Главная страница

ДЗ№2 О18 Функциональные стили Научный стиль. Домашнее задание 2 Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль . 1 Используя главу 1 Функциональные стили русского языка


Скачать 35.17 Kb.
НазваниеДомашнее задание 2 Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль . 1 Используя главу 1 Функциональные стили русского языка
Дата30.03.2020
Размер35.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЗ№2 О18 Функциональные стили Научный стиль.docx
ТипУчебное пособие
#114088

Домашнее задание №2

Функциональные стили современного русского языка.

Научный стиль

Ι. 1) Используя главу 1.1.5. «Функциональные стили русского языка» учебного пособия Голуб И.Б (Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.  432с.)

URL:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-003.htm), заполните данную ниже таблицу:

Языковые особенности научного стиля речи

Лексические

Морфологические

Синтаксические

1.

2.

3.

……


1.

2.

3.

………..

1.

2.

3.

………



2) Укажите языковые особенности научного стиля данного ниже текста (письменно).

Культура речи – 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.


ΙΙ. Вторичные жанры научного стиля речи (аннотация, реферат, конспект).

1). Прочитайте данный ниже материал о вторичных жанрах научного стиля речи. Сделайте конспект главы «Реферат».
Вторичные жанры научной речи составляются на основе уже имеющихся опорных текстов. К ним относятся: реферат; аннотация; конспект; тезисы (вторичные).

АННОТАЦИЯ

Аннотация (от лат. annotatioзамечание) — краткая характеристика содержания произведения печати (книги, статьи и т.п.) или рукописи, информирующая о содержании первичного текста.

Цель аннотации – дать сжатую характеристику самого источника информации. Она отвечает на вопрос: «О чём говорится в научном тексте».

В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений.

Различают следующие виды аннотаций.

1. По содержанию и целевому назначению:

Справочная (также именуется описательной или информационной) – характеризует тематику текста и сообщает некоторые сведения о нём, но не даёт его критической оценки.

Рекомендательная – характеризует научный текст и даёт ему оценку с точки зрения определённого адресата.

2. По полноте охвата содержания научного текста:

Общая характеризует текст в целом, рассчитана на широкий круг читателей;

Специализированная характеризует произведение в определённых аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов (чаще носят справочный характер).

3. Групповая аннотация – содержит характеристику двух и более текстов.

а) справочная (характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких источников на одну тему);

б) рекомендательная (приводятся различия в трактовке темы, в степени их доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера).

Аннотации (в книгах) имеют две обязательные части:

  1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора;

  2. адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:

  1. композиция, структура первичного текста;

  2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Аннотация к научной статье (авторская ) краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация выполняет следующие функции:

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;

  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать  цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

а) тип и назначение произведения (тезисы, статья)

б) характеристику основной темы, проблемы научной статьи.

в) цели работы, задачи, поставленные автором аннотируемого произведения;

г) полученные в ходе исследования результаты

д) выводы автора.

Также может присутствовать указание на:

- метод, которым пользовался автор (компиляция других источников, эксперимент и т.п.);

- принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;

- структуру аннотируемого произведения;

- характеристику иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и др., включая указатели и библиографию.

Если аннотируемый документ посвящен новым проблемам и в ней используется новая терминология, то в аннотацию в силу этого иногда включаются и краткие сведения по существу рассматриваемой проблемы, дается толкование терминов. При необходимости приводятся сведения об авторе (авторах).

Данный тип аннотаций пишется одним блоком (без выделения абзацев). Объем - 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД) http://www.gramota.net/annotacia.html
Основные требования, предъявляемые к аннотации:

1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа.

2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого произведения, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана.

3. Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым, без длинных и сложных предложений, без абзацев.
Смысловые части аннотации оформляются с помощью определенных речевых клише:

для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый;

для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;

для обозначения связи фрагментов аннотации: прежде всего, вначале; затем; далее; кроме того; во-первых; во-вторых; наконец ...
Обратите внимание, что при составлении аннотации используются не только активные, но и пассивные конструкции: автор рассматривает вопрос ..., автором рассматривается вопрос ..., автором рассмотрен вопрос ..., в статье рассмотрен вопрос ..., рассмотрен вопрос ....
ОБРАЗЦЫ АННОТАЦИЙ (книжных)

Уроки организации бизнеса / Сост. А. А. Демин, В. С. Катькало. — СПб.: Лениздат, 1994. — 336 с, илл. — (Серия «Экономика фирмы»).

Читателю предоставляется возможность изучить три урока по организации бизнеса, основанные на сопоставлении концептуальных оценок поведения фирмы, американской и японской моделей корпоративного менеджмента, альтернативных стратегий и организационных форм инновационной деятельности.

В книге представлена библиография русскоязычных работ по менеджменту, изданных в 1985—1993 гг. Подобное комплексное учебное пособие по вопросам менеджмента издается на русском языке впервые.
Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1996. — 460 с.

Предлагаемая книга — это первое в отечественной практике издание, где изложены теории личности величайших психологов XX века, и каждая теория сопровождается текстом классиков психологии, представленных в книге.

Это поможет читателю осмыслить значение разных теорий в постижении сложного мира личности. Книга предназначена для психологов, философов, педагогов, юристов, а также для всех тех, кто интересуется психологией личности.

Аннотация (авторская)

Волынчук А.Б., Волынчук Я.А Российско-китайское сотрудничество — синдром отложенного партнёрства // РОоссия и АТР. 2016. №2. С. 1736.

В статье рассматриваются некоторые итоги российско-китайского экономического сотрудничества, которое в 2015 г. оказалось под сильным воздействием мировой политической конъюнктуры. Прошедший год был для РФ непростым: кризис на юго-востоке Украины, санкционное противостояние со странами Запада, война в Сирии — эти и другие внешнеполитические вызовы усугубились комплексом проблем экономического и политического характера. Продолжающийся глобальный экономический кризис, долгосрочный тренд на снижение мировых цен на энергоносители, санкции существенно ограничили возможность манёвра России при продвижении как уже действующих, так и перспективных интеграционных проектов на Евразийском континенте. Слабость экономической позиции Москвы создаёт предпосылки для формирования новых, менее выгодных условий взаимодействия с её партнёрами, которые не собираются действовать в ущерб своим национальным интересам. В работе анализируются наиболее «громкие» проекты и направления сотрудничества правительств России и КНР в торговой, инвестиционной, финансовой, военно-технической и инфраструктурной сферах. Авторы полагают, что по ряду причин экономического и политического характера РФ не удалось в 2015 г. в полной мере усилить восточное направление своего развития. Прежде всего это подтверждается снижением темпов российско-китайского взаимодействия, которое фактически принимает вид «отложенного партнёрства».

Ключевые слова: российско-китайские отношения, экономическое сотрудничество, интеграционные проекты, стратегическое партнёрство, отложенное партнёрство.

РЕФЕРАТ

Реферат - это краткое изложение содержания книги или статьи. Объём реферата больше, чем объём тезисов.

Реферат отвечает на вопрос: "Какая информация содержится в первоисточнике"?

В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и результатах исследования и т.п.

Требования, предъявляемые к реферату:

Основные требования, предъявляемые к реферату:

1) информативность, полнота изложения (то есть в реферате необходимо упомянуть все вопросы, раскрытые в первоисточнике);

2) объективность (нужно точно фиксировать мысли автора книги, а не свои мысли);

3) корректность в оценке материала (надо уважать автора).

Оценка может быть выражена так:

- нельзя не согласиться с мнением автора,

- автор удачно решает ряд проблем и т.п.
Виды рефератов

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты передают только ту информацию, которая есть в первоисточнике.

В продуктивных рефератах предполагается критическая оценка излагаемой информации (согласен ли человек, который пишет реферат, с автором статьи или нет; что в статье кажется наиболее интересным, важным; собственное отношение автора реферата к проблеме, освещаемой в статье).

Репродуктивные рефераты бывают двух видов:

а)реферат-конспект;
б) реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в кратком виде все положения первоисточника. В нём излагается основное содержание первоисточника, иллюстрации, аргументы, сведения о методике исследования. Реферат-конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости читать первоисточник.

Реферат-резюме содержит только главные положения, которые тесно связаны с темой реферата, всё второстепенные детали не указываются. Реферат-резюме своей краткостью похож на аннотацию, но отличается тем, что в обобщённом виде излагает проблемы, раскрываемые в тексте-источнике и даёт представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нём.

Рефераты также могут быть монографическими (по одному источнику) или обзорными (по нескольким источникам).При составлении обзорного реферата несколько текстов сопоставляются, сравниваются и обобщаются. Выявляются сходство и отличие одного источника от других. Для этого используются сложные предложения с союзами ЕСЛИ...ТО...;ТАК ЧТО;ЧЕМ...ТЕМ....и т.п.
Например:
Если Е.А Земская, О.Б.Сиротинина и О.А.Лаптева признают разговорную речь частью литературного языка, то И.А Горшков считает её нелитературным явлением.

Объём реферата зависит от того, как он будет в дальнейшем использоваться:
- для цитирования в своей работе,
- при выработке новой концепции исследования,
- для пополнения банка данных.

Для реферата также характерна трехчастная структура (вводная, реферативная и итоговая часть). В реферативной части выделяются три пункта: вступление, основная часть, заключение.

Каждая часть реферата вводится своими речевыми клише. Рассмотрим их далее.

Вводная часть (заголовочная).

В ней указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название работы (книги, статьи), выходные данные (год, место издания, название и номер журнала, страницы).

- В статье, помещённой в журнале "..." № ... за ... год, рассматриваются вопросы (проблемы, методы)

- Статья называется/ носит название/ озаглавлена "...."

- Статья под заголовком "..." опубликована в журнале "...." № ... за .... год.

Основная часть

Во введении формулируется ...

- Во введении даётся определение ...

- В начале статьи определяются цель/ задачи ...

- В основной части статьи излагается ...

- В основной части статьи даётся научное описание

- В статье также затронуты такие вопросы, как ...

- Автор приводит примеры, подтверждающие...

- Автор ссылается на цифры/ факты/ данные ...

Заключительная часть - это выводы автора.

- Автор приходит к выводу, что ...

- Автор подводит нас к заключению, что ...

- Автор подводит итог ...

- В конце статьи подводятся итоги ...

- В заключение автор говорит, что... / утверждает, что ...

- В заключение говорится, что ...

Итоговая часть

В ней излагается оценка работы с точки зрения важности и новизны информации.

- В итоге можно/ необходимо/ хотелось бы сказать/ подчеркнуть/ отметить ...

- Таким образом, в статье нашло отражение ...

  • Таким образом, в статье убедительно доказано ...

  • Безусловной заслугой автора является ...

  • Заслуга автора состоит в ...

  • Основная ценность работы заключается в ...

  • Достоинством (недостатком) работы - является ...

  • К достоинствам (недостаткам) работы относятся ...

  • Вызывают возражения/ сомнения ...


Образец реферата-резюме

В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в 50-60-е годы.

Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти.

Подчёркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции.

В книге исследуются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения.

Далее в книге анализируются литературно-художественные дискуссии 50-60-х годов, что выявляет философские идеи интеллигенции.

В заключение показаны пути художественной интеллигенции к диссидентству и к жизни по двойной морали.

Реферат-конспект

Зезин М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 50-60-е годы / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. - М.: Диалог МГУ, 1999. - 398 с.

В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в различных политических условиях.

В начале монографии даётся характеристика кризису советской художественной культуры начала 50-х годов, который заставил и интеллигенцию, и власть задуматься над его причинами и искать пути его преодоления. К концу 60-х годов возможности сотрудничества интеллигенции с властью в демократических преобразованиях были исчерпаны.

К этому времени определились основные идейные течения внутри интеллигенции, закончились реформы, что создавало новые условия для взаимоотношений интеллигенции и власти.
Основное внимание в книге уделяется небольшой по численности и пёстрой по составу группе интеллигенции, профессионально занимающейся творческой деятельностью в области литературы и искусства. Это узкий слой, сосредоточенный главным образом в Москве и Ленинграде, тесно соединённый творческими, личными и семейными связями.
Особое внимание уделяется деятельности творческих союзов. Властные структуры изучаются на уровне центральных партийных и государственных органов.
В работе исследуются социальные аспекты положения деятелей литературы и искусства, система и размеры оплаты труда, уровень жизни.

Иерархическая система распределения благ, отмечает автор, оказывала значительное воздействие на интеллигенцию.
Анализ литературно-художественных дискуссий 50-60-х годов даёт возможность выявить философские идеи интеллигенции, позиции и характер разногласий между группировками, типы социального поведения.
В заключение говорится, что с середины 60-х годов часть интеллигенции вливается в ряды возникшего в то время диссидентского движения. Основная же масса всё больше привыкает к двойной жизни.

КОНСПЕКТ

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью.

С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

  • конспект-план;

  • конспект-схема;

  • текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

  1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

  2. Осмыслить основное содержание текста, дважды про- читав его.

  3. Составить план - основу конспекта.

  4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

  5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

  6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

  7. Применять определенную систему подчеркиваний, сокращений, условных обозначений.

  8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.



2). Приготовьте к практическому занятию №3 распечатку данного эссе.
Кузьменко Татьяна, студентка 1 курса ИШ ДВФУ

Важность проектирования в строительстве

Проектирование в строительстве на сегодняшний день является довольно актуальной темой. Строительство должно начинаться с создания проекта, а все вопросы о качестве строительства, стоимости, количестве энергопотребления останутся не решенными, если не будет составлен грамотный и четкий проект, определяющий дальнейшие действия, направленные на создание объекта, удовлетворяющего определенным требованиям. Так, грамотное проектирование является важным составляющим в таком процессе как строительство.

Во-первых, проектная деятельность -неотъемлемая база организации и планирования строительства. Проектирование - это замысел, идея, образ, который воплощается в описании, расчетах, чертежах, раскрывающих сущность идеи и возможность его практической реализации. «Это процесс составления описания, необходимого для создания объекта строительства, путем его детализации» [1, с.21]. Главная задача проектирования заключается в снабжении объекта строительства проектно-сметной документацией, что включает в себя будущий план строительства и список затрат на производимую работу. Без проектной деятельности достаточно тяжело установить цели, задачи строительства, а также способы достижения заявленного плана.

Во-вторых, проектирование оказывает огромное влияние на развитие научно-технического прогресса в строительстве. В этой сфере максимально используются достижения науки и техники. Можно сказать, проектирование по своей сути, это звено технического прогресса, которое связывает науку с производством. Объясняется это тем, что через проекты реализуются научные исследования и достижения в области технического и социального прогресса, тем самым оказывая влияние на экономику. Выражением технического прогресса в строительстве, является «комплекс строительных работ, характеризующихся высоким уровнем возводимых объектов, типизацией элементов и объемно-планировочных решений, внедрением новых функциональных изделий и строительных материалов, современных технологий, эффективных методов организации, планирования и управления строительством» [2, с.256].Благодаря проектированию строительных объектов происходит один из основных и важнейших этапов технического прогресса и строительства в целом.

В-третьих, грамотное и профессиональное проектирование не приведет к неизбежному ряду ошибок, которые повлекли бы за собой серьезные последствия. Особое внимание в проектировании должно уделяться фундаменту и вентиляции здания, отоплению, водоснабжению и выбору места строительства, иначе это ведет к таким проблемам, как разрушение отдельных элементов, нарушение микроклимата в здании и в итоге обрушение всего сооружения. Так, компетентность проектировщиков обеспечивает качество исполнения работы, надежность и устойчивость будущего строения.

Делая вывод из всего выше сказанного, можно сказать, что проектирование является мощным инструментом для преобразования условий производственной, социальной и культурной жизни людей. Научно – технический прогресс в проектировании, имеет значение для перспективы развития строительства предприятий, зданий и городов в целом. Проектирование является одним из самых главных элементов на этапе строительства. От уровня профессионализма проектировщика зависит дальнейшая судьба здания и людей эксплуатирующих его. Важно понимать, что «грамотно составленный проект это основа безопасности и долговечности любого строения, его функциональности и комфорта в эксплуатации» [3, с.311]. Итак, без профессионала, который может составить качественный проект здания, не обойтись. А для успешного развития проектирования и строительства в целом необходимо совершенствовать уже созданные способы проектной деятельности и вырабатывать новые.

Список литературы

  1. Организация строительного производства: учеб. / Т.Н. Цай [и др.]. – М.: АСВ, 1999. – 21 с.

  2. Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. - 256с.

  3. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины: учеб. пособие / В.М. Васильев [и др.]. – М.; СПб., 1999. – 311с.


написать администратору сайта