Главная страница
Навигация по странице:

  • Народная культура

  • Появление типографии

  • Развитие ремесла

  • Русская культура в 16-17 веках. Доклад Русская культура в 1617 веке


    Скачать 18.79 Kb.
    НазваниеДоклад Русская культура в 1617 веке
    АнкорРусская культура в 16-17 веках
    Дата21.09.2022
    Размер18.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская культура в 16-17 веках.docx
    ТипДоклад
    #689596

    Доклад «Русская культура в 16-17 веке»

    Введение

    Культура - это не отдельный аспект общественной жизни, а одно из ее проявлений, тесно связанных со всеми остальными. Уровень и характер развития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общества и в определенной степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия.

    На рубеже XVI - XVII вв. Формирование единого русского государства, освобождение страны от монголо-татарского господства и завершение формирования русской (великорусской) национальности и единого русского языка, занявшего ведущее место в московском диалекте и владимиро-суздальском диалект, стал активно влиять на духовную жизнь страны и развитие ее культуры. Основа разговорного и делового языка. Благотворное влияние этих факторов привело в XVI в. трансформации русской культуры, разнообразной по своим локальным характеристикам, в единое целое.

    Серьезные политические и социально-экономические потрясения второй половины XVI в. и трагические события Смутного времени начала XVII века. заметно замедлилось поступательное движение в формировании единого русского культурного пространства. В целом XVII век стал переломным в российской истории не только в политическом, но и культурном плане. Проявился в XVI в. тенденция к секуляризации культуры - ее освобождение от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения, обращение к разуму - стала основным содержанием культурно-исторического процесса в 17 веке.

    Народная культура

    Рядом с официальной регламентированной культурой в конце XV - XVI века возникла мощная струя независимой национальной культуры. Празднично-игровой, карнавально-театральный характер этой культуры предполагал ее проявление в формах устной импровизации, передачи из уст в уста, из поколения в поколение. Но в XVI веке в традиционных народных «играх» и ритуалах они увидели «языческий демонизм». В конце XV - XVI века были предприняты попытки унифицировать нормы культуры, разрешить многие формы ее проявления. От разнообразия русской смехотворной карнавальной культуры сохранился только культ святых дураков "Христос ради". Привычки шутов сопровождать представление острыми шутками и замечаниями о «силе тех, кто у власти», оставались в праве святых дураков говорить «не глядя на их лица».

    Очень распространенными в Древней Руси были исторические традиции, эпопеи, песни. Отголоски этого звучат в летописях XV - XVI веков и сборниках исторических песен, записанных этнографами XIX-XX веков. В отличие от эпопеи, эпопеи, главные герои которых сменяются фантастическим идеализированным пересказом от источника к источнику, из уст в уста, исторические личности выступают в народных песнях. Устное народное творчество 16 века подняло этот жанр довольно высоко. Песни посвящены конкретным историческим событиям. В них поет Чара Иван Грозный о завоевании Сибири и Казани. Песни о взятии Казани подчеркивают мужество, находчивость и мастерство русских артиллеристов. В песнопениях об Ермаке изображен образ смелого вождя, свободолюбивого патриота, близкого к людям, которые не любили высокомерных бояр.

    Устное народное творчество является глубочайшим историческим источником информации о культуре конца XV ​​- XVI века. Предметы домашнего обихода остаются самым богатым сокровищем народных традиций: «красиво украшенные» резные детали деревянных домов, скамейки, посуда, корзины (ящики), сундуки, прялки, вышитые полотенца, тканые узоры и т. д. Из-за разложения материала они сохранились в незначительных количествах. По причинам, связанным с традицией их изготовления, изделия, похожие по форме и орнаменту, могут повторяться мастерами-ремесленницами и мастерами из дерева и глины без каких-либо существенных изменений в течение следующих столетий. Быт русского населения в XVI в. зависел от материального благосостояния. Пища была простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши. Мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Были популярны блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленую, сушеную и вяленую. Любимыми напитками являлись безалкогольные морсы и компоты. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля. Строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

    Архитектура

    Именно это направление стало в архитектуре XVI века основным. Образцы архитектурного творчества того периода, сохранившиеся до наших дней – это московский храм Василия Блаженного и церковь Вознесения в Коломенском. В селе Коломенском была возведена палатка Вознесенской церкви - настоящий архитектурный шедевр.

    Литература

    Русская литература 16-го века до сих пор обычно называют древнерусской литературой. Следовательно, его основными жанрами остаются летописи и жизни святых, почти вся литература церковная. Однако были работы, в которых затрагивались моральные вопросы - например, знаменитый Домострой, в котором изложены правила поведения в любых жизненных ситуациях.

    В литературе XVI века появилась замечательная работа «Степная книга». В нем содержались портреты - описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, в книге утверждалась неприкосновенность союза церкви и государства. Русская литература XVI века была отмечена также такой работой, как «Летописец начала царства», в книге, повествующей о первых годах правления Ивана Грозного, говорилось о необходимости сильной царской власти. Николаевские летописи стали своеобразной исторической энциклопедией в русской литературе. Это уникальная книга, один из списков которой содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр и получил название лицевого хранилища. Широко распространенные публицистические и исторические труды. «Хронограф», «Сказка о вавилонском царстве», «Сказка о начале Москвы», в этих книгах была повышена княжеская власть и подтверждена роль России в мировой истории.

    Живопись

    Основное направление этого вида искусства – написание икон. Лучшие художники Московского царства работали в Оружейной палате Кремля, своеобразном художественном центре страны. Самый значительный художник XVII в. Считается, что Симон Ушаков - мастер по изображению человеческого лица, основатель целой художественной школы. Каноном становятся иконы Андрея Рублева – такое решение принимается на Стоглавом соборе (в 1551 году), после которого все иконы содержат характерные черты его стиля. То есть иконы перестали устрашать – их особенности заключаются в том, что они исцеляют душевные раны, приятны глазу и несут утешение. Светские жанры также получают активное развитие, предвосхищая развитие этого вида искусства в XVII веке.

    Появление типографии

    Именно в XVI веке на Руси была напечатана книга. Первым книгопечатником стал Иван Федоров. Его “Апостол” сохранился до наших дней, он датируется 1553-1555 годами. Первый русский букварь был напечатан несколько позже, во Львове. Настоящим событием в распространении знаний стала публикация первой печатной исторической работы - «Синопсис» (с греческого - обзор, описание). Написанный под руководством киевского ученого монаха Иннокентия Гизеля «Синопсис» включил в себя историю России с древних времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным учебником для изучения истории.

    Развитие ремесла

    Так, в XVI в. центром железоделательной промышленности стала Устюжна Железопольская. Также железо производилось в Новгородском районе, Тихвине, Белозерском крае, Карелии, Лопских погостах. Центрами «лодейного» дела являлись Вологда и Холмогоры. Калуга, Тверь, Белозерский край специализировались на производстве деревянной посуды. Суконное производство сосредоточились в Можайском уезде, Ржеве, Вологде. Московские ремесленники славились как лучшие производители оружия. Так, памятник русской артиллерии и литейного искусства Царь-пушка была отлита из бронзы в 1586 г. московским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Специализация в производстве тех ли иных изделий была характерна для домашней крестьянской промышленности, вотчинного и городского ремесла.

    Вывод: появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.Большое значение для развития образования имела типография. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, торговцев, горожан в целом. В архитектуре русский национальный стиль, модный, утвердился.


    написать администратору сайта