Главная страница

2003 Пухан Иво Римское право. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеДопускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
Анкор2003 Пухан Иво Римское право.doc
Дата25.12.2017
Размер2.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2003 Пухан Иво Римское право.doc
ТипДокументы
#12922
КатегорияЮриспруденция. Право
страница12 из 51
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51

Раздел четвертый. КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА



Наличие огромного количества общеобязательных правовых норм, которые создавались самыми различными способами уже к концу периода республики, подвели к вопросу о кодификации римского права двух выдающихся правителей, Помпея и Цезаря. Между тем, им так и не удалось ничего предпринять в этом плане.

Несмотря на это, активная роль преторов в приспособлении римского jus civile к потребностям рабовладельческой экономики и рабовладельческих общественных отношений способствовала тому, что и некодифицированное римское право в основном успешно справлялось со своими задачами и действовало как единая гармоничная синхронизированная система. Кодификация права стала необходимой, когда дело дошло до резкого разделения между органами, принимающими законы, и органами, применяющими законы. Преторы не могли больше исполнять свою функцию адаптации права к новым общественно-экономическим отношениям, функция создания права сконцентрировались в руках принцепсов.

§ 69. Римские кодификации до Юстиниана



Наиболее ранней кодификацией римского права являются Законы XII таблиц. Затем Адриан совершил кодификацию эдиктов городских и перегринских преторов. Частные кодификации (codex Gregorianus и codex Hermogenianus) в последующем сменяются официальными кодификациями: Codex Theodosianus — первая официальная кодификация leges, собранных от начала правления Константина Великого до Феодосия. Комиссия, работавшая над этой кодификацией, составила 16 книг, разделенных на главы и параграфы. Труд комиссии был освящен и санкционирован императором Феодосием в 438;

— Novelae leges или novellae constitutiones были дополнением кодекса Феодосия, содержащим конституции, изданные Феодосием после принятия кодекса конституций императора Валентина II и Майориана. Части этого собрания сохранились в варварских кодификациях римского права;

— Constitutiones Sirmondi — содержит 16 конституций церковно-правового содержания. Вероятно, была написана в пятом веке. Ее обнаружил Jacobus Sirmondus в 1631 году.

§ 70. Варварские кодификации римского права



Когда на территории Западной римской империи были созданы раннефеодальные государства, варварские правители галло-римского населения, согласно персональному принципу, не применяли варварское право, а создали собрания правовых норм — некую разновидность кодификации римского права, которые были источником права римских подданных варварского происхождения. Эти собрания, скромные по своему объему и содержанию, далекие от своих классических образцов, известны под общим названием lex romanae barbarorum — варварские собрания римского права.

— Codex Eureci (codex Euricianus) составлен около 475 года по приказу вестготского короля Эриха, который действовал как заместитель префекта в Галлии. Это согласуется с тем, что кодекс был составлен в виде эдикта. Сохранилась лишь малая его часть, хотя и сам эдикт был невелик по объему. Содержит части ранее принятых кодификаций.

— Lex romana Visigothorum или Breviarum Alaricianum. Составлена в 506 году по приказу короля вестготов Алариха II. Содержит части ранее обнародованных кодификаций и фрагменты трудов Гая, Павла и Папиниана.

— Lex Romana Burgundionum. Гундобад, король Бургундии, принял варварский сборник, разработанный на основе более ранних кодексов, Sententiae Павла и Instituciones Гая.

— Edictum Theodorici. Теодорих, король остготов и патриций Восточной римской империи, в 507 году провозгласил собрание законов, которые были обязательны для бывших жителей Италии. Разработан на основе постоянных кодексов и Sententiae Павла.

§ 71. Кодификация Юстиниана



Император Юстиниан (527—566) — последний, кто сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Согласно некоторым авторам, это последний римский правитель, а согласно другим — первый византийский правитель. Юстиниан сознавал, что правовая неопределенность является результатом неупорядоченности римского права и прежде всего — противоречия между jus и leges. Понимая, что государство основывается не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан решил провести кодификацию всего римского права: источников, содержащих jus, и источников, содержащих leges. Особенно он хотел устранить различия между jus vetus и jus novum (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, проистекающим из конституций римских императоров), создав, таким образом, единую правовую систему и стремясь с ее помощью вернуть стабильность римскому государству.

Работа над кодификацией осуществлялась с помощью юристов, занимающихся практической и теоретической деятельностью, под руководством прославленного Трибониана, который был главным и подлинным творцом кодификации.

Хронологически рассматриваемая кодификация создавалась в таком порядке: сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии кодифицировать установления императоров — leges. Комиссия разработала Novus codex Justinijanus.

Вероятно, под влиянием Трибониана было решено приступить к разработке новых собраний, прежде всего имея в виду наиболее известные труды по римскому праву, труды классических юристов — jus. Так была создана Digesta (Pandectae). Позднее приступили к работе над официальным учебником права — Institutiones. Составленный перед этим сборник императорских установлений был дополнен, и таким образом был создан Codex repetitae praelactionis. Под конец был составлен сборник конституций, которые были плодом законодательной деятельности Юстиниана — Novelae.

1. Novus codex Justinijanus (529 год) был лишь зачатком кодификационной работы Юстиниана. Кодекс — собрание императорских конституций (leges). Работа началась с учреждения комиссии под предводительством Трибониана. Пользуясь ранее созданными кодексами (Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus) и новыми конституциями, комиссия создала первый кодекс Юстиниана, который вступил в силу в 529 году.

2. Digesta или Pandectae (533 год) — наиболее объемная и значимая часть кодификации. Была сформирована новая комиссия, в которую вошли самые известные юристы, правоведы, высшие государственные чиновники и адвокаты под председательством Трибониана, имевшая своей задачей проведение кодификации всего jus, начиная с Законво XII таблиц до источников права в постклассическом Риме. В ходе трехлетней интенсивной работы комиссия просмотрела около 2000 книг. Конечным результатом явились Digesta, или по-гречески Pandectae, большое собрание jus, которое вступило в силу в 533 году. Дигесты были поделены на 50 книг, в которых были проработаны все установления в области публичного и частного права. Книги делятся на заглавия (титулы), кроме трех, содержащих один единственный titulus. Отдельные титулы поделены на фрагменты с указанием имени автора и труда, из которого был взят фрагмент. Такая система работы сделала возможным позднее осуществить реконструкцию многих трудов классических юристов и эдиктов преторов. Таким образом, благодаря методам, использованным при ее составлении, эта часть кодификации имеет особое значение для изучения истории всего римского правового порядка, а благодаря своему содержанию, Digesta, или Pandectae, носит общеэнциклопедический характер.

3. Institutiones (533 год) представляют собой краткий справочник, который имеет вводный характер и предназначен для молодежи ("cupida legum juventus"), желающей изучать законы. Институции состояли из четырех книг и очень кратко трактовали проблемы в области статусного, семейного, имущественного, обязательственного и наследственного права. Книги состояли из титулов. Деления на фрагменты не производилось. Позднее отдельные титулы были разделены на principium и фрагменты.

4. Codex repetitae praelactionis (534 год) был очищенным, т. е. переработанным Novus codex Justinijanus. Он был принят после неудачной попытки с Quinquaginta desisiones — пятьюдесятью постановлениями, которые издал Юстиниан под влиянием Трибониана с целью разрешения несогласованных противоречий между Дигестами и Институциями, с одной стороны, и Новым кодексом Юстиниана, с другой. Но это решение не было практически применимым, и вместо него был разработан Codex repetitiae praelactionis, который сохранился до нашего времени. Его материалы поделены на 12 книг, которые также поделены на титулы. В рамках титулов собраны законы (leges) с обозначением авторов конституций, предписания которых охватывали кодификаторы.

5. Novellae — это конституции, которые Юстиниан провозгласил после завершения работы над Институциями, Дигестами и Кодексом. Это частная кодификация, состоящая из 150 конституций, плод законодательной деятельности Юстиниана, охватывающая все области правовой жизни.

Принимая во внимание, что Novus codex Justinijanus не сохранился, Юстинианова кодификация — Corpus juris civilis, как она была названа в средние века, состоит из: Digesta (или Pandectae), Institutiones, Codex repetitae praelactionis и Novellae.

Значение Юстиниановой кодификации, без сомнения, велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права.

Система, по которой работала комиссия, дает возможность изучать историю всего римского права в совокупности. С другой стороны, начало развития правовой науки в средние века связано с изучением Дигест, им же обязаны своим появлением новые школы, такие как — школа глоссаторов, постглоссаторов, школы "элегантной юриспруденции" и пандектистов.

Установления Юстиниановой кодификации долгое время применялись в Европе в качестве субсидиарного правового порядка буржуазного общества в период его становления, а также во время становления первых гражданских кодексов, которые восприняли многие положения римского права в регулировании товарно-денежных отношений в период либерального капитализма.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Римское право по Юстиниановой кодификации




§ 72. История Юстиниановой кодификации в Византии



Достаточно долго, почти два века, Юстинианова кодификация применялась в Византии без значительных изменений. Но так как кодификация была написана на латыни (кроме новелл), а греческий язык в большей степени был служебным языком, Юстиниан разрешил свою кодификацию механически перевести на греческий (Kata podes), чтобы систематизировать составление индексов (indices) и выявить параллельные места (paratitla).

Хотя Юстиниан запретил без его согласия комментировать или исправлять текст кодификации, все же части кодификации комментировались знаменитыми юристами, жившими в то время (Теофил, Доротей, Стефан, Кирилл и другие), и стремившимися адаптировать старые тексты к новым условиям феодального строя, характерным для византийской эпохи.

Византийские цари также изменяли установления Юстиниановой кодификации, создавая новые конституции и даже целые сборники с целью их приспособления к новым общественно-экономическим условиям византийского общества.

Лев Исаурийский, известный иконоборец (иконокласт) издал Eklogi ton nomen (740 год) и три сборника: nomos georgikos (сельский закон), nomos Rhodion (морской закон) и nomos strategikon (воинский закон).

Царь Василий Македонский (867—886) заменил Юстинианову кодификацию тремя сборниками: Proherion, Epanagoga и Vasiliki. Среди них наиболее значительными являются Vasiliki, которые начал Василий Македонский, а завершил Лев Мудрый (886—911). Vasiliki — это целостная переработка Юстиниановой кодификации.

После этой кодификации появился интерес юристов и комментаторов к толкованию и обработке права, составляющего содержание сборника. Среди многочисленных обработок Vasiliki — Heksabiblos или Шестикнижие Константина Герменопулоса 1345 года.

§ 73. История Юстиниановой кодификации на Западе



Юстинианова кодификация вступила в силу в Италии в 554 году. Это было сделано особой конституцией, принятой по просьбе папы Вергилия, т. е. с sanctio pragmatica pro petitione Virgili. Италия вскоре после смерти Юстиниана попала под власть лангобардов. Короли лангобардов и другие германские короли для регулирования отношений в государстве издавали собственные сборники. Между тем, влияние Юстиниановой кодификации очевидно не только в этих сборниках, но и в формулировании канонического права католической церкви, чье влияние как организованной системы началось тогда на территории Западной римской империи.

Между тем, Юстинианова кодификация, которая базировалась на чистой частной собственности, теряет свое влияние в период феодализма, характеризующийся утратой интереса к товарному производству и возвратом к натуральной экономике. Лишь с оживлением городского хозяйства, торговых связей между городами и областями усиливается интерес к Юстиниановой кодификации и римскому праву.

Школой, которая начала заниматься научным изучением Юстиниановой кодификации, прежде всего Дигестами, была школа глоссаторов. Начало деятельности этой школы положил Ирений, который в Болонском университете начал изучать римское право. Он первым начал производить глоссирование, т. е. писание объяснений на полях или между строк оригинального текста кодификации. Его последователями являются четверо докторов права: Martinus, Bulgarus, Jacobus, Hugo.

Из разных земель Европы приезжали молодые люди в Болонью и другие города Италии изучать римское право. Студенты этих правовых школ возвращались домой и встраивали в уставы своих родных городов идеи римского права. Принятие римского права уставами отдельных городов охватывало части Юстиниановой кодификации, обработанные глоссаторами. Глоссированные части Кодекса Юстиниана составили труд "Glossa ordinaria", созданный Аккурсием (середина XIII века).

Изучение римского права с целью приспособления Юстиниановой кодификации и применения ее в действующем правовом порядке (mos docendi italicus) являлось основной задачей глоссаторов. Но с середины XIII века, беря отталкиваясь от Glossa ordinaria, развивается новый вариант mos docendi italicus — итальянский метод изучения. Это -— школа комментаторов, или постглоссаторов. Исходя из глоссированных частей Юстиниановой кодификации, представители этой школы приспособили римское право к новым условиям жизни, к практическим потребностям, создавая абстрактные юридические понятия — обобщали, извлекали основы и определения из конкретных решений. Многие дефиниции и выражения, приписываемые римлянам, в сущности, являются плодами деятельности школ глоссаторов и постглоссаторов.

Крупнейшими представителями школы постглоссаторов-комментаторов являются: Cinus, Bartolus, Baldus и другие. Внедрение римского права в практику самым непосредственным образом реализовалось в Германии, причем по приказу правителей. Причины этого многочисленны: во-первых, германские властители считали себя законными наследниками римских императоров, во-вторых, феодальная раздробленность и т. д. По решению императора Максимилиана I в 1495 году римское право, обработанное глоссаторами и постглоссаторами, было реципировано — принято в качестве правового порядка, согласно с которым мог действовать Верховный суд германской империи, как того требовали стороны. Право, содержащееся в Юстиниановой кодификации, трактовалось как субсидиарное право (применялось по просьбе сторон и тогда, когда не было правовых норм для регулирования данных отношений), а также как общее право, единое на всей территории государства. Римское право как субсидиарное право и общее право стало основным правовым порядком благодаря предпочтению, которое ему отдавали стороны, действовавшие по этому правовому порядку. Таким образом, предполагалось — jure novit curia, что суд признает римское право, в то время как те, кто ссылались на императорское право, должны были доказывать не только факты, рассматриваемые судом, но и существование соответствующих царских указов.

Нормы римского права включались в новый порядок, который рождался в Европе, в период первичного накопления капитала. Римское право находилось в согласии с интересами молодого буржуазного класса, и это право было принято не только в Германии, но и в Англии, Голландии, Франции и в других государствах Европы. Такое внедрение римского права было противно интересам крестьян, которые кроме войн, восстаний и других проявлений своего недовольства, вели борьбу и за то, чтобы все доктора права были изгнаны с территории государства.

Новым течением в правовой науке, появившимся в конце XV и начале XVI века и тесно связанным с изучением положений Юстиниановой кодификации, является историко-правовая школа, или школа "элегантной юриспруденции" (названная так из-за стремления ее представителей к элегантному стилю письма, или mos docendi gallicus). Представители этой школы, опираясь на идеи гуманизма и ренессанса, приступили к изучению истории римского права, возвращаясь к оригинальным античным источникам права. Представителями этой школы являются итальянец Alciatus, француз Buddaeus, немец Zasius. Среди представителей этой школы — Cuiacius и Gothofredus, который первым издал Юстинианову кодификацию под названием Corpus juris civilis, применив новое изобретение — типографию.

Практическое изучение предписаний римского права предприняли камералисты (от названия верховного суда) или пандектисты (от Pandectae — греческого названия важнейшей части Юстиниановой кодификации.) Они обработали главнейшие части Юстиниановой кодификации, сообразуясь с новым временем. Так было создано новое право, которое не было римским, хотя и исходило из него; пандектное право, или usus modernum pandectarum. Представители: Duaren и Donelo во Франции, Karpcov в Германии. Пандектное право сохранялось и развивалось в XIX и XX веках. Представители: Dernburg, Vindstajn и другие.

Школа натурального права появилась в XVII веке. Ее основатель — Гроциус. Эта школа стремилась к созданию правового порядка, основанного на принципах человеческого разума и человеческой природы. Этот порядок должен быть вечным и неизменным. Стремясь к единому рациональному правовому порядку, представители этой школы пытались обойти различия между семейным и общественным римским правом. Под влиянием школы натурального права в XVIII и XIX веках были приняты законодательства, которые представляют собой буржуазные гражданские законодательства периода либерального капитализма. Самым известным из них является французский Гражданский кодекс 1804 года — Code civile. Этим законодательством было исключено непосредственное применение римского права как субсидиарного права и были приняты те правовые нормы, которые соответствовали молодому буржуазному классу и содержались уже в римском праве.

Обновленная историческая школа считала, что право и правовой порядок не являются отражением абстрактной человеческой природы и абстрактного человеческого ума, но проистекают из национальной природы и национальных свойств каждого отдельного народа. Так как представители этой школы исходили из отказа от принятия единого правового порядка, без того, чтобы изучать историю каждого народа и независимо от национального духа, это способствовало развитию изучения римского государства и римского права. Ученые, которые таким способом изучали римское государство и право, многочисленны. Среди них — Савиньи, Пухта, Иеринг, Момзен, Брунс, Ленел, Карлова, Кик, Моние, Бонфанте, Аранго-Руиз, Венгер, Касер и др.

Историки римского права, которые исходят из положений историко-материалистического и диалектического метода, стремятся объяснять возникновение и развитие римского государства и права в соответствии с развитием общественно-экономических отношений, столкновением классовых интересов и классовой борьбой в римском общественном и государственном сообществе.

КНИГА ВТОРАЯ. Частное, имущественное и процессуальное право (JUS QUOD AD PERSONAS, JUS QUOD AD RES ET JUS QUOD AD ACTIONES PERTINET)




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Частное право (JUS QUOD AD PERSONAS PERTINET)




1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51


написать администратору сайта