Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Формирование артистизма - основа профессионального педагогического мастерства

  • 2. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства 2.1 Особенности учительской деятельности

  • .2 Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности

  • 2.3 Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия

  • АКТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Наличие зрителя

  • 2. Предмет представления

  • 3. Границы сферы деятельности

  • 4. Особенности чувственной сферы деятеля

  • 5. Специфика общения в деятельности

  • 6. Продолжительность деятельности

  • 7. Возможность импровизации в деятельности

  • 8. Особенности программы деятельности

  • 9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников)

  • 10. Наличие помощников в деятельности

  • 11. Ответственность за результаты деятельности

  • реферат на тему педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - StudentLib.com. 1. Формирование артистизма основа профессионального педагогического мастерства


    Скачать 135.62 Kb.
    Название1. Формирование артистизма основа профессионального педагогического мастерства
    Анкорреферат на тему педагогическое мастерство
    Дата04.05.2022
    Размер135.62 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПедагогическое мастерство - StudentLib.com.rtf
    ТипДокументы
    #512292

    Введение



    Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.

    В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

    Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

    При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.
    1. Формирование артистизма - основа профессионального педагогического мастерства
    Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

    Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Одним из проявлений педагогического профессионального мастерства является артистизм педагога. Артистизм и мастерство - категории одного порядка, тесно взаимосвязанные между собой. В связи с этим, интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства, в последнее десятилетие значительно вырос. Так, Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. По утверждению Г.М. Коджаспировой, педагогическое мастерство - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

    По С.Д. Якушевой, педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, являются слагаемыми педагогического мастерства.

    Современная педагогика, заявляет С.Д. Якушева, - педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса.

    А.И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя. Таким образом, в понятие мастерства вводятся личностные качества учителя, и процесс приобретения мастерства происходит именно на личностном уровне.

    И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

    Педагогическое мастерство, по его мнению, является самоорганизующейся системой в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно выстраивать педагогический процесс.

    Специфика педагогической работы заключается в том, что основным орудием труда педагога является собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся «производственной» ситуации и которая в конце концов определяет результаты всей практической деятельности педагога.

    Сущность педагогического мастерства, заключается в качествах личности самого педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Якушева утверждает, что педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей. Творческое начало является основной чертой, которая определяет результативность всех поступков и действий людей в условиях непрерывных изменений реальной действительности.

    Педагогическое творчество проявляется и в научной деятельности педагога и в творческой педагогической работе (оригинальное решение педагогических задач, разработка новых педагогических методов, приемов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствования системы работы с учащимися, импровизация в педагогическом процессе. Во многих ситуациях преподавателю приходится действовать не по «уставу», а принимать решения на основе личных знаний и ценностей, использовать всю свою актерское мастерство, способности. Чем богаче человек как личность, тем она ценнее как член организации, если, конечно, организация беспокойство не только сохранением статус-кво, а совершенствованием деятельности, создания языков для творчества и развития.

    Занимаясь творческой деятельностью, создавая новое, педагог прежде всего обращается к импровизации, сущность которой составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Педагогическая импровизация всегда связана с творчеством: в условиях педагогической импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей, происходит творческое саморазвитие педагога.

    Разработкой проблемы артистизма и формирования актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые. Вопросы, связанные с формированием артистизма и развитием творческих способностей личности, нашли свое отражение в работах ведущих педагогов И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова. Сходство актерских и педагогических способностей отмечали А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. Эту же особенность выделял К.С. Станиславский, он выявил основные элементы, необходимые для творчества как актера, так и педагога: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

    Артистизм, как педагогическая проблема стал предметом исследования диссертации Н.И. Плешковой, которая вводит понятие «коммуникативная компетентность» и характеризует его как интегративное профессиональное качество, способствующее развитию таких способностей как креативность, композиционность и интерперсональность мышления, эмоциональность, экспрессивно-речевые и суггестивные способности, способности саморегуляции.

    По мнению В.А. Разумного, педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

    Актерско-сценические умения, как составная часть педагогической техники в процессе вузовской подготовки, рассматриваются в исследовании Д.А. Белухина. Автор подчеркивает важность формирования этих умений у будущих учителей как необходимого компонента общения. Овладение элементами педагогической техники в рамках педвуза предлагается в форме личностно-адаптационного комплекса.

    Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательной работе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности. Г.А. Гарипова представляет его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического. Как утверждает Г.А. Гарипова при изучении педагогического творчества и активизации роли педагога в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Она считает, что это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства.

    Согласно точке зрения И.А. Зязюн, в овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют природные задатки педагога и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Он вычленяет шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: коммуникативные: расположенность к людям, доброжелательность, общительность; перцептивные: наблюдательность, эмпатия, интуиция; динамизм личности: способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость - способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование; креативность - способность к творчеству.

    В.И. Загвязинский считал, что артистизм - это особый, образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

    О.С. Булатова соглашается с В.И. Загвязинским в определении педагогического артистизма как сотворчества ученика и учителя, но дополняет, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Она считает, что артистизм подлинный - это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.

    И.Ф. Исаев выделяет четыре уровня сформированности педагогического артистизма:

    Адаптивный уровень педагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Педагоги не проявляют активности в плане профессионально-педагогического творческого самобытного артистизма, фасцинация (завораживание) осуществляется по необходимости, либо вообще отвергается.

    Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль педагогического артистизма, внутренняя «настройка» на творчество нестабильна, ограничивается воспроизводящей деятельностью. При данном уровне развития педагогического артистизма успешно решаются задачи педагогического общения. Педагог осознает необходимость повышения уровня педагогического артистизма.

    Эвристический уровень проявления педагогического артистизма характеризуется хорошо развитыми наблюдательностью и воображением, творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На данном уровне педагогический артистизм проявляется в способности воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове.

    Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогического артистизма, мобильностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенности в себе, дипломатии в отношениях с людьми, стремления к сотрудничеству, отзывчивости, эмпатии, эмоциональной реактивности, адаптивности, открытости (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).

    Таким образом, на современном этапе развития ученые-педагогики все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм, который сильно воздействует на личность ребенка. Основным организатор деятельности детей педагог должен овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма.


    2. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства
    2.1 Особенности учительской деятельности

    мастерство артистизм педагогический

    Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения.

    Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой» актерского искусства и режиссуры - это: во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий. В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием; во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл «экспозиции», «завязки», «кульминации», «интриги». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге - к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении.

    Для более четкого представления о том, развитию каких способностей будущих педагогов может помочь изучение основ педагогического артистизма, рассмотрим существенные характеристики деятельности учителя, сближающие ее с актерской, и требования, предъявляемые учителю (табл. 1).
    Таблица 1 - Особенности учительской деятельности

    Деятельность учителя

    Требования к учителю

    Способности, необходимые для деятельности

    Триединство творца, материала и инструмента в одной личности

    Связь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формы

    Способность находить резервы для поддержания творческой формы в рабочем состоянии, обладание знанием собственных потенциальных возможностей и путей их развития

    Публичность и заданность творчества (регламентация во времени)

    Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновением

    Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексии

    Коллективный характер деятельности

    Необходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя

    Способность к эмпатии; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и ученика); способность к написанию «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно-ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление

    Оценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами деятельности

    Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающих

    Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи своих действий


    .2 Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности
    Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок - это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:

    автор сценария (выстраивает драматургию отношений),

    режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),

    актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла),

    импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).

    Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.

    Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения - это наличие у педагога творческого замысла. Для этого нужно:

    осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);

    учет психологических и других особенностей учащихся;

    планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);

    пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету). Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;

    использование наглядного и звукового оформления.

    Второе условие - продумывание целей, которые нужно достичь с группой или отдельным учащимся. По сути, цель - это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.

    Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды.

    По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй - понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.

    Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера - это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.

    Первый элемент - наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера - это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:

    мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;

    ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);

    способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;

    проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;

    эмоциональные переживания педагога.

    Второй элемент - физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие сучащимися с учетом их характера.

    Третий элемент - умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.

    Четвертый элемент - правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.

    Пятый элемент - способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».
    2.3 Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия
    Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию - передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Сходство театральной и педагогической деятельности можно проследить по следующим параметрам.

    . По цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания).

    . По содержанию (коммуникативные творческие процессы).

    . По инструменту (психофизическая природа педагога и актера сама по себе является инструментом для осуществления деятельности).

    . Процесс театрального и педагогического творчества реализуется в обстановке публичного выступления (и зрители, и учащиеся являются соучастниками процесса).

    . Объект воздействия одновременно становится и субъектом творчества.

    . Творчество осуществляется в отведенное для этого определенное время, что требует оперативности в управлении своим психическим состоянием.

    . Результаты этого творчества динамичны, они развиваются, то есть важен не только итог, но и процесс.

    Не менее важно знать и основные отличия педагогического и актерского мастерства. Изучать актерское мастерство в педагогическом вузе нужно осторожно. Лишними, а часто и опасными могут быть театральная выразительность и наигранное поведение. О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, различия:

    в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией);

    в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования);

    в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель - к монологу);

    в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера);

    в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима);

    в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.

    А.С. Макаренко подчеркивал эстетическую направленность актерского труда: «В театре мы получаем эстетическое наслаждение от игры актера, а в педагогике тот же живой организм, но не играющий, а воспитывающий». Заимствовать элементы театральной педагогики для подготовки преподавателя и воспитателя - не значит, что из педагогов надо делать актеров. Нужно стремиться воспитать педагога с качествами актера, которые будут проявляться в зависимости от возникающих педагогических задач.

    Суммируя сказанное, выделим основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда. Рассмотрим основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность.

    Общие черты театрального и педагогического действия:

    . Содержательный признак - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.

    . Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

    . Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

    . Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.

    . Структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка. Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у учителя; технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя «репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя - в классе.

    . Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества; осуществление социальной функции - функции воспитания; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом»).

    . Требования к личности творца. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

    Названные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности. Будущим учителям необходимо не только развить умение предъявлять себя, но и умение видеть и оценивать себя и других, что в первую очередь предполагает развитие эмпатии и рефлексии. Важно осознать то, что целью заимствования элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя является не воспитание актера, но педагога с качествами актера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.


    Таблица 2 - Сравнительная характеристика актерской и педагогической деятельности

    АКТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1. Наличие зрителя

    Присутствует

    Отсутствует, если педагоги не работают «ансамблями»

    2. Предмет представления

    Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность

    Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога

    3. Границы сферы деятельности

    Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью

    Деятельность происходит в границах реально существующего

    4. Особенности чувственной сферы деятеля

    Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть «настроен» на эмоциональную волну героя

    Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более «открыт» в проявлении чувств

    5. Специфика общения в деятельности

    Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски. Общение тяготеет к монологу

    Ожидается реальный человек с реальными чувствами. Общение тяготеет к диалогу

    6. Продолжительность деятельности

    В 5-6 раз меньше, чем у учителя

    В 5-6 раз больше, чем у актера

    7. Возможность импровизации в деятельности

    Допустима в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время самой деятельности

    Не только допустима, но и необходима. Следовательно границы творчества шире

    8. Особенности программы деятельности

    В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем

    В один день может быть разной, как уроки так и предметы

    9. Зависимость от «зала» (зрителей, учеников)

    Чем меньше зрителей присутствует в воображении актера, тем лучше результат. Хорошие актеры «забывают» о зрителе и сосредотачиваются на работе с партнером по сцене

    Чем больше учащихся присутствует в воображении педагога, тем лучше результат, так как важно сотрудничество

    10. Наличие помощников в деятельности

    Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы

    Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО

    11. Ответственность за результаты деятельности

    Личная, последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач

    Коллективная


    Таким образом, с точки зрения актерского мастерства, профессия педагога чрезвычайно сложна. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

    По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве. Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди «Дари себя детям!»: «Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. … Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами».

    Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.




    Заключение



    Современный педагог - это профессионально-компетентная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выраженная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал. Творческий потенциал личности педагога - многозначная и динамичная характеристику, включающую три дополняющих друг друга компонента - ценностный, когнитивный, деятельностный. В содержание каждого из этих компонентов входят специфичные, присущие именно педагогической профессии черты.

    Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. В этой связи важно овладение педагогом высшего мастерства общения (педагогическим артистизмом).

    Педагогический артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, высший уровень совершенства в работе педагогов, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту. На сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н. Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский.

    Актерское мастерство педагога - это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.

    Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством - артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.




    Список литературы



    1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия». 2001. - 240 с.

    2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

    3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В.И. Загвязинский. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 192 с.

    4. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.

    5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

    . Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

    . Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

    . Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2001. - 523 с.

    . Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. - 209 с.

    . Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. - М.: Высшая школа, 2006. - 495 с.

    . Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.


    написать администратору сайта