Главная страница

эссе философия. Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона


Скачать 18.58 Kb.
НазваниеИммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона
Дата07.04.2022
Размер18.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе философия.docx
ТипДокументы
#451187

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом.  Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Он заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.

Кант называет эпоху Просвещения важнейшим этапом человеческой истории, ознаменованным принципиальным изменением отношения человечества к присущей ему разумной способности - способности суждения. Кант считает, что до эпохи Просвещения человечество не понимало и не использовало должным образом присущую ему разумную способность, а именно - не пользовалось этой способностью самостоятельно: по его словам, человечество ранее было «неспособно пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого», что Кант определяет как «состояние несовершеннолетия».

Причиной пребывания человечества в этом состоянии несовершеннолетия, по мнению Канта, является сам человек, поскольку он пребывает в нем не из-за недостатка разума. По его словам, в состоянии несовершеннолетия человек «находится по собственной вине», по причине «недостатка решимости и мужества пользоваться им (рассудком) без руководства со стороны»; люди «охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними» по причине собственных «лености и малодушия».

Эпоха Просвещения же, по мнению Канта, ознаменовала собой переход из состояния несовершеннолетия в состояние совершеннолетия, что было осуществлено благодаря тому, что Просвещение сформировало новую культуру, основанную на разумной способности суждения, а точнее — способности самостоятельно пользоваться рассудком без руководства со стороны: «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия», осуществивший «истинное преобразование образа мышления».

Именно эта способность суждения является для Канта необходимой составляющей нового человека - человека «совершеннолетнего», руководствующегося призывом «Sapere aude!» - «имей мужество пользоваться своим собственным рассудком», названным Кантом девизом эпохи Просвещения.

Высказывание И. Канта «Имей мужество пользоваться своим умом» мне очень близко и я полностью его разделяю. В одной этой фразе Кант заключает ту мысль, что человек, обладая собственным разумом, не так часто пускает его в ход, что пользоваться собственной головой требует от человека не только наличия ума, но и мужества его использовать. Пользоваться своим умом - значит не идти на поводу ни у другого человека, ни у группы людей, возможно, пользующихся большим авторитетом или требующим твоего повиновения, ни следовать моде или чему бы то ни было общепринятому, то есть, фактически, в определенных случаях плыть против течения, идти против большинства и, вполне вероятно, подвергаться за это осуждению, порицанию этого самого большинства, которое хочет навязать человеку свои представления о том, что должно. Каждый, имеющий мужество самостоятельно мыслить, должен неизбежно и нести за это ответственность, тогда как слепое следование общепринятому мнению как будто бы ни к чему не обязывает, хотя последствия принимаемых решений - самостоятельно они были приняты или нет - все равно приходится нести самому человеку. Однако следование общепринятому дает иллюзию безопасности, и для того, чтобы отказаться от этой иллюзии и идти своей, самостоятельно выбранной дорогой, действительно требуется решимость.

Необходимость пользоваться своим умом, не прибегая к посторонней помощи, связана с ответственностью за принимаемые решения. Следование чужому мнению без опоры на собственный разум усыпляет бдительность человека. Когда компетентный, по его мнению, или просто уважаемый им человек посоветовал что-то, или какая-то определенная вещь принята в кругах, близких тому, кто принимает решение, то следование некоему совету или чему-то общепринятому, без проверки собственным разумом, дает спокойствие и осознание некоей проверенности чужим опытом, чувство безопасности. Но это чувство ложное, это иллюзия, потому что, действительно, то, что оказалось хорошо и приемлемо для кого-то, пусть даже очень уважаемого и умного, может не подойти для другого, а уж общепринятые вещи вообще могут не иметь никакого смысла и пользы для человека, решившего им следовать. Последствия принятых решений в любом случае понесет человек, эти решения принимавший; поэтому он должен подумать самостоятельно, не затуманивая свое сознание попытками обезопасить себя и ссылками на посторонний опыт.

Очень часто у меня самой возникают проблемы, потому что я высказываю свое мнение и свою позицию, которая отличается от позиции руководителя и людей, которые идут под его контролем, которые боятся сказать и сделать по-другому. Соответственно это им не нравится, так как человек, мыслящий самостоятельно, имеющий свое мнение и решимость его отстаивать, очень неудобен в обществе, которое вообще склонно унифицировать своих членов. Самостоятельно думающим человеком гораздо труднее управлять, его невозможно заставить слепо следовать чему бы то ни было, от поддержки политической программы до покупки рекламируемой зубной пасты. Человек, имеющий мужество пользоваться своим умом, знает, почему он поступает так или иначе, может объяснить самому себе и другим людям мотивы своих поступков и решений, и таких же логических доказательств и обоснований он потребует, если его начнут агитировать поступить определенным образом или склонять к определенному общепринятому поведению. Внешний мир, начиная от близких друзей и соседей, и заканчивая СМИ, всеми силами побуждает человека отказаться от самостоятельного мышления, пытается навязать стереотипы поведения, давить общественным мнением, потому что думающий человек непобедим, он поступает так, как считает нужным, не оглядываясь на других. На такого человека невозможно надавить и принудить его к чему-то; он всегда будет поступать так, как решил сам. И если человек действительно умен, он не пожалеет о своем выборе, о своем мужестве думать самостоятельно.


написать администратору сайта