2003 Пухан Иво Римское право. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
![]()
|
Раздел первый. СТАНОВЛЕНИЕ РИМА И РАННИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯГлава первая. СТАНОВЛЕНИЕ РИМА§ 4. Италия во времена основания РимаСогласно традиции, до основания Рима, в восьмом веке до н. э., в Италии господствовало время, называемое периодом варварства. Исследования происхождения жителей Италии железного периода — наивысшего уровня варварства — доказывают их этническое разнообразие. Основную массу жителей составляли индоевропейские племена италиков — сабины, самниты, пациены, умбры и латины. В юго-восточной и северо-восточной частях Италии жили иллирийцы-япиги и венеты, а на северо-западе — галлы. На более высоком культурном уровне среди тогдашних жителей Италии находились пришлые этнические группы — греки и этруски, оказавшие сильнейшее влияние на подъем культурного и общественного уровня населения Италии. Греки колонизировали юг Италии и Сицилию и создали там колонию Graecia Magna. Еще большее влияние оказали этруски, сумевшие создать сильное рабовладельческое государство и захватившие Рим, так что последние римские цари носили этрусские имена. § 5. Основание РимаОснование Рима датируется согласно римской традиции. Катон приводит 751 год до н. э., Варон — 763 год, в то время как многие другие авторы присоединяются к сообщению Ливия о том, что Рим был основан в 754 до н. э. (11) По поводу основания Рима родилась легенда о близнецах Ромуле и Реме, сыновьях Реи Сильвии и Марса, дальних потомков Энея, которых вскормила волчица и которые боролись за власть во вновь созданном граде. (12) Содержание традиции и легенды согласуется с данными археологических раскопок. В начале первого тысячелетия до новой эры на сегодняшних римских окраинах действительно существовали постоянные поселения латинов и сабинов, занимавшихся скотоводством и земледелием. Появилась потребность регулировать межплеменные отношения и так был создан Septimonium — союз на семи холмах. Чтобы обороняться от нападения соседних племен, особенно этрусков, вознесли град, крепость которого была наречена Roma quadrata (13). Тогдашнее население Лациума начало создавать свое государство и свое право. Глава вторая. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РАННЕМ РИМЕ§ 6. Исчезновение коллективной собственности и появление частной собственностиКо времени основания Рима произошло первое крупное разделение труда — земледелие отделилось от скотоводства. Потом произошло второе общественное разделение труда — отделение ремесел от сельскохозяйственной деятельности, затем и третье общественное разделение труда — выделение торговли как самостоятельной хозяйственной ветви. Скотоводство было древнейшим занятием жителей Рима. Болотистые берега Тибра способствовали разведению скота. Продукты скотоводства были богатством, которое служило для обмена с соседними племенами — греками и этрусками. В Лациуме земледелие начало развиваться успешно с тех пор, как были проведены дренажные работы. Остатки дренажной системы (сuniculi) найдены в окрестностях Рима. Тогда же население Лациума стало выращивать злаки и садовые культуры. Переход на металлические орудия и необходимость постоянной обработки земли привели к разделению скотоводческих и земледельческих племен. Стали создаваться постоянные поселения. Ремесленными работами стала заниматься группа людей, для которых ремесло превратилось в основное занятие (14), и Рим стал ремесленным центром всего Лациума, особенно из-за выгодного месторасположения и Via Salaria, торгового пути, по которому соль и другие продукты перевозились от морских берегов вглубь страны. Этот совокупный подъем хозяйства населения Лациума привел к уменьшению натурального обмена и появлению меди как общего мерила ценности. На римские нундины (15) приобретались разнообразные продукты, а обменом товаров занялись люди, которые этот товар не производили. Ввозом и вывозом товаров на римских рынках начали заниматься, прежде всего, иностранцы — греки и этруски. В древнейший период в Риме существовала общественная собственность римских родов на орудия и средства производства. В этот период не было эксплуатации, а производственные отношения были отражением общих интересов солидарных родов. С развитием средств производства, особенно с увеличением ввоза товаров из Греции и Этрурии, стало возможным постепенное формирование общественных групп. Это были консорциумы — римские семейства, которым передавалась во временное пользование — на пять лет — земля и другие средства производства. С тех пор, как стали выращиваться постоянные культуры, земля рода перестала делиться каждые пять лет и окончательно перешла в собственность сначала консорциумов, а затем и меньших групп родственников, называемых familia pecuniaque, которые стали частными собственниками родового имущества. С появлением частной собственности в римском обществе появились и расцвели различные способы эксплуатации, т. е. найм дешевой рабочей силы в производстве, порабощение бедных сограждан и т. д. § 7. Родовое устройствоСогласно данным римской традиции в раннем Риме было 300 родов. Каждый род представлял собой замкнутое, экзогамное и натуральное объединение потомков какого-либо легендарного героя (heros epominos) и других лиц, принятых в члены рода через посвящение. Во главе рода стоял старейшина рода (pater gentes), который вместе с советом всех мужчин управлял родом. В роде не существовало эксплуатации благодаря солидарности всех его членов. Роды объединялись в курии (16) или братства. Каждая курия представляла собой союз 10 родов, которые жили в непосредственной близости. Целями этих объединений были организация совместной жизни, совместная оборона и разрешение межродовых споров. Курией управляло собрание, которое избирало старейшину — curio. Более высокой степенью объединения было объединение в племя или трибу. Каждое племя состояло из 10 курий, 100 родов. В Риме существовало три трибы — Ramnenses, Titienses и Luceres, и каждая из них могла вооружить по 100 всадников и 1000 пехотинцев. Союз трех триб именовался Populus romanus Quiritium (или римский народ квиритов) (17). Во главе его находился rex, а также сенат — собрание старейшин всех родов и куриатные комиции — собрание всех членов рода, организованных по куриям. § 8. Разложение родового устройстваРимский родо-племенной порядок, при котором господствовали отношения солидарности между всеми взрослыми свободными мужчинами, продержался недолго. Начали проявляться противоречия, приведшие к исчезновению родового порядка. а) Распад рода на семьи. — С развитием средств производства стал возможным выход из рода мелких групп производителей. Это были консорции и агнатические семьи во главе которых стояли pater familias, отцы семейств, обладающие всей полнотой власти в семье. Все другие свободные члены семьи — alieni juris — находились под властью главы семьи, который был частным собственником всего производимого этими лицами. В момент смерти главы семьи оживала идея солидарности, и имущество делилось согласно установлениям римского наследственного права. б) Патроны и клиенты. — Уже в родовой организации, в рамках римского рода по уровню богатства римские семьи делились на бедные и богатые. Богатые семьи пользовались этим и выступали как протекторы — патроны бедных — покровительствуемых, или клиентов. Таким образом, патроны были видными и богатыми, а клиенты невзрачными и бедными представителями рода. Отношения между ними регулировались так называемым патронатным правом, подчеркивающим дифференциацию римского общества по имущественному уровню, т. к. клиенты требовали материальных подачек от патрона, голосуя в собрании по его указанию. в) Патриции и плебеи. — Патриции были потомками виднейших римских родов и занимали наиболее важные государственные должности, а плебеи (этимологически от pleo — полно: множество) — массой бедного свободного римского населения. Существование подобного разделения римского народа представляет собой одну из наиболее дискуссионных тем ранней римской историографии. Существуют гипотезы, отрицающие это положение из-за отсутствия бесспорных аргументов как за, так и против. г) Рабство. — Обычно пленников на войне убивали. Затем этот обычай исчез, и пленников стали включать в производство, превращая в рабов. Это было патриархальное рабство, где рабы участвовали в производстве совместно с хозяевами и рассматривались в качестве членов семьи. |