ПиОСО_Родная Литература_Этап 2. Долгачёв Василий Николаевич_ПиОСО_Родная Литература_Этап 2. Долгачёв Василий Николаевич Пиосо родная Литература Этап 2
Скачать 5.33 Mb.
|
Долгачёв Василий Николаевич_ПиОСО_Родная Литература_Этап 2 Павел Петрович Бажов родился в посёлке Сысертского завода, в семье рабочего горного мастера Петра Васильевича Бажова. Отец писателя был хорошим профессионалом, но с плохим характером, и к тому же страдал пагубной любовью к алкоголю, поэтому семья постоянно нуждалась. В периоды, когда Петр Бажов был без работы, семья жила на деньги, которые мама Павла Бажова выручала за рукоделье. Дом, в котором родился и провел детские годы Павел Петрович, был построен в середине XIX века, а куплен его отцом в 1870 году. Дом этот, увы, сгорел в 1892 году. После пожара остался лишь флигель с цокольным этажом, находившийся во владении Бажовых. Дом был продан Бажовым в связи с переездом в Екатеринбург. Во дворе сохранились постройки — баня, сарай, конюшня. В 70-х годах 20 века - это ветхое здание было заменено новоделом и с 27 марта 1980 года здесь располагается мемориальный дом-музей Бажова. Учился Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом отдали в Пермское духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Но становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя. Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученицы духовного училища были в восторге от учителя: когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, такая была в то время в училище традиция, Павлу Бажову доставалось больше всего. Во время летних каникул Бажов путешествовал по уральским деревням. Активное творчество началось в годы войны, после работы журналистом в военных изданиях «Окопная правда», «Красный путь» и «Крестьянской газете». О работе в редакции почти не осталось данных; Бажов больше известен как фольклорист. Именно письма в редакцию и увлечение историей родного города изначально заинтересовали Бажова заниматься сбором устных рассказов крестьян и рабочих. « Окопная правда» Павел Бажов В 1924 году он издает первую редакцию сборника – «Уральские были». Позже, в 1936 году свет увидел сказ «Девка Азовка», который также был написан на фольклорной основе. Сказовая литературная форма была полностью им соблюдена: речь рассказчика и устные пересказы горнорабочих сплетаются и образуют тайну – историю, которую знает только читатель и больше никто на свете. Сюжет не всегда имел историческую подлинность: Бажов часто менял те события истории, которые были «не в пользу России, следовательно, не в интересах простых работящих людей». Его главной книгой по праву считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в 1939 и принесшая писателю мировое признание. Эта книга – сборник небольших рассказов о русском северном фольклоре и бытовой жизни; как нельзя лучше в ней описаны местная природа и колорит. Каждый рассказ наполнен национальными мифическими персонами: бабка Синюшка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Камень малахит был неслучайно выбран для названия – Бажов считал, что в нем «вся радость земли собрана». Писатель стремился создать неповторимый литературный стиль при помощи авторских, оригинальных форм выражения мысли. Эстетично перемешаны в рассказах сказочные и реалистические персонажи. Главными героями всегда являются простые трудолюбивые люди, мастера своей профессии, которые сталкиваются с мифической стороной жизни. Яркие персонажи, интересные сюжетные связки и мистическая атмосфера произвели фурор на читателей. Как следствие, в 1943 писателя почетно наградили Сталинской премией, а в 1944 – орденом Ленина. По сюжетам его рассказов и сегодня ставят спектакли, постановки, фильмы, и оперы. Окончание жизни и увековечение памяти Умер фольклорист на 71 году жизни, его могила расположена в самом центре Ивановского кладбища, на холме. С 1967 в его усадьбе работает музей, где каждый может окунуться в быт того времени. В Свердловске и Полевском установлены его монументы, а в Москве – механический фонтан «Каменный цветок». Позже в его честь назвали поселок и улицы многих городов. С 1999 года в Екатеринбурге введена премия им. П. П. Бажова. Произведение Павла Бажова «Медной горы хозяйка» мне понравилось больше всего. В этой книге ведётся рассказ о парне Степане Петровиче. Работал Степан на покосах. Была у него невеста, по имени Настасья. Пошёл раз Степан на работу, покосы смотреть. Покосы были далеко. День был жаркий, и идти было тяжело. В лесу хорошо, прохладно. Присел Степан отдохнуть и заснул. Проснулся и видит, сидит возле него на камне девушка, ростом невысокая. На месте усидеть спокойно не может, всё время поворачивается, как будто ищет что-то. Степану сначала показалось, что всё это во сне ему привиделось. Только не спал он. Тут, Степан, и обомлел — понял, что с Хозяйкой Медной горы видится. Из шелкового малахита платье было на ней надето, сорт малахита такой бывает. Камень, а на глаз как рукой погладить хочется. Знал Степан про Хозяйку много рассказов. Знал и о том, что над людьми она забавляться любит. Подозвала Хозяйка Степана и велела ему передать приказчику следующие слова. «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала, тебе, душному козлу, чтоб ты с Красногорского рудника убирался. Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть». Степан так и передал слова Хозяйки. Приказчик разозлился и наказал его. После этого руда исчезла. Степан вскоре умер. За то, что исполнил он просьбу Хозяйки, она подарила ему малахитовую шкатулку со всяким женским прибором, которую Степан подарил своей невесте. В этом произведении описывается легенда, в которой природа обращается к человеку с просьбой. И не зависимо от желания людей, природа поступает как ей надо. Согласных же с ней, она щедро благодарит. Далеко на Урале есть рудник Гумешки – одна из самых древних медных выработок страны. Здесь, в условиях тяжёлого и опасного труда, сложились свои традиции, обычаи, верования. И именно в этом месте происходили события из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка», основанного на народном уральском предании. Рудник «Гумешки» Хозяйка медной горы – это мифическое существо, которое охраняет рудники, наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она очень подвижна, смешлива, уверена в себе. Речи её мудры, а способности волшебны: любые горные богатства Малахитчица может превратить в бесполезный кусок камня. Сама природа воплотилась в этой девушке в виде силы, оберегающей богатства уральских гор, так прославивших эту землю. А помогает ей личное войско шустрых малахитовых ящериц. По народным преданиям, встреча с Хозяйкой не сулит ничего хорошего: завлечёт ладными речами, окрутит и погубит. Но главному герою произведения крепостному Степану всё же довелось столкнуться с ней, что очень сильно меняет всю его жизнь. Сказ П. Бажова " Медной горы Хозяйка" - прекрасное произведение, которое меня очень заинтересовало и я получил от прочтения его большое удовольствие. Мне понравился сказ интересным и оригинальным сюжетом, уральскими мотивами и авторским стилем написания. Язык чуть сложноват, но читается на "одном дыхании", захватывающее произведение и увлекательное. Необыкновенный язык, на котором писал автор, погружает нас в атмосферу русской старины. (слово молвить, хворал, перст). П. Бажов мастерски сумел показать читателям особенность прекрасного уральского края и познакомил нас со сказочными героями. Сказ о Хозяйке Медной горы и простом пареньке Степане, который выдержал два испытания, а третье - нет. Он - мастер по изготовлению вещей из горных пород, добытых в рудниках. Этот сказ про любовь, верность, мастерство и талант. Мне понравился Степан, он - надежный и смелый, очень талантливый и преданный своему делу. Он не позарился на богатства Хозяйки Медной горы и не променял свою Настеньку "на каменную девку". Я рекомендую это удивительное произведение всем детям и взрослым, так как оно необычное и написано своеобразным стилем, показывает красоту Уральских гор. |