном пространстве?

Объектом изучения философов является весь мир как единое целое. Соответственно, предмет науки составляют несколько блоков, а именно - учение о бытии (онтология); учение о познании (гносеология); сам человек; общество, в котором он живет. Как видно, не математика – «царица наук», а философия.

Предмет, методы, функции философии затрагивают все отношения человека с миром, социумом, природой и самим собой. Все остальные науки постепенно вышли из недр философии. Какие функции имеет философия? Для того чтобы подробно изучить науку, следует в деталях рассмотреть предмет философии и ее функции.

Методология философии. Существует несколько путей познания, исследования в философии. Во-первых, чтобы изучить предмет философии и ее функции, используется диалектика. Диалектический метод предполагает гибкое, критическое рассмотрение явлений во всей совокупности их противоречий и причинно-следственных связей. Противоположным методом является метафизика. Явления в этом случае рассматриваются как единичные, статичные, обособленные и однозначные феномены. Третьим методом философии является догматизм, предполагающий познание мира через совокупность догм (недоказуемых, данных свыше предписаний). Эклектика – четвертый метод философии, основанный на сопоставлении не имеющих единого начала объектов, понятий, фактов. Такой метод не самым лучшим образом отражает предмет философии и ее функции и на данный момент часто используется в рекламе. Следующий, пятый метод философского познания – софистика. Этот метод строится на выведении из ложных посылок нового знания. Такое знание будет формально истинным, но по факту – ложным. Софистика не приводит к познанию истины, но успешно помогает выиграть спор. И, наконец, шестой метод философского познания – герменевтика. Она используется для правильного истолкования и прочтения смысла различных текстов.

2. Роль философии в обществе

Роль философии в жизни общества определяется сначала всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также еще тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это самые важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.

Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, возможность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего. Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия в нем.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Методологическую функцию философия выполняет в 2 видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая состоит из того, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна из других наук. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того, научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм [5, с. 191].

Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение учений, окаменелость знания, его усовершенствование, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция подразумевает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Функция культурной трансляции – в философии аккумулируется (накапливается) духовный опыт и передается новым поколениям.

Таким образом, философия – это мыслимое мировоззрение. Философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом понимании значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы системы мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы понимания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

Вот как определял философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: «Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Метафизика имеет вопросы, в которых мы стараемся охватить своими вопросами общее целое сущности, и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивая, оказываемся со знаком вопроса. Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: что такое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?» [6, с. 301].

А вот список философских вопросов, предложенных Бертраном Расселом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые возможности? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная целенаправленно? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря только присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он представляется астроному, - крошечной кучкой углерода и воды, которая бессильно копошится на маленькой второстепенной планете? Или же человек является таким, каким он представлялся Гамлету? А может он является и тем и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы жизни, или все способы жизни напрасны? Если существует способ жизни, который является возвышенным, то в чем он заключается и как его достигнуть?»

Философские вопросы — это вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, потому что каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново.

Не философы придумывают эти вопросы. Их «придумывает» жизнь. Философы — в меру своих сил и способностей — ищут ответы на них. Сам характер философских проблем, однако, таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские решения всегда гипотетичны. Философские вопросы — это, прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Анализировать эти вопросы, если и не отвечать на них дело философии. Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она сформировала. Но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу философского интереса, а и представление человека о самом себе и мире своего бытия).

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид; философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика, и физика, при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. В одном из итоговых своих сочинений — в «Критике способности суждения» — он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания. Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

—логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

—философию природы;

—философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии) [2, с. 291].

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. — круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины — не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Философское знание является полным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Являясь личностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Личностный характер философского знания означает то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

3. Место философии в системе культуры. Философия и мир повседневности

В обычном словоупотреблении слово «культура» обозначает прежде всего результаты художественного, научного, философского творчества, причем «образцы», самые высокие достижения в этих сферах: классическую литературу, музыку, поэзию, живопись, архитектуру, науку, философию.

В социальных науках понятие «культура» имеет несколько другой смысл. Это именно то, что различает человека от животных, означает специфику человеческой жизнедеятельности.

Культура — общность всех навыков и умений, а также средств (реальных предметов и знаковых систем), в которых определены эти навыки и умения, подразумевается человеческая деятельность. Это все, созданное человеком: орудия труда, здания, предметы повседневной жизни, язык, мифология, религия, искусство и так далее. А также то, что существует «внутри» человека — способности, навыки и умения.

Осваивая культуру — язык, совокупность навыков и умений, способов деятельности, представлений о мире и о себе, человек становится человеком, обретает сознание и деятельные способности. Становясь внутренним достоянием человека, культура сохраняется, развивается и передается следующему поколению.

Понятно, что на каждом этапе развития общества, а также у разных народов культура имеет свою специфику. Культура — это способ жизни человека в мире, способ взаимодействия с природой, а также способ взаимодействия людей друг с другом. Она всегда целостна. То есть различные ее части — производство, социальный строй, политическая система, идеология, наука, искусство — дополняют друг друга.

Надо понять в общих чертах место философии в культуре, выделить ее основные функции. Эти функции могут быть как общие, (для всех эпох), так и специфические. Общество и культура Древней Греции значительно отличаются от общества и культуры Европы XVII— XVIII веков или XX века. Соответственно меняется сам вопрос философского знания, его взаимодействие с другими сферами общественной жизни. В одни периоды, как это было в Древней Греции, философия более тесно связана с политикой, в другие (в средние века) — с религией или наукой (в Новое время).

Мы уже знаем, как представляли свое дело в культуре философы прошлого. Они считали философию наукой о первых началах и причинах, о сущности бытия, о всеобщем. Философия, по их мнению, должна открыть абсолютную истину, на основе которой человек может упорядочить, гармонизировать свою жизнь, личную и общественную. Философия познает высшую реальность, поэтому она главная наука, наука наук, дает человеку самое важное знание о мире и о себе, указывает, что есть высшее благо, к чему надо стремиться.

Сейчас мы понимаем, что многие претензии философии были иллюзией. Нельзя открыть абсолютную истину, познать некую сущность бытия, всякое знание относительно. Но если философия не познает «сущность», первооснову бытия, то, что же она тогда делает?

Философия выступает прежде всего как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Самосознание — осознание человеком себя, своего места в мире. Это то, о чем говорил еще Сократ: «Познай самого себя».

Философия, развивая в человеке разум, тем самым вырабатывает 1) способность управлять своими желаниями, желать необходимого, и 2) расширять свои возможности, познавая окружающий мир.

В настоящее время философия не претендует на роль Великого Учителя человечества, знающего абсолютную истину, как это было в прошлом. Роль философии скромнее. Как говорит современный американский философ Р. Рорти: «Задача философии в том, чтобы заменить образ человека, устаревший в результате социальных и культурных изменений, на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям. Философия не может завершиться, пока не прекратятся социальные и культурные изменения».

Заключение

Если мифологическое мировоззрение дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука обеспечивает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?

Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества.

Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу. Бывает, что в определенные исторические времена некоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особую своевременность, или вырастают до значения решительных. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.

В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений.

В явном смысле можно сказать, что философом предстает каждый человек, поскольку в те или иные периоды он обязательно решает для себя жизненно важные вопросы, стремится к гармонии с миром, обществом и самим собой. Сейчас перед философией стоит задача обоснования такой картины мира, в которой главное внимание было бы акцентировано развитию самого человека, исследованию путей и средств обеспечения развития его способностей и творческих сил.

Список литературы

  1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. Барнаул, 2001.

  2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1989.

  3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

  4. Лешкевич Т.Г. Лекции по философии. М.: Гардарики, 2012. – 364 с.

  5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

  6. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 1997


написать администратору сайта