Главная страница
Навигация по странице:

  • «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ»)

  • Пересыпкин Артем Александрович Научный руководитель:Пенской Виталий ВикторовичБЕЛГОРОД 2023 Введение

  • Основная часть

  • Список использованной литературы

  • доклад. Доклад. Пересыпкин. Доклад студента заочной формы обучения 1 курса группы 01002253 Пересыпкин Артем Александрович


    Скачать 20.55 Kb.
    НазваниеДоклад студента заочной формы обучения 1 курса группы 01002253 Пересыпкин Артем Александрович
    Анкордоклад
    Дата16.01.2023
    Размер20.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад. Пересыпкин.docx
    ТипДоклад
    #889571

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (НИУ «БелГУ»)
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Политическая идеология во время Династии Хань

    Доклад

    студента заочной формы обучения

    1 курса группы 01002253

    Пересыпкин Артем Александрович
    Научный руководитель:

    Пенской Виталий Викторович


    БЕЛГОРОД 2023

    Введение

    Для нормального функционирования общества в любой исторический период времени необходимы государство, стабильное социальное устройство, развитие экономики, но еще важнее всех этих необходимых условий развития общества социо-культурная матрица, которая определяет облик государства и общества и позволяет воспроизводить его основные параметры в случае крушения государства, развала экономики или социального взрыва.

    Человечество смогло изобрести пока только два вида социо-культурной матрицы – это религия и идеология.

    Существование на протяжении нескольких веков единой Ханьской империи способствовало расцвету культуры древнего Китая. За этот период были достигнуты значительные успехи в области естественных и точных наук и философии, дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.

    Пользуясь благами цивилизации в наши дни, мы не осознаем, что часть из них подарили нам достижения Древнего Китая. Этот трудолюбивый народ прошел не легкий путь исторического развития. Особенности мышления и философии заложили частичные основы современного мировоззрения. Уникальностью формирования китайского общество было стремление достичь технологического прогресса наравне с духовным совершенствованием. Именно поэтому данная тема является актуальной.

    Гусаков В.В. считает, что «Из всех китайских династий Древнего мира Хань наиболее «западническая» с точки зрения максимального распространения крайних пределов китайских завоеваний в «Западном крае» (центральноазиатском макрорегионе). Военно-политические достижения ханьцев в Центральной Азии оставались непревзойдёнными для всех последующих правителей Китая, вплоть до воцарения средневековой династия Тан».
    Основная часть
    Идеология – это всегда творение человеческого разума и направлена на изучение бытия, что позволяет ей уже в структуре своих идей напрямую задавать параметры устройства общества. Поэтому общества основанные на идеологии довольно редки в истории человечества, так как идеологии требуется для распространения развитая письменная культура, сложное иерархическое строение общества, высокопроизводительный экономический базис, что для традиционного общества практически маловероятное сочетание.

    В Китае, напротив, из среды философских школ выдвинулись три философские доктрины, которые сыграли значительную роль в развитии страны.

    Первая доктрина – это даосизм, учение о Великом Абсолюте, Дао. Создателем учения считается Лао-цзы живший будто бы примерно в одно время с Конфуцием. Главным принципами учения даосов было следование по пути самосовершенствования (Дао) и уход от мира к природе. Одним из важнейших положений учения было также недеяние (у-вэй), то есть возможность наладить свою жизнь таким образом, чтобы все шло должным путем, но без активных действий человека. Методом у-вэй даосы предлагали руководствоваться в общественной жизни и управлении государством. Естественно, что такая философская доктрина не смогла бы стать идеологией государства, так как управление страной как раз подразумевает обеспечение развития страны с помощью активных действий государственного аппарата. Поэтому даосизм не получил признания со стороны правящих элит царств. Проигравший в конкурентной борьбе за превращение в официальную идеологию даосизм был вытеснен в частную жизнь и трансформировался в мистическое учение, направленное на познание инобытия, то есть превратился в своеобразную народную квазирелигию.
    Второй доктриной сыгравшей огромную роль в истории Китая было учение легистов (Школа фа-цзя) Первым видным представителем этого учения считается Гуань Чжун, с именем которого связываются первые реформы, направленные на преобразование удельной системы. Культ закона – вот основное положение легизма. Только закон с точки зрения легистов, который должен отражать общественное благо, способен установить порядок в обществе и обеспечить его гармоничное развитие. (Любопытно, что подобное преклонение перед законом свойственно и либеральной идеологии) Именно легизм первоначально побеждал в идейной схватке философских учений. Практически все министры, проводившие реформы в царствах направленные на ликвидацию удельной системы управления и замены её на управление царством с помощью бюрократического аппарата, были легистами. Это произошло благодаря тому, что легизм оказался доктриной, которая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства. Поэтому в те царства, где были проведены реформы легистского типа, усилились и вступили в борьбу между собой за объединение страны.

    Третьей доктриной, в конечном итоге победившей в идейной схватке было конфуцианство. Его создателем стал Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) Он выдвинул в качестве общественного эталона благородного мужа (цзюнь-цзы) готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы и традиции (ли), почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо) и призвал следовать этому идеальному образцу. Придерживаясь этих принципов, благородный муж не только пойдет по пути морального самосовершенствования, но и построит образцовую семью, так как личный пример главы семьи всегда оказывает решающее влияние. А так как с точки зрения конфуцианства общество – это та же семья только большая, то принципы ли, сяо, жэнь должны применяться и в государственной политике. Конфуцию также принадлежит идея разумного управления государством в интересах народа-семьи, которое приведет к созданию гармоничного общества. Первоначально философское учение Конфуция не встретило особого понимания элиты общества, так как налагала большие моральные ограничения в первую очередь на неё. Кроме того успехи реформ легистов привлекали расположение правителей царств именно к их учению. Поэтому конфуцианцы были вынуждены долгое время вести пропаганду своего учения в условиях недоброжелательного отношения к ним со стороны элит царств.

    В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными.

    Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии — Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.) во II—I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» — Дун Чжуншу (179—104 годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
    В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

    Заключение

    В заключении, древнекитайский период становления основ цивилизации и государственности, создания зрелого и достаточно совершенного в основных своих параметрах аппарата администрации централизованного государства пришел к своему логическому завершению. В ханьском Китае времен У-ди конфуцианско-легистский аппарат власти с его вышколенными чиновниками, тщательно отбиравшимися перед назначением на должность из числа хорошо зарекомендовавших себя знатоков официальной конфуцианской доктрины, стал итогом длительного процесса синтеза идей и эволюции политических и социальных институтов. Необходимый элемент принуждения в рамках имперской администрации гармонично сочетался с традиционным патернализмом, а веками воспитывавшаяся социальная дисциплина ориентированных на почтение к старшим подданных подкреплялась конфуцианским духом соперничества и самоусовершенствования, который в условиях имперского Китая всегда был двигателем, позволявшим огромной административной машине не застояться, не заржаветь. И хотя после У-ди ханьский Китай вступил в полосу затяжного кризиса (вообще последующая история страны развивалась циклами, от расцвета и стабильности к кризису и упадку, а затем к очередному расцвету), заложенных традицией, преимущественно конфуцианством, потенций вполне хватило для того, чтобы китайская цивилизация и государственность сохранили свою жизнеспособность.
    Список использованной литературы



    1. Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Московского университета, 2004. — 751с.

    2. Кравцова Марина Евгеньевна. История культуры Китая: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Культурология". — С.Пб. : Лань, 1999. — 416с

    3. Акопов Сергей Самсонович. История повторяется: от египетских пирамид до Московского Кремля: [В 2 кн.] / Сергей Акопов. — Калязин : Акопов, 1994.


    написать администратору сайта