Главная страница

2003 Пухан Иво Римское право. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеДопускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
Анкор2003 Пухан Иво Римское право.doc
Дата25.12.2017
Размер2.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла2003 Пухан Иво Римское право.doc
ТипДокументы
#12922
КатегорияЮриспруденция. Право
страница18 из 51
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   51

Глава третья. ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. PATRIA POTESTAS




§ 100. Отцовское и родительское право



В римском праве не было известно родительское право как собрание правовых норм, по которым отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Отношения в римском обществе, особенно в римской семье, обусловили принятие целого рядя правовых установлений, по которым в семье была введена власть pater familias как над рождающимися в семье детьми, так и над лицами, которые волей pater familias были включены в состав семьи как ее свободные члены. Собрание правовых установлений, обеспечивающих власть pater familias в семье над другими ее членами, бывшими alieni juris, составляло римское отцовское право. Основная позиция римского права в разрешении отношений между pater familias и подчиненными ему лицами была типично римской. (145) Такая позиция приводила к почти полному отрицанию личных и имущественных прав лиц alieni juris в коллизии с волей pater familias. Некоторые исправления такой односторонности римских правовых установлений по организации и содержанию власти отца, доводящих до минимума права лиц alieni juris, совершались чрезвычайно медленно. Только во время Юстиниана, как результат всех подобных изменений, возникли первые формы родительского права: смягчение patria potestas оставило место и правам матери и правам детей.

§ 101. Начало установления отцовской власти



Patria potestas над лицами alieni juris могла быть установлена или фактом рождения, или актом воли pater familias.

В древние времена для установления patria potestas над детьми, рожденными в семье, требовалось соблюдение двух условий: 1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с pater familias или с каким-нибудь мужчиной из его domusa (146) и 2) pater familias должен был признать ребенка, рожденного в рамках домуса, членом своей семьи (tollere liberum). Ребенок, родившийся вне брака, как и ребенок, которого pater familias не хотел признавать членом домуса и агнатического семейства, мог быть отвергнут и, таким образом, обречен на гибель. Власть pater familias над жизнью и смертью новорожденного была смягчена уже в leges regiae и в Законах XII таблиц. По этим поправкам самим фактом рождения, без специального признания со стороны pater familias, членами семьи становились все здоровые мальчики и первородные дочери. Другие дочери и дети, рожденные с выраженными дефектами, и впредь могли быть отвергнуты.

В классический период права отвергались, в виде исключения, только нежизнеспособные дети (portenta, monstra и prodigia). С этого же времени, уже в момент рождения, все новорожденные дети от законного брака становились членами семьи под patria potestas. (147)

По воле pater familias в его семью могли быть включены и некоторые лица, рожденные вне состава семьи. Включение таких лиц в состав семьи или их приведение под patria potestas могло осуществляться усыновлением или легитимацией.

Adoptio, или усыновление чужого ребенка, чаще происходило в древнем Риме. Тогда римские бездетные граждане, по экономическим соображениям или для продолжения семьи и семейного культа усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Древнейшая форма adoptio была очень запутанной. Для adoptio мальчика требовалась тройная, а для adoptio девочки одна фиктивная манципация. После манципации pater adoptans, или усыновитель, и прежний pater familias должны были явиться к магистрату и в фиктивном процессе добиться решения о присоединении ребенка к новой семье pater adoptans. В классическом и постклассическом праве процедура усыновления была отрегулирована лучше. Было установлено, что усыновитель должен быть старше усыновленного не менее, чем на 18 лет. (148) Адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью, составленной соответствующим государственным органом. Сама адопция могла быть adoptio plena или adoptio minus plena. При adoptio plena усыновленное лицо прерывало все связи с прежним семейством, а при adoptio minus plena усыновленный получал все права в семье усыновителя, но не терял основных прав в семье родного отца.

Adrogatio была ритуальной формой усыновления лица мужского пола sui juris. При акте adrogatio, который происходил перед comitia calata, усыновляемый отрекался от своей семьи, от своего семейного культа и переходил в семью усыновителя. С связи с тем, что при адрогации прекращалась правоспособность усыновляемого лица, перед актом адрогации должны были быть урегулированы имущественные отношения, в которых находились усыновляемые перед этим действием. Когда comitia calata перестала созываться, адрогация дозволялась рескриптом императора. С того же времени могли быть адрогированы и женщины. Для законной адрогации требовалось, чтобы усыновитель был не моложе 60 лет, не имел ни родных, ни усыновленных детей, он должен был быть не беднее усыновляемого и, если речь шла об адрогации малолетнего лица sui juris, должен был гарантировать этому лицу, что не эманципирует его.

Во время императора Константина была введена и legitimatio, или узаконивание как новая форма установления отцовской власти. Legitimatio применялась для утверждения отцовской власти над собственными детьми, рожденными в конкубинате (liberi naturales). Такие дети могли быть уравнены в правах с детьми, рожденными в римском браке, или при заключении дополнительного брака между родителями детей (subsequens matrimoniam), или отдачей детей на службу в курию (oblatio curiae), или по милости принцепса (rescriptum principis).

§ 102. Личное положение лиц alieni juris



В сохранившихся частях leges regiae власть отца над ребенком обоснована следующим образом: власть над сыном Ромул вручил отцу, причем пожизненно. Отец мог бросить сына в темницу, избить, отправить на сельскохозяйственные работы, убить. Кроме того, отец мог продать сына в рабство. И даже больше — до третьей продажи отец забирал все заработанное сыном. Только с третьей продажи сын освобождался от власти отца. (149) Подобная власть отца над собственными детьми и другими лицами alieni juris, включенными в состав патриархальной семьи, была обозначена как "virae necisque potestas" (150) — власть над жизнью и смертью лиц alieni juris.

В связи с тем, что patria potestas была пожизненной, дети или лица alieni juris не имели никаких прав по сравнению с pater familias. Домашние отношения между pater families и лицами под его властью регулировались фактическим путем и зависели только от воли pater families. Таким образом, в правовом отношении не было различий между положением лиц alieni juris и положением рабов, по крайней мере, за запертыми дверьми и внутри семьи. Различия в правовом отношении лиц alieni juris и рабов проявлялись вне рамок семьи и в случае смерти pater families: вне рамок семьи за взрослыми свободными мужчинами домуса признавались политические права, а в случае смерти pater families за ними и за ближайших агнетическими потомками признавались права лиц sui juris и наследственные права на имущество pater families. (151)

Собственное положение лиц alieni juris начело улучшеться в то время, когде римскея семья разделилась на familia rustica и familia urbana. Familia urbena больше не предстевляла собой необходимый для существования ее членов экономический центр. Утрата экономического значения привела к ослаблению связей между членами семьи, а вместе с тем, и к ослаблению власти главы семьи.

Значительные изменения в содержании власти, которую pater familias имел над лицами alieni juris, были юридически оформлены в классическом и постклассическом праве. В это время отец окончательно потерял право выбрасывать и убивать собственных детей. Иначе говоря, он потерял так называемое jus vitae ae necis. В случае выбрасывения ребенка или убийства, если речь шла не об убийстве дочери, уличенной в измене, он строго наказывался. Тогда же отцы потеряли и право продавать собственного ребенка, кроме случая крайней нужды: propter nimiam paupertatem egestatemque. (152) При заключении брака больше не требовалось его согласия. Согласие отца не требовалось и в случае эмансипации лиц alieni juris в силу закона.

После принятия перечисленных ограничений отцовской власти отношения в римской семье регулировались совсем иным способом: правам отца были противопоставлены права детей, т. е. положение pater familias в семье больше не было положением лица, обладающего лишь правами, а положение детей не было положением лиц, имеющих одни только обязанности. Отец имел право требовать почитания и соблюдения домашней дисциплины путем modice castigatio, право воспитывать детей и участвовать в выборе их занятий, давать советы при заключении брака, определять им опекуна и попечителя, устанавливать пупилярные субституции, требовать от них расходов по содержанию, когда уже не был в состоянии содержать себя сам. Дети имели право на уход и воспитание, на получение приданого или donatio ante nuptias в случае заключения брака, требовать провозглашения их отца ресточителем, если он ставил под угрозу существование и экономическое процветание семьи бесполезными и неразумными тратами, получать наследство по смерти отца. Новое содержание отцовских правомочий, по большей части сводящихся к той же деятельности, которой занималась мать семьи, привело к урегулированию в римском постклассическом праве и правового положения матери. В праве Юстиниана мать была почти уравнена в правах с отцом в отношениях с детьми. Римское отцовское право эволюционировало к первым формам единого родительского права.

§ 103. Имущественное положение лиц alieni juris



В старом праве имущественное положение лиц alieni juris было совершенно неблегоприятным; они не имели никаких имущественных прав. Все, что они приобретали, они приобретали для отца, а в правовых действиях служили лишь орудиями изъявления воли pater familias (nuntius). Первым признанным за ними имущественным правом было право наследования. При возникновении латифундий для оживления хозяйственной деятельности главы семей были вынуждены доверять лицам alieni juris и даже рабам управление отдельными секторами хозяйственной деятельности и отдельными частями имущества. Таким образом, лица alieni juris получили право заключать все сделки, необходимые для правильного исполнения доверенности. По возникающим при этом обязательствам отвечали pater families путем так называемой actiones adjecticiae qualitatis. Участие лиц alieni juris в экономической деятельности как уполномоченных pater familias, привело к тому, что и за ними были признаны определенные имущественные права: filius familias ex omnibus causis tamquam pater familias obligatur et ab id agi cum eo tamquam cum pater familias potest. (153) Признание имущественной правоспособности лиц alieni juris было особенно очевидно в так называемых пекулиумах.

В самом широком смысле термин peculium означал любое имущество, доверенное для свободного хозяйствования лицам под раtria potestas. Лица alieni juris должны были управлять доверенным им имуществом как добрые хозяева: приумножать, а не терять. (154) Между тем, pater familias в любое время и по собственной воле мог отобрать у них это имущество, и не только доверенное, но и приобретенное. Право собственности на пекулиум и на все вещи, заработанные при управлении им, принадлежало pater familias.

Лица alieni juris прежде всего получили право собственности в связи с так называемым peculium castrense. (155) Peculium castrense составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на военной службе и связанное с военной службой (дары, полученные при вступление в войско, дары от товарищей по службе). Это был proprium patrimonium этих лиц, которым они имели право распоряжаться в правовых сделках и inter vivos и mortis causa.

Во время императора Константина, кроме peculium castrense, сформировался и так называемый peculium quasicastrense, который составлял имущество, приобретенное лицами alieni juris на общественной службе. Правовой режим на pecilium quasicastrense был тем же, что и режим на peculium castrense: имущество этого пекулиума находилось в собственности лиц alieni juris.

Когда путем pecilium castrense, а особенно, peculium quasicastrense была утверждена имущественная правоспособность лиц alieni juris, Юстиниан постановил: лица alieni juris имеют право управлять всем имуществом, которое им доверил отец (bona profecticia), иметь в собственности и управлять peculium castrense и quasicastrense, обладать собственностью на bona adventicia, т. е. на предметы, полученные от кого бы то ни было, кроме отца и его предков. Право управления и право пользования bona adventicia имел их отец.

§ 104. Прекращение отцовской власти



Patria potestas прекращалась с естественной или гражданской смертью pater familias или с эмансипацией лиц alieni juris, добившихся высокого положения на общественной службе, или же при недостойном поведении отца. Физическая смерть лиц alieni juris всегда погашала отцовскую власть, а физическая смерть отца погашала эту власть лишь над лицами, находящимися с ним в первой степени родства, т. е. над его агнатическими родственниками из класса sui. Агнатические родственники более отдаленных степеней родства только меняли pater familias: они оставались под patria potestas лица, через которое было связано с умершим pater familias.

Patria potestas погашалась и в случае capitis deminutio maxima и media независимо от того, шла ли речь о capitis deminutio лиц alieni juris или о capitis deminutio главы семьи. Такое же действие на patria potestas оказывала и так называемая capitis deminutio minima. По установлениям римского права, capitis deminutio minima наступала при каждом изменении положения в семье: minima est capitis deminutio, cum et civitas et libertas retinetur, sed status hominis conmutatur: quod accidit in his, qui adoptantur, item in his quae coemptionem faciunt, et in his qui mancipio dantur quique ex mancipatione manimittantur. (156)

Наиболее частым случаем погашения отцовской власти при жизни pater familias и лиц alieni juris была эманципация, или освобождение от отцовской власти по воле главы семьи. В древние времена эманципация содержала элементы наказания, так как эманципированное лицо оставалось без семейной защиты и предоставлялось самому себе. Позднее, эманципация превратилась в привилегию для лиц alieni juris, наиболее способных и находчивых. Формой эманципации была тройная фиктивная продажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. В постклассическое время эманципация совершалась рескриптом императора и путем заявления pater familias, зафиксированного соответствующим государственным органом.

Законная эманципация, или освобождение от власти отца силой закона в старое время наступала в случае, когда лица alieni juris получали статус жреца Юпитера или жрицы богини Весты. По Юстиниану, эманципация наступала и тогда, когда лица alieni juris достигали высокого государственного статуса патрициев, консулов, префектов преторианцев, городских префектов и т. д.

Наконец, patria potestas могла быть погашена при недостойном поведении отца. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил инцестуозный брак.

§ 105. Положение внебрачных детей



Внебрачные дети женщин sui juris (spurii, vulgo concepti, adulterini, incestuosi, liberi naturales) рождались как лица sui juris. Они состояли в когнатическом родстве с матерью, так как мать не имела на них родительских прав. Долгое время вопросы, как и кто должен содержать таких детей, вообще не были урегулированы. Их жизнь зависела от ряда фактических проблем, особенно в случае, когда их мать была лицом alieni juris. Тогда лишь от pater families зависело, будут ли они включены в семью.

В классическом и постклассическом праве положение внебрачных детей было отчасти урегулировано. Внебрачные дети имели право на алименты от матери и ее родственников. Но если речь шла о liberi naturales, рожденных в конкубинате, можно было обеспечить их алиментами и со стороны отца, как и долей наследства, если их родной отец не имел потомков в браке. Кроме того, дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены (legitimatio).

Глава четвертая. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО




§ 106. Понятие опеки и попечительства



Правовые установления об опеке и попечительстве в строгом смысле слова не входят в вопросы семейного права, поскольку оно определяется как свод правовых установлений, регулирующих отношения лиц в семье. Впрочем, опека и попечительство являются правовыми институтами, наиболее тесно связанными с вопросами дееспособности лиц sui juris: Transeamus nunc ad aliam divisionem. Nam ex his perosnis, quae neque in potestate neque in manu neque in mancipio sunt, quadem vel in tutela sunt vel in curatione. (157)

В римском праве власть главы семьи была пожизненной. Поэтому не существовало проблемы дееспособности лиц alieni juris. Они не обладали правоспособностью и находились под властью pater families. Между тем, именно в связи с правилами организации семейной власти и в связи с целым рядом естественных обстоятельств (возраст, пол, психические, моральные и физические свойства) проблема дееспособности возникала у лиц, которые по какой-либо причине не находились под pater potestas и за которыми признавалось свойство лиц sui juris, хотя они находились в таких обстоятельствах, что нельзя было ожидать от них самостоятельного и разумного способа пользования признанными правами. Для таких случаев требовалось создание правил компенсирования или восполнения недостатков дееспособности таких лиц. Свод правовых установлений, упорядочивающих эти правила, составлял опекунское и попечительское право. Другими словами, в римском праве существовало два института, целью которых являлось компенсирование или восполнение недостатков дееспособности полностью или частично недееспособных лиц.

Опека была учреждением, компенсирующим недостаток дееспособности целой категории лиц, которые из-за своего возраста или пола не были в состоянии самостоятельно вступать в правовую деятельность: est autem tutela, ut Servius difinivit, jus ac potestas in capitite libero ad tuendum eum, qui propter aetatem se defendere nequit, jure civili data ac permissa. (158)

Попечительство же являлось учреждением, компенсирующим недостаток дееспособности лиц, которые по природе своей должны быть полностью дееспособными, но не являются таковыми из-за особого рода личных недостатков (психически больные лица, расточители, лица с физическими недостатками).

Ясного разграничения опеки и попечительства, последовательно проводимого в древнем и классическом праве, в постклассическом праве уже не существовало. К объединению этих понятий привело введение установления постоянного попечительства над лицами моложе 25 лет. Попечительство учреждалось для защиты отдельных лиц, находящихся в особых обстоятельствах, а затем развилось в учреждение для защиты целой категории молодых граждан, однако так и не получило наименования tutela, и в дальнейшем обозначалось термином сurа.

§ 107. Опека над малолетними



Несовершеннолетние лица (impuberes) sui juris мужского и женского пола, считались правоспособными, но не обладали дееспособностью, и до совершеннолетия должны были находиться под опекой (tutela, защита).

а) Способы установления опеки. — Опека над несовершеннолетними устанавливалась в соответствии с последней волей главы семьи (tutela legitima) или распоряжением соответствующего государственного органа (tutela dativa).

Tutela testamentaria была известна уже в Законах XII таблиц. (159) Каждый pater familias имел право в завещании или выражением последней воли определить опекуна для всех малолетних лиц класса sui — всех лиц, становящихся после его смерти лицами sui juris. Для того, чтобы иметь силу, распоряжение pater familias no определению опекуна должно было отвечать формальностям, предусмотренным для завещания.

Tutela legitima, или опека в силу закона, устанавливалась в случае, если pater familias по завещанию не назначил опекуна для своих малолетних детей. В этом случае, права и обязанности опекуна исполняли агнатические родственники (160), указанные как интестатные наследники несовершеннолетних: ibi emolumentum successionis, ibi tutelae onus esse debet. (161) Когда агнатическое родство было вытеснено когнатическим, прежде всего была отменена tutela агнатов над женщинами (по lex Claudia), а потом и над несовершеннолетними, а опека была доверена матери и другим когнатам. Таким образом, был устранен принцип старого права о преимущественных правах агнатов, как и тот принцип, что опекуном может быть только мужчина: tutelam administrare virile munus est, et ultra sexum femineae infirmitatis tale officium est. (162)

Когда опека не была установлена ни завещанием, ни законом, как и в том случае, если назначенные лица не хотели или не могли исполнять обязанности опекуна, соответствующие государственные органы сами выбирали такое лицо (officum, munus). Государственными органами, устанавливающими опекуна, были преторы и плебейские трибуны (lex Atinia), а в провинциях — правители. Позднее, эту должность исполнял специальный praetor tutelaris, пока, наконец, в постклассическом Риме этим не занялись defensores civitatis над бедными, а городские префекты и правители провинций — над богатыми несовершеннолетними. (163)

б) Причины, по которым могли быть отняты опекунские обязанности. Все лица, законным образом призванные исполнять опекунские обязанности, должны были их принять. Опека была общественной службой: nam et tutelam et curam placuit publicum manus esse. (164) Однако, в виде исключения, некоторые лица не могли ее принять, а другие могли от нее отказаться.

Обязанности опекуна не могли принимать неспособные к этому лица. Неспособными исполнять опекунские обязанности считались лица, своими личными качествами или своим правовым статусом, или профессией не гарантирующие правильное исполнение опеки. Такими, как правило, были рабы, перегрины, душевнобольные, глухие, немые, воины, доверители или должники опекаемых, несовершеннолетние (165) и женщины (последние — до постклассического периода). По приведенным причинам неспособности государственные органы освобождали от должности — ex officio. Именно поэтому, эти причины назывались excusationes necessariae.

Кроме excusationes necessariae действовали так называемые excusationes voluntariae. Excusationes voluntariae были причинами, по которым лица, способные к опеке в принципе, могли избежать выполнения данных конкретных опекунских обязанностей. Такое право имели бедняки, старики, больные; некоторые корпорации (кузнецы, пекари, матросы, торговцы зерном и т. д.); лица некоторых свободных профессий (философы, риторы, атлеты, врачи); лица, за которыми был признан jus liberorum, как и лица, которые могли указать гражданина, который с большим успехом исполнял бы обязанности опекуна (potioris nominatio). (166) По этим причинам государственные органы освобождали от должности только по просьбе обеих сторон.

в) Полномочия опекуна. — Основной задачей опекуна было не оставлять подопечного, или pupilla, без защиты: tutoris praecipium est officium, ne indefensum pupillum relinquat. (167) Для исполнения этой задачи за ним были признаны определенные права на имущество и на личность подопечного. (168) Права опекуна при исполнении своих обязанностей зависели от возраста подопечного.

Дети до семи лет были полностью недееспособными (infanes). Забота по уходу и воспитанию этих детей была доверена матери. Опекун не участвовал в воспитании. Он должен был оплачивать расходы, используя средства подопечного. Имуществом подопечного до семи лет опекун управлял самостоятельно. Его полномочия именовались libera administratio. На основании libera administratio опекун должен был добросовестно обращаться с имуществом подопечного, рационально его использовать, полученный доход присоединять к имуществу подопечного и нести ответственность за убытки, причиненные подопечному из-за своей недобросовестности. (169) При управлении опекун обязан был придерживаться особых правил, принятых с целью защиты интересов подопечного. На основании этих правил опекун должен был свободные денежные средства подопечного вкладывать в землю или давать взаймы, ему было запрещено отчуждать землю и другие ценности подопечного без предварительного одобрения соответствующих государственных органов или, хотя бы, без распоряжения, содержащегося в завещании pater familias. Ограничения его свободы при распоряжении имуществом подопечного со временем становились все более жесткими. При Юстиниане опекун имел право отчуждать, без предварительного одобрения, только испорченные предметы.

Правила исполнения опекунских обязанностей были несколько иными в случае, когда подзащитный был старше семи лет (impuber infantia major). И в этом случае, опекун имел право, без согласия несовершеннолетнего и в его отсутствие заключать сделки, необходимые для защиты его интересов. Между тем, так как лица infantia majores обладали ограниченной дееспособностью, случалось и им предпринимать какие-либо дйствия, увеличивающие или уменьшающие их имущество. Акции, предпринятые impuberes infantia majores, были действительными, даже и без согласия опекуна, если представляли собой акции по приобретению имущества (meliorem condicionem facere), и были недействительными, если речь шла о принятии каких-нибудь обязательств (deteriorem condicionem facere).

Для узаконения актов по обязательствам было необходимо одобрение опекуна (interpositio auctoritatis), компенсирующего недостаток дееспособности несовершеннолетнего подопечного. Взаимодействие опекуна и подопечного было особенно необходимо при правовых актах, которые не допускали замещения (актах, при которых требовались личные действия правомочного лица, как, например, manci patio, in jure cessio, acceptilatio, принятие или отклонение наследства и т. д.) (170)

г) Прекращение опеки. — Опека прекращалась со смертью подопечного; когда он претерпевал capitis deminutio и когда становился совершеннолетним. Кроме того, опека прекращалась и со смертью опекуна, когда он претерпевал capitis deminutio, когда по оправданным причинам отказывался от опеки и когда становился неспособен или вызывал подозрения при использовании имущества подопечного: qui non ex fide tutelam gerit. (171) Когда опека прекращалась по одной из указанных причин, требовалось назначить нового опекуна.

д) Ответственность опекуна. — В древнем праве были известны два средства защиты интересов подопечного от недобросовестного опекуна. Первым средством была actio suspecti tutoris. Этот иск могло подать любое лицо, обнаружившее злоупотребления со стороны опекуна. Решение по такому иску приводило к прекращению опекунских отношений и к infamia прежнего опекуна. Вторым средством была actio de rationibus distrahendis. Этот иск по прекращению опеки подавал прежний подопечный, если существовало сомнение в том, что расчет в связи с управлением его имуществом произведен полностью. Решение гласило: in duplum.

В классическом праве, кроме приведенных средств, для защиты интересов подопечного была введена и satisdatio rem pupilli salvam fore, или обязательство опекуна вносить залог, охраняющий имущество подопечного. Такой залог должны были вносить все опекуны, кроме тех, кто был назначен по завещанию или высокими государственными органами. Кроме того, тогда же была введена и actio tutelae directa и actio tutelae contraria. По actio tutelae directa прежние подопечные могли осуществлять все требования к опекуну, а по actio tutelae contraria те же права были признаны за опекунами против их прежних подопечных.

В постклассическом праве интересы подопечных были защищены и введением общей ипотеки на имущество опекуна.

§ 108. Опека над женщинами



Propter levitatem animi и propter rerum forensium ignorantiam, как были убеждены старые римляне, женщины и после совершеннолетия оставались под опекой.

Опека над женщинами главным образом основывалась на тех же принципах, что и опека над несовершеннолетними. Между тем, когда стало ясно, что нет необходимости установления опеки над взрослыми женщинами, римляне, оставаясь по форме верными традиции, в сущности изменили все это установление. Это произошло с введением так называемой tutela fiduciaria. Tutela optiva основывалась на завещании и давала право супруге pater familias свободно выбирать себе опекуна. (172) Tutela fiduciaria устанавливалась в случае, когда жена хотела избежать законной опеки агнатов. В этом случае жена заключала фиктивный брак (coemptio fiduciae causa) и договаривалась с фиктивным мужем, что он сразу же ее реманципирует, т. е. освободит от статуса in mancipatio и получит положение опекуна. Когда таким образом женщина могла полностью избежать опеки, установление агнатической опеки над женщинами стало излишним (lex Claudia). Был открыт путь для полного исчезновения этого института. Это произошло по распоряжению Августа (jus liberorum) (173) и по конституции императора Гонория. (174)

За то время, что женщины находились под опекой, опекун не имел по отношению к ним лично никаких прав. Он даже не имел права сам управлять их имуществом. Основным правом опекуна было interpositio auctoritatis, или дача согласия на самые значительные акции древнего права (actus legitimi). Другие правовые акты женщина предпринимала самостоятельно. Между тем, когда для достижения целей actus legitimi по предписаниям гонорарного права были предусмотрены альтернативные правовые действия, женщина, в сущности, стала полностью дееспособной. Это стало ясно особенно после того, как она получила право, с помощью государственных органов, вынуждать опционных и фидуциарных опекунов давать согласие на заключение сделки и в тех случаях, когда они этого не желали. (175)

§ 109. Попечительство над безумными



Попечительство над безумными было известно уже в Законах XII таблиц. Попечителями над безумными (curatores furiosi) были ближайшие агнаты: si furiosus escit agnatum gentiliumque in eo pe-cuniaque ejus potestas esto. (176) В случае, когда попечительство не осуществляло ни одно из этих лиц, попечитель назначался решением государственных органов. Орган, который принимал решение об установлении попечительства, должен был иметь в виду лиц, которых pater familias указал в завещании как пригодных исполнять эту должность. (177)

Безумные без моментов просветления были полностью недееспособными (amentes, mente capti), а безумные с моментами просветления обладали полной дееспособностью во время отступления болезни (furiosi cum lucidis intervallis). (178) Попечитель над безумными имел liberam administrationem bonorum, или право свободно управлять имуществом безумного. Это право попечителя было подвергнуто почти тем же ограничениям, что и при управлении имуществом несовершеннолетних. По правовым актам, заключенным безумными в моменты просветления, interpositio auctoritatis попечителя не была необходима. (179)

§ 110. Попечительство над расточителями



Граждане, которые неразумно растрачивали имущество, наследуемое на основе закона (интестатное), могли быть лишены дееспособности. (180) В этом случае, они попадали под попечительство агнатов (cura prodigi). (181) В классическое время расточителями (prodigi) могли провозглашаться и лица, которые расточали имущество, наследуемое по завещанию. (182) Попечителя над этими расточителями назначали государственные органы. (183) Попечители имели то же положение, что и опекуны по отношению к лицам infantia majores. Расточитель имел право самостоятельно приобретать (meliorem condicionem facere), но ему было запрещено брать на себя какие-либо обязательства (deteriorem condicionem facere). Все правовые акты попечитель мог совершать и независимо от воли и участия подопечного. (184)

§ 111. Попечительство над лицами моложе 25 лет



После введения lex Plaetoria de circumscri ptione adulescentium в начале второго века до н. э. договаривающиеся лица моложе 25 лет должны были быть внимательными, чтобы не совершить какой-нибудь ошибки, приводящей к judicium publicum rei privatae (185), или к употреблению exceptio legis Plaetoriae. (186) Из-за этой опасности, которой невольно были подвержены совершающие сделки неопытные лица (инфамия, отмена или незавершение сделки) в большей мере была ухудшено положение minores XXV annorum (лиц моложе 25 лет). Metuont credere omnes. (187) Для того, чтобы устранить недоверие к ним, было установлено специальное попечительство, так называемая cura minorum XXV annorum. В начале введения этого установления было принято, чтобы при заключении сделок лицами моложе 25 лет, кроме самих этих лиц, участвовал и curator ad certam causam, назначенный претором, с целью защиты этих лиц от какого-либо обмана или заблуждения. Между тем, присутствие попечителя при заключении сделок, даже его одобрение (consensus), не исключало опасности для договаривающихся сторон. В таких случаях допускалось restitutio in integrum ob aetatem. (188) Поэтому и с установлением такого попечителя не было восстановлено доверие к лицам моложе 25 лет. Доверие к этим лицам, а с этим и их экономическое положение, было улучшено только когда к ним приставили постоянного попечителя. Это осуществил Марк Аврелий. (189) С тех пор попечительство над лицами моложе 25 лет стало постоянным установлением: все лица моложе 25 лет получали постоянного попечителя и таким образом, без труда могли участвовать в совершении сделок. Попечитель над лицами моложе 25 лет, назначенный государственным органом по просьбе несовершеннолетних, обладал теми же полномочиями, что и опекун над лицами infantia majores. Основной обязанностью такого попечителя было не давать interpositio auctoritatis или consensus при заключении сделок, связанных с отчуждением имущества подопечного. Такое согласие могло предварять сделку, даваться во время совершения сделки и даже после ее заключения. (190)

§ 112. Другие виды попечительства



В римском праве были известны многие виды временного попечительства и попечительства для отдельных случаев и отдельных акций. К этим видам попечительства принадлежала cura ventris, или попечительство над нерожденным ребенком; cura bonorum, или попечительство над различными имущественными комплексами, о которых не могли заботиться их владельцы (имущество попавших в рабство, hereditas jacens, имущество отсутствующих лиц или лиц неизвестного местонахождения); cura debilium, или попечительство над лицами, которые из-за особых физических или психических недостатков в данном случае не были способны защищать собственные интересы, как и сurа, признанная для несовершеннолетних в случае столкновения их интересов с интересами опекуна или попечителя.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Имущественное право (JUS QUOD AD RES PERTINET)




1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   51


написать администратору сайта