Эссе «Дореформенная и пореформенная деревня в творчестве Н.А.Некрасова».. Эссе Новикова. Дореформенная и пореформенная деревня в творчестве Н. А. Некрасова
Скачать 32.33 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мечётская средняя общеобразовательная школа Бобровский район Воронежская область Эссе Тема: «Дореформенная и пореформенная деревня в творчестве Н.А.Некрасова». Автор: Новикова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мечётская СОШ План. I. Вступление…………………………………………………………….. 3 II. Дореформенная Русь в творчестве Некрасова………………………. 3 1) «В дороге»………………………………………………………….... 3 2) «Родина»……………………………………………………………... 3 3) «Забытая деревня»…………………………………………………... 4 4) «Псовая охота»………………………………………………………. 4 5) «Несжатая полоса»…………………………………………………... 4 6) «Мороз, Красный нос»………………………………………………. 4 III. Жизнь народа после реформы 1861 года…………………………….. 5 1) «Размышления у парадного подъезда»…………………………….. 5 2) «Свобода»……………………………………………………………. 5 3) «Железная дорога»………………………………………………….. 6 4) «Кому на Руси жить хорошо»……………………………………… 7 IV. Заключение……………………………………………………………. 8 V. Литература…………………………………………………………….. .8 Крестьянская тематика занимает в творчестве Некрасова значительное место. Судьба крестьянина волновала поэта в течение всей его жизни. Некрасов понимал, что истинное назначение поэта – защита великого права человека на счастье и свободу, борьба с социальной неправдой, обличение господствующего крепостнического строя, обрекавшего тружеников на рабское бесправие и горькую нужду. Первое зрелое произведение Некрасова о крепостной Руси – стихотворение «В дороге» - рисует трагическую судьбу крепостной женщины. Это стихотворение написано в форме диалога между седоком и ямщиком. Седок, барин, полный невесёлых раздумий, обращается к удалому ямщику с просьбой разогнать его скуку. Знает седок, что вряд ли у ямщика найдутся весёлые песни, чаще всего они складываются о самом тяжёлом – о рекрутчине, о разлуке. И ямщик рассказывает невесёлую повесть о своей жизни. В своём рассказе ямщик раскрывает историю крестьянской девушки Груши, воспитанной в барском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу – крестьянину. Ямщик видит, что в несчастье Груши виноваты господа, что своей добротой к крепостной девушке они только искалечили ей жизнь: Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая! Ямщик не скрывает своё недоверие к господам. И седок, не выдержав, прерывает рассказ горькой репликой: Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку! В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по прихоти которых гибнут ни в чём не повинные жертвы и мир бесправных крепостных крестьян, которые не могут распоряжаться ни своей жизнью, ни своей судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта на стороне обездоленного крестьянства. Другим стихотворением, в котором ярко проявилась антидворянская направленность поэзии Некрасова, является знаменитое стихотворение «Родина». «Родина» - это беспощадный приговор всей крепостнической России, в которой, с одной стороны, некоторые утопали в роскоши и томились от безделья: Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства, с другой стороны – царили бесправие, нищета и угнетение: Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов. Поэт показал в стихотворении, как губительно, поистине тлетворно влияла душная атмосфера помещичьей усадьбы на всё живое: Здесь что-то всех давило, Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. В этой душной атмосфере гибнут чистые, юношеские чувства и мечты, наполнив грудь…и злобой и хандрой. Судьбу сломленной горем матери повторяет дочь, рано погибшая от стыда и несчастий. И даже няня в доме «крепостных любовниц и псарей» могла показать лишь пример бессмысленной и вредной доброты. Поэт не оставляет камня на камне от того мира, Где вторил звону чаш и гласу ликований, Глухой и вечный гул подавленных страданий, И только ты один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил… В стихотворении «Забытая деревня» крестьяне ещё питают какую-то надежду на справедливое отношение к ним барина, то в ряде других произведений уже изображается неприкрытая ненависть крестьян к своим поработителям - помещикам. В стихотворении «Псовая охота» необузданному, дикому нраву помещика, ради праздной забавы – псовой охоты – вытаптывающего крестьянские поля и губящего крестьянский скот, противопоставляется гнев и злоба пострадавших крестьян. Однако в гневе крестьян видна ещё бессильная ярость. Ненависть крестьян к помещикам пока не идёт дальше угроз и брани. В отместку за разорванного барашка: Долго преследовал парень побитый Барина бранью своей ядовитой… В стихотворении «Несжатая полоса» Некрасова мы снова знакомимся с жизнью народа в дореформенный период. Автор показывает картину поздней осени и поле, на котором виднеется одинокая несжатая крестьянская полоса. Она оказалась несжатой потому, что пахарь её, надорвавшись на работе, тяжко заболел и не смог убрать зерно. Поэт всей системой своих изобразительных и выразительных средств показывает, что жизнь трудового крестьянства крепостной России была очень тяжёлой. Несжатая полоска – свидетельство тяжёлой доли крестьянина. Образ русского мужика, задавленного нуждой и непосильной работой, - и не только данного конкретного мужика, о котором говорится в стихотворении, но и образ всех подобных ему, образ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разорённой, тёмной. Несжатая полоса – это не просто полоса, не убранная хозяином вовремя, а это символ народного горя, бесправия, угнетения. В поэме «Мороз, Красный нос», которая была написана после крестьянской реформы, Некрасов рисует ряд картин из жизни крестьянской семьи. Основные герои поэмы – Прокл и Дарья – гибнут будто бы в результате воздействия на них слепых сил природы: Прокл умер от простуды, Дарья замёрзла в лесу. Но как убедительно показано в произведении – причиной их гибели явились не стихийные силы природы, а уродливые социальные отношения, при которых крестьянин был обречён на нечеловечески тяжёлый труд. В поэме названа истинная причина бедствий крестьянской семьи: это необходимость платить господину непосильные оброки и «по́дать царю представлять». В своих стихотворениях Некрасов неоднократно ставил вопрос о том, что дала реформа крестьянам, улучшилась ли жизнь народа после отмены крепостного права. Ещё шире и острее ставит автор крестьянский вопрос в 60-х годах. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт рисует с огромной обобщающей силой положение русского народа: «Где народ, там и стон». Разбудить народ, поднять его на борьбу – вот задача, которую ставит перед собой автор. В стихотворении Некрасов показывает картину парадного подъезда знатного вельможи в торжественные дни. С большой симпатией изображает Некрасов народных ходатаев, пришедших искать защиты от мироедов и недопущенных к нему: Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых. Они обращаются к швейцару, стоящему у подъезда, с выражением надежды и муки, прося допустить их к вельможе и предлагая скудную лепту. Прогнанные от парадного подъезда швейцаром, крестьяне пошли, Повторяя: суди его Бог! Разводя безнадёжно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… Сколько горя, страданий, унижений вынесли эти мужики, так и не добившись правды. Заканчивая стихотворение, автор от образов обездоленных, измученных далёкой дорогой, стонущих мужиков, с изумительным мастерством переходит к широкому, обобщённому образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Вскоре после крестьянской реформы поэт пишет стихотворение «Свобода». Он страстно желает, чтобы народ по-настоящему был свободен, чтобы каждый мог выбрать «дело, к которому сгоден». Поэт в завуалированной форме проводит мысль о том, что будущее народа – в его собственных руках: Хочешь – останешься век мужиком, Сможешь – под небо взовьёшься орлом. Мечта о такой именно свободе, как возможной и вполне реальной, сообщает первой части стихотворения бодрый, радостный тон. Но поэт знает, что этой светлой мечте противостоит печальная действительность: Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных… Однако стихотворение завершается выражением бодрой уверенности в том, что реформа имела не только отрицательные последствия: Так!.. Но распутать их легче народу. Муза! С надеждой приветствуй свободу! Вера в неисчерпаемые народные силы, в светлое будущее, которого народ добьётся своими руками, звучит в стихотворении «Железная дорога». Это стихотворение основано на подлинных фактах, относящихся к постройке железной дороги Петербург – Москва. Некрасов знакомит нас с подлинными строителями железной дороги и с условиями их труда и быта. Стихотворение «Железная дорога» было написано после отмены крепостного права. Народ освобождён, но счастлив ли народ? Автор показывает бесправное и нищенское положение крестьян в пореформенную пору, «Царь-голод» гнал крестьян в города отдаваться в наёмное капиталистическое рабство. В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотёсцев, ткачей. Он-то согнал сюда массы народные… В стихотворении разоблачается волчья сущность новых, пореформенных хозяев русской земли. Самовольный купчина презирает народ; об этом говорят его поведение и разговор с рабочими. Автор показал в стихотворении несправедливое отношение к трудовому народу: жестокую эксплуатацию его и полное лишение всяких прав господствующими классами царской России. Итоговым произведением о пореформенной Руси является поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877году, с горьким сознанием недовоплощённости, незавершённости задуманного. Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» - с знаменательными названиями губернии, уезда Терпигорева, Пустодорожней волости и деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, … приковывает внимание читателя к бедному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временно обязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по Руси в поисках счастья. Это путешествие позволило Некрасову показать жизнь всех социальных слоёв: помещика, чиновника, попа, купца, а самое главное жизнь народа. Главными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» являются образы крестьян – Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, … и др. Они обладают замечательными, человеческими качествами: трудолюбием, выносливостью. В главе «Пьяная ночь» автор показывает сильный крестьянский характер Якима Нагого. Он предстаёт перед нами как сын матери – сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни. Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучина, как трещины На высохшей земле; И сам на землю – матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы – песок. У него есть своё, крестьянское представление о сути народной жизни, своё, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. Он видит общественную несправедливость по отношению к народу: Работает один, А чуть работа кончена, Гляди стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Одним из представителей крестьянства является Савелий. Автор показывает образ Савелия, как образ богатыря святорусского, символизирующего богатырскую силу, подымающуюся на борьбу неисчислимой крестьянской ратью. Сочетание в Савелии простоты, сердечности, доброжелательного отношения к народу и лютой ненависти к угнетателям делают этот образ жизненным, правдивым и в то же время героическим, подлинно былинным. Все эти люди живут очень трудной жизнью, особенно женщины. После отмены крепостного права женщина вздохнула свободнее, но всё же она осталась бесправной рабой. Поэтому «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор рисует счастье мужицкое. Выслушав рассказы солдата, крестьянина – белоруса, Ермила Гирина, мужики понимают, что нет среди народа счастливых. 27 декабря 1877 года оборвалась жизнь Николая Алексеевича Некрасова, целью которой было творчество, отданное народу. Всю жизнь поэт стремился обратить внимание на бедственное положение мужика. Подводя итоги, он скажет: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Некрасов мечтал видеть народ свободным, образованным, экономически не зависимым ни от кого. Но и до отмены крепостного права. И после эта мечта оставалась мечтой. Список использованной литературы. 1. Н.А.Некрасов. Лирика.1978. 2. Н.Скатов, Н.А.Некрасов. Муза печали и гнева. Избранные произведения. 3. Вступительная статья К.И.Чуковского. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. 1984. 4. П.Г.Воробьёв. Изучение произведений Н.А.Некрасова в V- VII классах.1954. 5. К.В.Мальцева. Изучение произведений Н.А.Некрасова в школе. 1958. 6. Вступительная статья А.И.Груздева. Н.А.Некрасов. Избранное. 1927. |