Главная страница
Навигация по странице:

  • Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  • «Знамя»

  • 15 ноября 1957 года в Италии

  • «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой прозы».

  • НАЗВАНИЕ

  • КОМПОЗИЦИЯ

  • СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

  • Антонина

  • третий эпизод. Доктор Живаго


    Скачать 472.11 Kb.
    НазваниеДоктор Живаго
    Дата08.05.2022
    Размер472.11 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлатретий эпизод.pptx
    ТипСборник
    #517846

    Роман «Доктор Живаго»

    Выполнила: Поморцева Елена

    4 курс РЯиЛ


    Роман «Доктор Живаго» — итог многолетней работы Бориса Леонидовича Пастернака, исполнение его жизненной мечты.

    Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

    — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор романа «Доктор Живаго», множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


    Работа надо романом «Доктор Живаго» началась в 1946 году. Тогда же Пастернак начал читать главы романа своим знакомым.
    Летом 1948 года четыре части романа появились в печатном варианте и составили первую книгу. Этот первый вариант попал к знакомым писателя, и по их откликам автор стал продолжать работу.
    В журнале «Знамя» за апрель 1954 года появились первые стихотворения Юрия Живаго с объяснительной запиской о том, что они остались после смерти врача Юрия Андреевича Живаго, который умер в 1929 году. 


    В начале 1956 года Пастернак отдал оконченную рукопись романа в редакции журналов «Знамя» и «Новый мир», а также в издательство «Художественная литература».
    Однако напечатано было произведение 15 ноября 1957 года в Италии, а к концу 1958 года было издано на всех европейских языках.
    В том же году Нобелевский комитет с седьмой попытки присудил ему премию «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой прозы».
    На родине Пастернаку устроили настоящую травлю, он был исключен из Союза советских писателей. Роман был признан антисоветским и был опубликован лишь в 1988 году.

    ЖАНР


    Роман по жанру является философским, и, одновременно, историческим.
    В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века: русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

    НАЗВАНИЕ


    Первоначальные варианты названия: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров», «Записки Патрикия Живульта».

    ТЕМАТИКА РОМАНА:


    Тема любви: к семье, к детям, друг к другу, к Родине. Любовь — это тайна.
    Размышления об истории России, о ее прошлом, настоящем и будущем в контексте мировой ис­тории. 
    Тема жизни, смерти и бессмер­тия. 

    ИДЕЯ РОМАНА:


    Победа любви над временем, ударами судьбы.
    Утверждение ценности человеческого существования и его жизни.

    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ


    Дорога, путь. Жизненная дорога.
    Зима. Вьюга.
    Искусство
    История. Революция
    Христианские мотивы

    (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники).

    Свет, метафора свечи.

    КОМПОЗИЦИЯ


    Кольцевая: начинается повествование эпизодом смерти матери Живаго, завершается  — смертью главного героя. 
    Роман строится на основе принципа сцепления эпизодов.
    «Стихотворения Юрия Живаго» — отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности.

    СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ


    Юрий Живого – главный герой. Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт.
    Стрельников (Павел Антипов) – герой-антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают.
    Антонина – жена, мать.
    Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка.

    ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ


    Юрий Андреевич Живаго — человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность.


    Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.


    написать администратору сайта