Главная страница

2003 Пухан Иво Римское право. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеДопускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
Анкор2003 Пухан Иво Римское право.doc
Дата25.12.2017
Размер2.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2003 Пухан Иво Римское право.doc
ТипДокументы
#12922
КатегорияЮриспруденция. Право
страница20 из 51
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   51

Глава первая. ВЕЩИ




§ 115. Понятие вещи



В источниках римского права термин вещь (res) употреблялся в нескольких значениях. В самом широком значении к нему относилось все, что существует в материальном и познаваемом мире (193), в более узком, он охватывал все то, что могло быть предметом правовых отношений вообще (194), а в самом узком — все то, что представляло предмет (объект) имущественного права.

Предметы имущественного права могли быть самыми разнообразными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свойства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь человеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредственно на них основывается какое-то имущественное право; это может быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдельные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имущественном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части природы, доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятельность, а также отдельные права, если они являлись предметом имущественных отношений. (195)

По специальным свойствам, имеющим особую важность в экономическом и правовом обороте, вещи делились на несколько групп.

§ 116. Движимые и недвижимые вещи



Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и повреждения собственной сущности. Между движимыми вещами различались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других (res mobilis в более узком смысле) и вещи, которые двигались сами (res se moventes). Среди вещей, которые двигались сами, самыми важными являлись скот и рабы. (196)

Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения (inaedificatio), все, что было посеяно (insemenatio) и посажено на земле (implantatio). Inaedificatio, insemenatio и implantatio имели собирательное имя superficies (земная поверхность). Это разделение имело значение при появлении правила: Superficies solo cedit, по которому все, что находилось на земле, принадлежало собственнику земли, без связи с тем, кому принадлежали перечисленные составные части или акцессориумы (принадлежности).

Кроме упомянутых классификаций, правовое значение имели и разделения: на praedia rustica и praedia urbana (особенно в области так называемых служб); на praedia italica и praedia provincialia (особенно в области собственности и в области налогообложения); на ager gentilicius (compascuus), на ager publicus (ager arcifinalis) и на ager privatus (viritanus). Ager gentilicius представлял собой коллективную собственность римских родов; ager publicus представлял собой собственность римского государства; ager privatus находился в частной собственности римских граждан и происходил из heredium, из захваченного ager publicus, из купленных земельных участков (ager quaestorius), как и из участков, выделенных в частную собственность граждан (ager divisus et adsignatus).

Правовые последствия разделения вещей на движимые и недвижимые были многочисленны, как в вещном и обязательственном праве — в области собственности, прав на чужие вещи, в установлении обязательств, так и в ответственности за их исполнение.

§ 117. Заменимые и незаменимые вещи



Деление вещей на заменимые и незаменимые имело большое значение, так как от этого свойства вещей зависела ответственность за случайно утраченную вещь, как и природа отдельных правовых отношений. Когда речь шла о заменимых вещах, применялось правило genera non pereunt или genus perire non censetur, которое означало, что должник оставался обязанным возвратить долг, пока существовала хотя бы одна вещь этого рода. Когда речь шла о незаменимых вещах, употреблялось правило species perit ei sui debetur, означающее, что должник был освобожден от каких-либо обязательств, если утрата вещи произошла без его вины. В связи с большим значением деления вещей на заменимые и незаменимые в римском праве этому вопросу было уделено серьезное внимание.

По нормам римского права заменимыми вещами считались вещи, которые стороны сами определили таковыми. Это же имело силу и для незаменимых вещей (res non fungibiles). Согласно этому положению, свойство заменимости и незаменимости отдельных вещей зависело прежде всего от воли сторон. Между тем, в том случае, когда стороны не определились по этому вопросу, свойство заменимости или незаменимости устанавливалось при помощи определенных правовых предпосылок.

Первой правовой предпосылкой была следующая: заменимыми считать вещи, определенные in genere, а незаменимыми — вещи, определенные in specie. Вещами, определенными in genere, считались те, которые в обычном экономическом обороте не были определены в такой мере, чтобы можно было индивидуализировать их в массе однородных предметов, а определенными in specie — те, которые обычно индивидуализировались по особым характеристикам до такой степени, что точно было известно, о каком предмете идет речь.

Когда и деление на genus и species не приводило к ясному убеждению, идет ли речь о заменимых или незаменимых вещах, применялось деление предметов на res quae numero, pondere mensurave constant и на res quae pondere numero mensurave non constant, т. е. заменимыми считались те вещи, которые в обычном экономическом обороте проявлялись как определенное количество (по их числу, весу и объему), а незаменимыми — те, что обычно были полностью индивидуализированы.

Следующая правовая предпосылка по определению свойства заменимости и незаменимости, была необходима в связи с тем, что экономический оборот отдельных масс добра на римском рынке лавировал между оборотом количества и оборотом индивидуализированных предметов. Для того, чтобы было ясно, в каких случаях о каких вещах идет речь, вещи делились на res consumptibiles, или расходуемые, и на res non consumptibiles, или не расходуемые вещи, считающиеся незаменимыми. Расходуемыми были вещи, материя (субстанция) которых была способна к длительному использованию. В связи с тем, что среди не расходуемых вещей существовали различия между теми, что и после многократного употребления по виду не портились, и теми, что после такого употребления выказывали видимые признаки амортизации, римские юристы поделили нерасходуемые вещи на res non consumptibiles в строгом значении и res quae abusu minuuntur, или вещи, ценность которых после многократного употребления уменьшалась. Среди расходуемых вещей главное место занимали деньги. Хотя по своей материи они были не расходуемыми, их оборотная функция была расходуемой. (197)

§ 118. Единые и составные (сложные) вещи



Деление вещей на единые и составные (сложные) было произведено в классическое время. Едиными вещами (res quae continetur uno spiritu) или вещами, вдохновленными одной душой, были предметы, представляющие собой естественное и физическое целое (камень, балка, человек и т. д.) Составные (сложные) вещи делились на две группы: res quae ex contigentibus constant, или вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом (дом, корабль, печь), и res quae ex distantibus constant, или вещи, которые были и остались отдельными или собранными, но право считало их едиными из-за целого, которому эти вещи служили (улей, стадо, народ, легион, склад). Res quae ex distantibus constant делились на universitas facti и на universitas juris. Universitas facti были вещи, чье функциональное единство образовывалось естественным путем (стадо, улей, народ), a universitas juris — те, которые получали единственную функцию только на основании предписаний правового порядка (имущество, наследство, приданое, peculium и т. д.)

Деление вещей на единые и составные имело большое значение как при способах приобретения собственности, так и при выполнении договорных обязательств. В указанных случаях, особенно, если речь шла о res quae ex distantibus constant, или о собранных предметах, принималось правило accessorium sequitur principale, что означает: каждая составная часть сложной вещи разделяет правовую участь целого.

§ 119. Делимые и неделимые вещи



Для отношений собственности (condominium), для так называемых сборных и других связей вопрос, является ли некая вещь делимой или неделимой, имел существенные правовые последствия. Делимыми вещами (res divisibiles) были вещи, которые могли быть разделены на составные части без уменьшения их общей имущественной ценности и экономической функции. Напротив, неделимые вещи (res indivisibles) при разделении на составные части теряли свою ценность и функциональные свойства целого. Свойство делимости или неделимости отдельных вещей часто не зависело от их природных свойств, а лишь от воли сторон и обычаев, созданных в обращении.

§ 120. Главные вещи и принадлежности



При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей, принадлежащих различным собственникам, для применения правил accessorium sequitur principale или accessorium cedat principali (принадлежность следует судьбе главной вещи) часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью (accessorium). Общее правило существовало лишь по отношению к земле и земельным superficies (superficies solo cedet). В других случаях, как главная вещь (principale) определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлежности, или акцессориумы, — те составные части главной вещи, которые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного критерия было трудно определить, где главная вещь, а где принадлежность, римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit — что чему служит. (198) Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

Упомянутая проблема не возникала для вещей, состоявших из отдельных частей. Отдельные второстепенные вещи, или пертиненции, необходимо было передать их истинному собственнику без повреждения главной вещи. Проблема перитиненций, или отдельных второстепенных вещей, имела значение лишь в обращении сборных или сложных вещей, составленных из главной вещи и перти-ненций: тот, кто покупал главную вещь, покупал и ее пертиненции, если не было иной определенной договоренности.

§ 121. Плодоприносящие вещи и плоды



Плодоприносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям (в экономическом обороте) был способен создавать новые экономические ценности. Новые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодоприносящей вещи под действием естественных законов и в результате человеческого труда или законов экономического обращения, назывались плодами (fructus).

Плоды, происходящие от плодоносящих вещей (res fructiferae) под действием законом природы и в результате человеческого труда, назывались fructus naturalis, или естественные плоды. Естественные плоды, как правило, принадлежали собственнику вещи. Однако, в связи с тем, что по поводу одной вещи, находящейся в собственности определенного лица, могли возникать различные правовые трансакции, благодаря которым и некоторые несобственники могли участвовать в собирании природных плодов, было необходимо зафиксировать различные моменты этого присвоения. Поэтому различались: fructus pendentes — неотделенные плоды; fructus separati — отделенные плоды; fructus percepti — собранные плоды; fructus consupmti — потребленные (переработанные) плоды; fructus extantes — натурадьные (наличные) плоды; fructus percipiendi — плоды, которые необходимо собрать.

Уже в древний период развития римского права было ясно, что могут существовать определенные плоды, которые возникают не под действием законов природы и с использованием человеческого труда, а лишь в результате участия людей в экономическом и правовом обращении. Эти плоды, возникающие не ex ipso corporаrе, а от разных других факторов, которыми являются разнообразные имущественные трансакции. Плоды, собираемые как возмещение при подобных работах, были известны как fructus civiles, или гражданские плоды. В группу гражданских плодов входили проценты, рента о сдачи земли в аренду и т. д.

§ 122. Телесные и бестелесные вещи



"Некоторые вещи телесны, а некоторые — бестелесны. Телесны те вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многие другие. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как, например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом. При этом несущественно, что наследство содержит телесные вещи и что плоды, собираемые с земли, телесны и что то, что мы получаем на основании какого-нибудь обязательства, чаще всего телесно, как земля, раб, деньги: тогда как само право наследования, само право узуфрукта и само право на обязательство бестелесны". (199) Таким образом юрист Гай объяснил понятие телесных и бестелесных вещей (res corporales и res incorporales). Согласно этому, телесными вещами являлись предметы, существующие в физическом мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи, или права, не существовали в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях и на основании правовых предписаний. И те и другие имели общее свойство: проявляли себя как предметы имущественного обращения.

§ 123. Вещи в частной собственности и вещи вне частной собственности



Римские граждане не имели права присваивать все те вещи, которые по своим естественным свойствам были способны удовлетворять их потребности. Многие такие вещи были предназначены для удовлетворения потребностей римского государства и римского культа. Кроме того, существовали и вещи, которые не могли быть предметом частного присвоения, потому что были предназначены для общего употребления гражданами. На основании этого в римском праве появилось деление на вещи, подлежащие частному присвоению, и вещи, такому присвоению не подлежащие.

Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям божественного права (res extra patrimonium divini juris), были res sacrae и вещи, посвященные высшим богам. В эту группу входили храмы, культовые предметы и весь остальной храмовый инвентарь. Для того, чтобы получить свойство вещи, посвященной богам, требовалось специальное освящение со стороны комиций или сената. В группу res extra patrimonium divini входили и res religiosae и res sanctae. Res religiosae были вещи, посвященные божественным предкам (лары и пенаты). Свойство вещи, посвященной божественным предкам, достигалось специальным распоряжением хозяина вещи или определенным религиозным действием, как, например, перенесением и захоронением мертвых на собственной земле. Res sanctae, или вещи, предназначенные для обороны города (городские стены и городские ворота), хотя и не входили в понятие вещей, посвященных богам, в известном смысле были уравнены с ними. (200) Вещами, не подлежащими частному присвоению согласно предписаниям человеческого права (res extra patrimonium humani juris), были: res publicae, res universitatis и res communes omnium. Res publicae были вещи, необходимые и для функционирования государства и для развития общественной жизни граждан: общественные реки (flumina), общественные дороги (vitae consulares и praetoriae), пристани (portus), общественная почта (cursus publicus), общественные площади, общественные парки, общественные бани, стадионы и т. д. Все эти вещи были собственностью римского государства. (201) Res universitatis были, в основном, теми же, что и res publicae, и служили для выполнения основных задач разных самоуправляющихся единиц (civitates, municipia, coloniae, метрокмии). Для этих вещей существовал особый правовой режим, и они находились в собственности самоуправляющихся органов. Res communes omnium (вещи, общие для всех людей) были вещи, которые по своей сути или по количеству существования в природе были непригодны для присвоения. Содержание этой группы вещей изменялось в ходе истории. (202) В классическом и постклассическом праве вещами, общими для всех, были: воздух (аеr), вода, которая течет (aqua profluens), море (mare) и морской берег (litora maris) до границы наивысшего зимнего прилива.

Все другие вещи, согласно римским предписаниям, были res in patrimonio, или вещами, подлежащими частному присвоению (res privatae). Вещи, подлежащие частному присвоению (res in patrimonio и res privatae), делились не несколько групп в зависимости от того, имели ли они в данный момент хозяина, и от того, выбросил их хозяин или потерял. Вещи, имеющие хозяина в данный момент и, как правило, находящиеся в его владении, назывались res in bonis. Вещи, которые хозяин выбросил без желания и далее удерживать их как свои, назывались res derelictae (оставленные вещи). Вещи, которые хозяин и дальше желал удерживать как свои, но утратил их, потому что потерял, или потому что они у него были противоправно отняты, назывались res deperditae (потерянные вещи), или res vi, или clam possessae (вещи, отнятые силой или тайком). Кроме того, в группу res in patrimonio входили и вещи, которые могли быть предметом присвоения, но еще не являлись ничьей собственностью (дикие животные, птицы, рыбы, драгоценные камни) или имели когда-то хозяина, память о котором давно исчезла. Эти вещи назывались ничьи, или res nullus. (203)

§ 124. Вещи в обороте и вещи вне оборота



Близким к делению на вещи, подлежащие и не подлежащие присвоению, было деление на вещи в обороте и вне оборота (изъятые из оборота) — (res in commercio и res extra commercium). Вещи extra patrimonium, или не подлежащие частному присвоению, были и вещами extra commercium, или вне оборота. С другой стороны, вещи extra commercium не всегда и не одновременно были и вещами extra patrimonium; существовали такие предметы и такие отношения, которые не являлись предметом оборота, хотя и входили в состав имущества отдельных лиц (имущество малолетних, драгоценные материалы, встроенные в сооружения, непередаваемые права, обязанности intuitu personae и т. д.). Иными словами, вещи in patrimonio не обязаны были быть и in commercio. И наоборот: вещи in commercio не обязаны были быть in patrimonio (spes, res speratie). Из-за приведенных нюансов было необходимо вещи группы in patrimonio и extra patrimonium отделить от группы вещей in commercio и extra commercium.

§ 125. Res mancipi и res nee mancipi



В старом и классическом праве вещи делились на res mancipi и res пес mancipi. Res mancipi были теми, чей правовой оборот мог проявляться в специальных и освященных формах, доступных лишь римским гражданам (mancipatio in jure cessio). В res mancipi входили самые важные вещи хозяйственного оборота, будь то составные элементы хозяйства: praedia rustica и urbanа (городские и сельские земли), если они находились в Италии, сельские службы (servitutes praediorum rusticorun), рабы и рабочий скот (скот, укрощенный ярмом и седлом). (204) Res пес mancipi были все другие вещи хозяйственного оборота. Оборот res пес mancipi разворачивался в формах, которые были менее освященными, общими для римских граждан и других свободных жителей государства.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   51


написать администратору сайта