Теория познания Канта. Доклад по теме Теория познания Иммануила Канта Вещь в себе Выполнил Тимохин Вадим Викторович
Скачать 41.94 Kb.
|
Философия Доклад по теме Теория познания Иммануила Канта Вещь в себе Выполнил Тимохин Вадим Викторович МИЭП МО I курс Научный руководитель Зубов Андрей Борисович Не буду вдаваться в подробности биографии философа, однако стоит отметить несколько основных моментов и, тем самым, начать издалека. Итак, Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии. Это, во-первых. Второе. Творчество философа принято делить на два периода. «Докритический» и «критический». Оба периода определяются тремя фундаментальными работами, которые принёсли философу репутацию одного из самых выдающихся мыслителей XVIII века и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: Первый период/этап длится до 1770 года – в это время Кант занимался естественнонаучными проблемами, а именно: • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год); • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; • изучал роль приливов и отливов на нашей планете. Источник википедия, Иммануил Кант Второй этап: начинается примерно с 1770-80ых – в этот период Кант занимается процессами познания, а также размышляет над общефилософскими (или метафизическими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, права и эстетики. Теперь перейдем непосредственно к Теории познания. Для начала, хотелось бы вкратце ее «озвучить», так, на мой взгляд, дальнейшее углубленное объяснение будет понятнее. Итак, по Канту, можно выделить два постулата: Чистый разум = Теоретический разум Практический разум = Моральное сознание И два основных латинских термина теории: • Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем. • Апостериори - знание, полученное из опыта . В соответствии с теорией Канта существует два Мира: 1) Феноменальный мир (иначе мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы; 2) Ноуменальный мир (или мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни. Также Кант использует следующие термины: Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений. Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире. В человеке существует 3 познавательные способности или 3 формы сознания: 1) Чувствовать - способность к ощущениям 2) Рассудок - способность к понятиям и суждениям 3) Разум - способность к умозаключениям В настоящем существуют и априорные элементы сознания. В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума. Априорные формы чувственности:
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время. Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику. Изучая пространство, мы создаем геометрию, изучая время, мы создаем арифметику. Математика - наука о пространстве и времени. Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание) Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт изменчив.
Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта. Теперь перейдем к «теории». В своей теории познания Кант рассуждает над проблемой – как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию? Кант формулирует свой знаменитый вопрос – «Что я могу знать?» Кант считает основной целью своей философии – осуществить ту самую критику чистого разума. «Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов» Философ пытается выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания и как рождаются его принципы. Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Априорные суждения, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. Кант считает, то если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Эту связь он относит к необходимой априорной деятельности разума. Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…» Можно назвать Канта догматиком, т.к. он не разделял безграничной веры в силы человеческого разума. Он первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы могло состояться познание в принципе. То есть, наше сознание не может догматически познавать мир. Мир сообразуется с возможностями нашего познания - разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт, фактически, синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. Как я уже говорил, в опыте можно выделить два уровня формообразования предмета. Это априорные чувства – пространство и время. Все чувства осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания – т.н. рассудочный синтез. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» Кант выделяет 12 категорий рассудка, в них же – 4 априорные категории – количества (единство, множество, цельность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (судстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие) и модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Познание, как раз, достигается именно соединением этих созерцаний и категорий и, как итог, представляет собою априорное упорядочение явлений и предметов на основе ощущений. Вещь-в-себе (нем. Dingansichselbst) Точного понятия Кант не дал, вероятно потому, что, если определить, что такое вещь-в-себе - это будет противоречить самому Канту – ведь вещь- в-себе непознаваема. Тем не менее, в философии термин определен так: философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. "То, что необходимо побуждает нас выходить за пределы опыта и всех явлений, есть безусловное, которое разум необходимо... ищет в вещах в себе в дополнение ко всему обусловленному ... не представления о вещах, как они нам даны, сообразуются с этими вещами как вещами в себе, а ... эти предметы как явления сообразуются с тем как мы их себе представляем" Можно сделать несколько выводов из выше сказанного. Первый. Вещь-в-себе непознаваема, т.к. познаваемо лишь то, что является предметом опыта Второй. Вещь-в-себе является условием предметов опыта (или их причиной), поэтому вещь в себе является причиной самой себя, т.е. полагает сама себя. Последний. Вещь-в-себе противоположна явлению, т.е. трансцендентна, но, с другой стороны, она, как условие явлений, связана с этими явлениями в единстве, и в этом смысле, любой объект раздваивается на вещь в себе и явление: вещь в себе стоит как бы за явлением. Вещи-в-себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как нечто внепространственное (а значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное, существование которого, утверждает Кант, «не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе». Однако, не объясняется, почему вещи-в-себе, раз они являются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений – основная черта теории познания Канта. Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т.е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе. Кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за границы возможного опыта и, значит, отрицание трансцендентного как предмета познания. Новая философская энциклопедия Института философии РАН |