Главная страница

характер музыки. Дошкольника художественная деятельность


Скачать 26.66 Kb.
НазваниеДошкольника художественная деятельность
Дата03.01.2023
Размер26.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлахарактер музыки.docx
ТипДокументы
#871462

Сегодня уже не требует дополнительных доказательств тот факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех своих формах. По выражению Н. А. Ветлугиной «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения. Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках, лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картины, то есть они проявляют большой интерес к восприятию искусства».

Общая структура художественной деятельности выглядит как триада : сочинитель - произведение - восприятие, в которой творчество создателя выступает отправным звеном.

В дошкольном возрасте становление художественной деятельности представляет обратную связь, в которой начальной ступенью является восприятие произведения искусства и накопление познавательного и чувственного опыта, формирование исполнительских умений и на их основе появление первых опытов сочинительства. Художественная деятельность в своем становлении проходит ряд этапов: восприятие - исполнительство - сочинение; возникновение последнего, продуктивного, творчества будет зависеть от того, насколько творчески ребенок освоил первые два этапа.

В данной работе изучим особенности детского музыкального творчества, что, в свою очередь, поможет выявить педагогические условия успешного развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

1. Характеристики детского музыкального творчества

Детское творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Музыкальное творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что детское музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество - это синтетическая деятельностьпроявляющаяся в разных видах : игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение [4, С. 74].

Трудно представить себе, что ребенок дошкольного возраста способен сочинить музыкальное произведение, которое было бы воспринято широкой слушательской аудиторией. Ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального образования: не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. Таким образом, детское музыкальное творчество может относиться в первую очередь к творчеству в пении, ритмике, музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.

«Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия - сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению», - отмечает Н. А. Ветлугина [2, С. 63].

Сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчествоДошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Результат детского творчества, т. е. создание произведения или образа, имеет свои особенности, так как сочинения детей часто нельзя назвать принципиально новыми, имеющими общественную ценность.

Особенности детского творчества заключаются :

- В относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

- В рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе.

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н. А. Ветлугина выделяет следующие критерии творческого начала в художественной деятельности детей [2, С. 66] :

1. Отношение детей к творчеству, их интересы и способности.

2. Качество способов творческих действия.

3. Качество продукции детского художественного творчества. Сочинению ребенка присущ индивидуальный «почерк», собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа.

К продуктам детского музыкального творчества можно отнести попытки создания оригинальных музыкальных мелодий и оригинальных пластических перевоплощений. При этом дети часто комбинируют уже известные мелодические ходы, импровизируют на их основе. Природа ребенка такова, что он с легкостью рифмует слова, с той же легкостью напевает или «натанцовывает», ритмизируя результаты своего самовыражения.

К попыткам детского творчества можно также отнести попытки индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в песне, игре.

Импровизационный характер детского музыкального творчества

Сам творческий акт ребенка похож по структуре на творчество художника : замысел - поиск средств выразительности - рождение нового произведения. Но, в то же время, его отличает глубокое своеобразие, а именно свернутость во времени, т. е. этапы замысла и его воплощения часто бывают слиты воедино, ребенок «творит в один прием». Возникновение замысла связано у дошкольника, с одной стороны, с его психическими особенностями и уровнем освоения предшествующего опыта, а с другой - зависит от условий организации непосредственной ситуации творчества. Большая роль здесь отводится педагогу, который таким образом организует совместную с ребенком деятельность, чтобы она способствовала появлению «атмосферы творчества».

Процесс собственно реализации замысла часто носит импровизационный характер, что является следствием непосредственной эмоциональной реакции ребенка на рождение замысла. Побудителями к самовыражению у детей служат эмоции и интуиция, аналитический аспект в создании произведения у ребенка большого значения не имеет. «Четырехлетний ребенок создает свои экспромты на бегу», - отмечает В. И. Глоцер. Действенный, процессуальный характер импровизаций так же чрезвычайно органичен для дошкольника. - Сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, т. е. сама сущность психики ребенка дошкольного возраста;

Игровой характер детского музыкального творчества

Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего.

Но в то же время отождествлять игру и искусство нельзя, так как игровая деятельность выполняет иные функции. Игры, граничащие с искусством имеют характер «предэстетической» деятельности. К таким играм относят игры-драматизации, театрализованные игры, хороводные игры, которые являются одной из форм перехода к продуктивной, а именно художественной деятельности.

Связь обучения и детского музыкального творчества

Для отечественной научной школы характерна позиция, согласно которой можно говорить о сочетании обучения и творчества.

Содержание обучения творчеству определяется спецификой искусства. Оно включает определенный объем знаний как общего познавательного, так и искусствоведческого характера. Особенность их передачи заключается в том, что они не просто усваиваются детьми, а в процессе усвоения формируется эстетическое к ним отношение и образное восприятие действительности, т. е. художественное восприятие. Помимо этого в содержании обучения входят специфические умения передавать образ особыми средствами художественной выразительности и комбинировать их в новых ситуациях, т. е. умения самостоятельно творчески исполнять. Таким образом, формирование в процессе обучения художественного восприятия и выразительного исполнения является подготовительными этапами собственного продуктивного творчества.

2. Особенности детского песенного творчества

Песенное творчество - путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка, столь существенных для всестороннего и гармоничного развития будущего гражданина.

По мнению Н. А. Ветлугиной очевидно, что музыкальный образ в его сложном эстетическом понимании не может быть создан детьми - у них нет должного уровня обобщений наблюдаемого, они располагают лишь крайне ограниченными средствами выражения и изображения.

Выразительные функции детского песенного творчества могут быть представлены в следующих формах [2, С. 71] :

1. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие реальному звучанию окружающего, в первую очередь интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, мяуканью и т. д.).

2. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т. д.).

Певческие интонации, передающие разнообразное содержание, являются естественными и непринужденными реакциями детей на окружающее.

Но выразительное содержание детских песен должно быть «изображено» (по терминологии Ю. Кремлева, т. е. оно должно воплотиться в соответствующие конкретные интонационные обороты, мотивы с присущей им мелодической линией, ритмом, ладогармонической структурой. Следовательно, надо определить и изобразительную функцию детского песенного творчества. Так как она направлена на выражение чувств и мыслей музыкальными средствами, то более точно ее можно назвать изобразительно-выразительной функцией. Н. А. Ветлугина считает этот термин хоть и нераспространенным, но весьма правомерным, так как во многих произведениях есть изобразительные элементы.

Изобразительно-выразительная функция детского песенного творчества может найти свое воплощение в музыкальном материале в следующих направлениях:

1. Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступенное движение).

2. Начатки ладовой организации: пение в заданной тональности (по заданному звуку, по тональной настройке фортепианного вступления, тяготение к тонике при заключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминирование первых, простейшие народные звукоряды, лады (секундные, терцовые, квартовые) мажорные (преимущественно) и минорные.

3. Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом отношении.

4. Первичная структура песни: появление цензур, построение коротких музыкальных фраз, предложений, сквозное движение мелодии или квадратность структуры, своевременная реакция на фортепьянное вступление и заключение.

Значение изобразительно-выразительной функции в детском песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное формирование песенного творчества. Но подобное освоение может происходить только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей, которые он хотел бы передать. Такая деятельность складывается в условиях уже полученного музыкального опыта.

3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности дошкольников

Традиционно в детском саду было и остается пять основных видов музыкальной деятельности : слушание музыкимузыкальное движение, пение, игра на музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. Их становление связано не только с развитием собственно музыкальных способностей, но и с приобретением необходимых навыков. Каждый вид музыкальной деятельности предоставляет педагогу широкий спектр возможностей для создания ситуаций, способствующих творческим проявлениям воспитанников. Всё многообразие видов музыкальной деятельности дошкольников направлено на решение следующих задач музыкального воспитания : формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости, творческой активности ребенка.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображениятворческой активностиспособности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментахДля этого необходимы следующие условия:

- достаточно развитое музыкальное восприятие;

- определённый объём знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты творческих проявлений);

- заинтересованность педагога и его подготовленность: уверенность в необходимости развития у детей творческих способностей, готовность к реализации этой задачи, умение объяснить, нацелить детей на создание музыкальных образов;

- выбор интересных заданий, связанных с необходимостью творческих проявлений детей;

- создание творческой атмосферы на занятии;

- наличие необходимых технических средств обучения, атрибутики.

Уделяя большое внимание детской музыкально-творческой деятельности, педагог попадает в поле «игровой творческой педагогики» [5, С. 3]. Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Его создание требует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем. Дети эмоционально и радостно откликаются на возможность такого общения в различных формах музыкального творчества. Охарактеризуем их.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, часто возникающих непроизвольно. Интерес к этому виду музыкально-творческой деятельности появляется очень рано, что позволяет нам предложить ребё нку различные задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс, полька, передать грустное или весёлое настроение. Формирование песенного творчества происходит поэтапно. На первом этапе - это попытки подражать звукам, которые дети слышали много раз. Другой этап творчества - музыкальные вопросы и ответы (диалог в игровой форме). Следующий этап - подведение детей к импровизации на заданный текст. Далее - сочинение мелодии не только на заданный текст, но и пение её в определённом жанре.

Танцевальное творчество развивается на основе элементов танцевальных движений, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи, в частности Л. Стоковский: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это - бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец» [2, С. 99]. Ребёнок интуитивно испытывает потребность в движении под музыку, потому так важно поощрять начальные формы таких проявлений, создавать благоприятную атмосферуспособствующую активизации творческой двигательной активности дошкольников.

Элементарное музицирование - одна из интереснейших для детей форм музыкально-творческой деятельности. Желание играть, петь, двигаться под музыку настолько сильное, что для детей остаётся незаметна большая учебная работа, проводимая педагогом. Построенная на объединении двух идей - систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческая деятельность как принцип обучения - она предлагает совместное творчество педагога и ребёнка. Играть на музыкальных инструментах; петь, танцевать и самим себе аккомпанировать; придумывать музыкальную сказку; озвучивать стихи - всё это вызывает у детей стойкий интерес, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки вообще не существует. В то же время, дети не устают, так как находятся «внутри музыки, а не снаружи её» [5, С. 2]. Элементарное музицирование - это коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Педагоги называют игровое творчество наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и результат, он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Создание музыкально-игрового образа - характерно для этого вида творчества и схематично может быть представлено следующим образом: восприятие музыки - переживания ребёнка - создание игрового образа. Известный психолог А. В. Запорожец справедливо отмечает: «Для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребёнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений» [5, С. 7]. Произведения различных видов искусств оказывают столь же сильное эмоциональное воздействие на детей. Чем шире и разнообразнее жанровая принадлежность этих произведений, тем богаче и ярче гамма чувств, испытываемых ребёнком.

Музыкальная играособенно сюжетнаяспособствует воспитанию у детей музыкально-творческих способностейпроявляющихся в посильной ребёнку эмоциональной интерпретации игровых образов и игровых заданий. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач. Участие в музыкальной игре побуждает ребёнка активизировать свой жизненный и творческий опыт, создаваемая игровая ситуация помогает ему, действуя от имени игрового персонажа, более свободно выражать свои чувства и эмоции.

Игра требует от ребёнка самостоятельного творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации не только музыки, но и произведения любого другого искусства. Являясь наблюдателями творческого процесса, при определённых затруднениях, возникающих время от времени в игре, мы имеем возможность побуждать ребёнка к активизации творческого мышления с помощью наводящих вопросов и создания проблемной ситуации, помогающих расширять сюжет и логику развития музыкально-игрового образа.

Особым видом музыкального творчества детей является импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли»Музыкальная импровизация - одна из форм продуктивной музыкально-творческой деятельности. В её основе лежит творческое воображение. В ходе практической деятельности мы отметили, что дети склонны воспринимать импровизацию как игру, что само по себе имеет большое значение. Характеризуя детское художественное творчество и подчеркивая его непосредственную связь с игрой, Л. С. Выготский отмечал: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием» [3, С. 56].

Всё разнообразие видов музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста позволяет оптимизировать образовательный процесс, заинтересовать ребёнка и увлечь его в интереснейший мир творчества и игры.

Первое условие успешного развития музыкально-творческих способностей - раннее начало. Необходимо создать для ребенка такую систему отношений, которая пробуждала бы его творческие способности и ненавязчиво развивала именно то, что способно наиболее эффективно развиваться в данный момент. Это - второе условие эффективного развития способностей. Третье вытекает из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Все проводимые исследования доказывают, что способности развиваются значительно успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок, достигая пределов своих возможностей, постепенно поднимается все выше и выше, ориентируясь на зону ближайшего развития. Четвертое важное условие состоит в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы.

Заключение

Таким образом, музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы познания детьми музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Ребёнок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества : песенного, игрового, танцевального и т. д. Музыкально-творческая деятельность ребёнка отличается от такой же деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, изобразительные, словесные. Этот вид творческой деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребёнка - самовыражение. Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу : сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста; в дальнейшем - к первым творческим попыткам создания своего «произведения», осуществления собственного замысла. Всё это уже может рассматриваться как первоначальное детское продуктивное музыкальное творчество, интересное и нужное не только для самого ребёнка, но и для окружающих. Можно утверждать, что музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста протекает в обстановке эмоционального подъёма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала детей и формированию у них потребности в творческом самовыражении и самореализации.

Список литературы

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - СПб. : Питер, 2003. - 380 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1997. - 415 с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. - М. : Просвещение, 1990. - 148 с.

4. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания. М. ; Л. : Учпедгиз, 1947. С. 16-17.

5. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Музыкальный руководитель. 2004. № 2. С. 2-11.


написать администратору сайта