Крылатые слова. Долетают до слуха отрывочные выражения из разговора двух встречных на улице про третьего
Скачать 28.5 Kb.
|
Крылатые слова. Долетают до слуха отрывочные выражения из разговора двух встречных на улице про третьего : -Сам виноват: век свой бить баклуши- вот теперь поделом и попался в просак. -Грех да беда на кого не живет ,-огонь и попа сжет. Погоди: будет и на его улице праздник. Эти жесткие выражения упрека и мягкие слова утешения , принятые с чужих слов на веру, до такой степени общеизвестны, что во всякое время охотно пускаешь их на ветер, не вдумываясь в смысл и значение. Равным образом и сам их выговоришь не одну сотню раз в год, в уверенности, что поймут другие: можно смело пройти мимо. Мало ли вращается в обыденных разговорах разных метафор , гипербол, пословичных выражений и поговорок?-За всеми не угонишься. Впрочем ,мы на этот раз общему примеру не последуем , хотя бы потому поводу,что в иной поговорке слышится совсем уже бессмыслица: будто бы огню дано особое преимущество и попа жечь, а, стало быть, может найтись и такой ,перед которым бессилен горящий и палящий огонь. Да, наконец,что это за баклуши ,и какой такой просак? И где эта улица , на которой кроме места для прохода и проездов ,полагается еще и праздничное время? Любознательные пусть не скучают тем, что им придется по примеру русского мужика , который для тех поговорок до Москвы ходил пешком и при этом износил трое лаптей –углубиться в давно-прошедшие времена и побывать в местах весьма глухих и отдаленных. ОГОНЬ ПОПА СЖЕТ. В смутное время московского государства или в народную разруху не только потрясена была русская жизнь в корень, но и сдвинута со своих оснований. Когда с призванием дома Романовых , все понемногу начало успокаиваться и все стали осматриваться и принялись синить и разбитое и разрушенное ,-появилось первое стремление к новшествам. А так как русский человек издревле жил преимущественно верою, то в этой области и обнаружились первые попытки исправления и первые нововведения. К тому же , приводилось улучшать ,приводить в порядок и ставить все на меру лицу духовному,- царскому отцу патриарху Филарету Никитичу .Будучи великим господином , он в церковных и религиозных делах действовал как знаток и разбирался как могущественный и полноправный хозяин. В его памятях и грамотах мы находим и первые следы появившегося в народе духа сомнения и попыток идти вперед к чему-то новому и неизвестному , и его крутых святительских мерах к искоренению уклонений в народном быту и искажений в церковных обычаях и обрядах. Особенную строгость и требовательность Филарет предъявлял лицам духовного сана и чина,желая от них неусыпных наблюдений за паствой: напоминал старые указы ,писал новые, доходил до искоренения вековых народных понятий, основанных на обычаях , суевериях и предрассудках. Обращал он внимание и на такие мелочи, которые ускользали от близоруких и присмотревшихся глаз, и на такие народные привычки и свойства , перед которыми все писанные указы всегда были бессильны. Не разрешил он отпевать и хоронить по церковному обряду тех ,кто вином обопьется, купаясь утонет, с качелей убъется;не позволял третьего брака и т.п. Конечно , и после этих указов миряне продолжали жить с некрещеными женами ,женились на тех,которые находились с ними в кумовстве и сватовстве,качались летом на качелях и на зимних святках надевали хари, а поповские старосты самих блюстителей нравов , т.е духовных чинов ,которые поют и бесчинствуют, хватали в кабаках и правили пени по два рубля, по четыре алтына , по полутора денег на каждого. Уряжая с уверенной строгостью писанными указами живучие и шаловливые нравы,патриарх, подумавший и о благочинии церковном , озаботился ,между прочим,о замене рукописных служебных книг и разослал по церквям печатные для просвещения и многолетнего государского здоровья. Чтобы имя Божие славилось и за государей Бога молили, раздавали те книги по собственным церквям и монастырям и торговым людям в лавки за ту цену , во что те книги стали в печати , без прибыли. Так например,за триодь постную брали 1 руб.8 алтын и 4 деньги, за цветную 1 рубль 18 алтын ,на минею-1 рубль 10 алтын , за часовник полуполтину. Разослали в то же время, с нарочными людьми , и печатные служебники и потребники. Это было в 1622 году. Через три-четыре года(1626) после того,как разослали новые печатные служебники , спохватились:стали отбирать их и исправлять в них роковую опечатку, которая, как тать в ночи, подкралась и сильно огорчила. Начались розыски и хлопоты и на печатном дворе в Москве, и по ближним и дальним уездам. Поехали по церквям поповские старосты;стали отбирать и печатные, и рукописные служебники , и потребники. Смутились всего больше старики-попы, натвердившие молитвы и возгласы по старым памятям. Стали примечать и миряне что-то недоброе в поповских делах, и прислушиваться. Объявилась суета и начались хлопоты из-за этого одного слова:и стало то слово велико и страшно, и изнести его не всякому оказалось под силу и в должную мощь по велению. В служебниках печатных и служебниках письменных , писанных с печати, в возгласе на освящение воды в навечерие Богоявления было сказано: «Сам и ныне,Владыко, освятив воду сию Духом твоим святым и огнем». Теперь велено прилог «и огнем» уничтожить и не говорить, и чтобы старый поп не натыкался , а бойкий и грамотный –не набегал на это слово , указано его замазать( пишущему эти строки доводилось в архангельских церквях видеть это слово в книгах дониконовской печати заклеенным бумажкой). Указ исполнили. Описывали нижегородские десятины Костромского уезда , города Кинешмы и Кинешамского уезда поповские старосты( т.е. благочинные): « привез воскресенский поп Стефан Дементьев с посада и уезда десять служебников печатных, да служебников письменных , да потребник печатный». Что приложено в них было прилог «огня» в водоосвящение богоявленския воды в молитве: Сам И ныне Владыко, освятив воду сию Духом твоим святым , а прилог огня в том в одном месте в них замазали». И такие операции произвели в 12 случаях ( см. «Русская Историческая Библиотека»,изд.археологической комиссией ,т. 2,Спб., 1875 г., под №221). Успокоились таким образом на том, что замазали чем-то слово в книгах; но что могли предпринять против языка поповского ,который,как и у всех простецов , оказался без костей и молол, по навыку? Легкое ли дело с таким легким словом бороться ,когда натвердело оно в памяти и закреплялось на языке не один только раз в году ,именно, за вечерней под Богоявление, а срывалось с перебитого языка и перед Иорданью на другой день , и во многие дни,когда приводилось освящать воду в домах по заказу, и на полях по народному призыву , и на Преполовение , и на первого Спаса по уставу, и в храмовые и придельные церковные праздники для благолепия и торжества перед литургиями. Если начать приводить на память все водосвятные дни и всему числу молитв этих подводить точный счет, то окажется весьма затруднительным. Стали спотыкаться на этом лишнем запретном роковом слове чаще всех,конечно,старики-священники. Как его не вымолвить,когда сроднился с ним язык? Старый священник ,хотя,по пословице, воробей старый,которого на мякине не обманешь, да и слово-тоже воробей: вылетит-не поймаешь.Стало быть . тут спор в том,кто сильнее? Догадливый и памятливый стережется не попасть в просак.Идет у него все по-хорошему,начинает истово и ведет по уставу косно, со сладкопоением, не борзяся, а попало слово в глаза ,то и пришло на мысль ,что приказано:говорить его, или вовсе не говорить? А легкое слово тем временем село на самом кончике языка: и сторожит , и дожидается ,когда ему спрыгнуть придет очередь и время , и вылетит,что воробей: лови его! Да изымется язык мой от гортани моей! В книге –то слово запретили, а в памяти тем самым закрепостили еще больше. А тут, вон и свидетели беды такой обступили со всех сторон; другие даже нарочнои уши насторожили, слово облаву сделали , как на какого нибудь красного зверя. В самом деле, как на тот раз и свидетелям быть спокойными и безучастными: скажет поп это слово и точно горячий блин схватил или проглотил ложку щей с пылу горячих. Потянул с силой воздух , тряхнул головой; иной и ногой с досады пристукнул и плечами покрутил. Обидчивый с досады, надумал поправляться и опять налетал на беду- никак ему с этого слова не сорваться. И дивное-то дело: поп в книгу , перед ним слова стоят , а он про огонь вспоминает, про огонь говорит. И на воду глядит и ее видит, как бы ей надо , а, к удивлению всех , называет её огнем. Так и сложилась в то время ( и до нас дошла)насмешливая поговорка: в книгу глядит (и на воду глядит), а огонь говорит. С тех самых пор начал огонь жечь попа в особину , в исключение перед другими. Стала ходить вековечная , несокрушимая в правде пословица о неизбежности для всякого человека беды и греха, с новым привеском, вызванным полузабытым мелким историческим случаем. Впрочем, только этой незлобивой насмешкой народ и покончил с церковным словом, смущавшим священников, но сам нисколько не убедился в том, чтобы легкой помаркой можно было покончить с великим смыслом и глубоким значением самого слова и объясняемого им предмета. С огнем не велит другая пословица ни шутить, ни дружиться , а знать и понимать ,что он силен. Силен живой огонь , вытертый из дерева , тем ,что помогает от многих приток и порчей с ветра и с сглаза , а, между прочим , помогает при скотском падеже, если провести сквозь него еще не зачумленную животину. Божий огонь, то есть происшедший от молнии, народ боится тушить, и если разыграется он в неудержимую силу великого пожара , заливает его не иначе, как парным коровьим молоком. Огонь очищает от всякой скверной плоти и духа, и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина , не исключая и петербургских , и заграничных немцев. Святость огня, горевшего на свече во время стояний, на чтении 12-ти евангелий в великий четверг признается и почитается даже в строгом Петербурге , и непотушенные свечи из церквей уносятся бережно на квартиры. В местах первобытных и темных, где ,как Белоруссия, языческие предания уберегаются цельнее, почитанее огня обставляется таким множеством обрядов, которые прямо свидетельствуют о том , что в огне и пламени не забыли еще старого бога Перуна. На Сретеньев день ( 2-го февраля) в тех местах , в честь огня , установился даже особый праздник ,который и зовется громницей. В юридических обычаях еще с тех времен, когда люди находились в первобытном состоянии, огонь служил символом приобретения собственности.Вожди народных общин , вступая на новые земли , несли горящие головни и вся земля ,которую они могли занять в течение дня с помощью огня ,считалась собственностью племени. Так как огнем же добыты от лесов пашни и у нас по всей Руси , то по этому в древних актах населения , при помощи таких способов , места постоянно называются огнищами и печищами. Около очага т.е. около одного огня , группировались потом семьи; из них вырастали целые сёла. Появилось в древней Руси прозвание пахарей огнищами, справедливое в обоих значениях: и от очага и дыма , и от расчистки срубленного и спиленного леса. Сохранилась до сих пор в костромских лесах огнищевая соха ,которая легче прыгает через древесные корни по новинам , потому что у неё сошник или лемех прямой, т.е. не укрепленный под известным углом, накось. Впрочем, если, вообще, около огня походить - долго не кончить: велики ему честь ,хвала и почитание среди православного русского народа до сего времени. В ПРОСАК ПОПАСТЬ. Попасть в просак немудрено каждому, и всякому удается это не одну тысячу раз в жизни, и притом так,что иногда всю жизнь те случаи вспоминаются. Между прочим, попал в просак тот иностранец , который в нынешнем столетии приезжал изучать Россию и, увидев в деревнях наших столбы для качелей , скороспело принял их за виселицы и простодушно умозаключил о жестоких варварских нравах страны, о суровых и диких ее законах, худших ,чем в классической Спарте. Что бы сказал и написал он, если бы побывал в городе Ржеве? Побывши в сотне городов наших , я сам чуть-чуть не попался в просак, и на этот раз разом в два: и в отвлеченный , и иносказательный , и в самый настоящий. Расскажу по порядку , как было. Шатаясь по св.Руси, захотелось мне побывать еще там, где не был, и на этот раз – на Верхней Волге. С особенной охотой и с большой радостью добрался я до почтенного города Ржева , почтенного , главным образом, по своей древности и разнообразной промышленной и торговой живучести. Город этот, старинная «Ржева Володимирова», вдобавок к тому, стоя на двух красивых берегах Волги, разделяется на две части , которыя до сих пор сохраняют также древнерусские названия : Князь-Дмитриевской и Князь-Федоровской,- трижды княжеский город. Когда все старинные города лесной новгородской Руси захудали и живут уже полузабытыми преданиями, Ржев все еще продолжает заявляться и сказываться живым и деятельным. Не так давно перестал он хвалиться баканом и кармином- своего домашнего изготовления красками( химические краски их вытеснили),но не перестает еще напоминать о себе яблочной и ягодной пастилой( хотя и у нее нашлась ,однако, соперница в Москве и в Коломне) и под большим секретом- погребальными колодами, т.е. гробами , выдолбленными из цельного отрубка древесного с особенным изголовьем ( в отличии от колоды вяземской), за которую истые староверы платят большие деньги. Не увядает слава Ржева и гремит , главнейшим образом, и в приморских портах ржевского прядева судовая снасть, парусная бичевка и корабельные канаты: тросты, вантросты, кабельты, ванты и ходовые канаты для тяги судов лошадьми. Эта слава Ржева не скоро померкнет. Не в очень далеких соседях разлеглась пеньковая смоленщина, которая давно проторила сюда дорогу, и по рекам и по сухопутью, и с сырцовой пенькой и с трепаной, а, пожалуй и с отчесанной. Обмотанными той или другой густо кругом всего стана от низа живота почти по самую шею, то- и- дело попадаются на улицах молодцы-прядильщики(встречных в ином виде и в другой форме можно считать даже за редкость ). Промысел городской, таким образом, прямо на глазах и при первой встрече. Полюбовались мы одним , другим молодцом, обмотанным по чреслам , пока он проходил на свободе: сейчас он прицепится и мы его в лицо не увидим. В конце длинного , широкого и, вообще, просторного двора установлено маховое колесо , которое вертит слепая лошадь. С колеса , по обычаю, сведена на поставленную поодаль деревянную стойку с доской струна, которая захватывает и вертит желобчатые , торопливые в поворотах шкивы. По шкивной бородке ходит колесная снасть и вертит железный крюк, вбитый в самую шкиву. Если подойдет к этому крюку прядильщик , то и прицепится, т.е. приспустить с груди прядку пенькового прядева, перехватить руками и станет спускать и пятиться. Перед глазами его начинает закручиваться веревка. Крутится она скоро и сильно, сверкая в глазах и, чтобы не обожгла белого тела и кожи на руках, надеты , у всех рабочих ,кожаные рукавицы или голицы. Прихватит ими мастер свежую бичевку и все пятится, как рак, и зорко перед собою поглядывает, чтобы не оборвалось в его рукавицах прядево на бичевке. Он уже не обращает внимания на то, что невыбитая кострика либо завертывается вместе с пенькой в самую веревку, либо сыплется, как песок, на землю. Пропятился мастер на один конец , сколько указано, скинул бичевку на попутные торчком стоящие рогульки с 7-ю и больше зубцами, и опять начинает снова. Время от времени, когда при невнимании или при худой пеньке, разорвется его пуповина и разъединится он и со слепой лошадью и колесом,- он тпрукнет и наладится. Впрочем, иные колеса( и, конечно, на бедных и малых прядильнях) вертит удосужившаяся баба, а по большей части- небольшие ребята. Так не хитро налажен основной механизм прядильной фабрики первобытного вида. К тому же, по старинному закону, и это маленькое заведение кочует: оно переносное. У хозяина не велик свой двор и притом короток, а на вольном воздухе свободней работать, если время не дождливое и не осеннее. Вот он и выстроил свой завод прямо на общественном месте, вдоль по улице – вдоль по широкой. Кто хочет тут проехать, – объезжай около; там оставлено узенькое место: лошадь пройдет и телегу провезет. Остальную и большую половину улицы всю занял заводчик: выдвинул колесо. Отступя от него аршина два , он вбил доску со шкивами и дальше вдоль , один за другим, по прямой линии, стойки или многозубцы на кольях. Колья эти вбил прямо в размокшую и мягкую землю просохшей городской водосточной канавы, как вздумалось. И по кольям знать, что они порядочно покочевали: били их по головам до того, что измочалили. Вертит колесо в 16 спиц, длиною в 2 ¼ аршина , баба в ситцах , а на другом конце валяются обгрызанные поленья «сани» с прикрепленной бичевкой от колеса и припрыгивают, словно бумажка на нитке, которой любят играть молодые котята. По мере того, как колесо крутит веревку, эти полешки, или сани, пошевеливаясь, двигаются ближе к машине. Во Ржеве, вообще, нет никакого уважения к улицам или, по крайней мере, об них господствует своеобразное понятие: они далеко не все служат для проезда. В окрестных местах не спуста ходит слух о том,что есть такие в этом городе улицы, что если незнающий тамошних обычаев заедет в них, то его либо убъют, либо, на лучший конец,исколотят. |