Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль творчества в педагогической деятельности

  • Артистизм как компонент педагогической деятельности

  • Заключение

  • Список литературы

  • реферат. Реферат (1). Творчество и артистизм в педагогической деятельности


    Скачать 36.96 Kb.
    НазваниеТворчество и артистизм в педагогической деятельности
    Анкорреферат
    Дата15.05.2023
    Размер36.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат (1).docx
    ТипРеферат
    #1132340


    Реферат

    Тема: Творчество и артистизм в педагогической деятельности.


    Содержание

    1.Введение………………………………………………………………3

    2. Роль творчества в педагогической деятельности……………………………………………………………4

    3. Артистизм как компонент педагогической деятельности ………………………………………………………………………….11

    4. Заключение………………………………………………………….15

    5. Список литературы………………………………………………….17

    Введение

      Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

          Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

    Роль творчества в педагогической деятельности

    Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

          Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

           В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

            Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

            Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

          Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

          Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов.

    Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание -- ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог»- экономный и универсальный способ изучения наук.

    Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе, и не только то, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным.

    Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации. Учительская профессия издавна считалась творческой, но объективная потребность а массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни, в связи с ускорением экономического и социального развития, глубокой демократизацией общественной жизни, повышением роли науки. Без настойчивого и повседневного поиска, без инициативы в каждой педагогической ситуации невозможно решить масштабные задачи, поставленные перед российским образованием.

    Педагогический поиск еще не стал массовым. В некоторых газетных публикациях передовой опыт противопоставляется до снижениям педагогики и психологии. Все более активно призывают к прямому повторению, тиражированию образцов новаторской деятельности, которой не всегда даются достаточно глубокие оценки, не выдвигаются конструктивные предложения по ее дальнейшему развитию. Творческие находки передовых учителей не достаточно осваиваются наукой. Не изжиты абстрактность, излишним эмпиризм многих исследований, наблюдается известный отрыв как теории от практики, так и практики от теории.
    Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Нами подчеркивалось, что подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.



    Педагогическое творчество во многом определяется своеобразием, сложностью, уникальностью и деликатностью его предмета- формирующейся человеческой личностью. Без внутренней активности воспитанника, без его идущей навстречу влияниям деятельности все усилия оказываются тщетными. Это и определяет такую важную особенность педагогического творчества, как необходимость сотрудничества, сотворчества с воспитанниками. В передовом опыте постепенно все больше утверждается не только совместная деятельность учителя и ученика, в которой имитируется творческий процесс (яркий пример — проблемное обучение, когда учитель заранее знает и способ действий, и результат, но ученик должен их найти), но и подлинный совместный поиск (опытническая, конструкторская работа, дискуссии по проблемным вопросам, коллективное обсуждение вариантов совместной деятельности и т.д.). Своеобразие учительского труда заключается и в том, что он лимитирован во времени, а результаты творческих усилий (особенно воспитательные) проявляются не сразу, их трудно оценить и сопоставить. Ориентация на, достижение положительных результатов вовсе не означает, что педагог вообще лишен права на риск. Заранее предвидимые негативные последствия должны быть исключены, а любые просчеты должны своевременно выявляться и устраняться. Высоко оценивая любое проявление педагогического творчества, мы должны подходить к нему дифференцированно, уметь оценить его социальную значимость, масштабность и новизну. Призывы сделать новаторство массовым, побудить всех учителей стать новаторами невозможно осуществить.

    Педагогическое творчество — это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.


    Педагогическое творчество — это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки. Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов. В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности. Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей. В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.
     Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи - эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.
    Творческий процесс, по Роджерсу, есть создание с помощью действия нового продукта. Главный побудительный мотив творчества - стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. В теории творчества Роджерс раскрывает его внутренние условия: яяяоткрытость опыту (терпимость к неоднозначности, способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию); источник оценивания находится внутри индивида (ценность произведения не зависит от похвалы или критики других, а устанавливается самим творческим человеком); способность к необычным сочетаниям элементов и понятий (спонтанная игра с идеями, оттенками, формами, отношениями - жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение «безумных» гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, «превращение» одной формы в другую и т.п.). При этом Роджерс замечает, что созидательному творчеству может способствовать: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание, сопереживание; психологическая свобода.



    Артистизм как компонент педагогической деятельности


    Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма.


    Среди современных педагогов бытует неоднозначное мнение по поводу необходимости артистизма педагога, так как долгое время в педагогической деятельности артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей.

    Однако Ш.А. Амонашвили пишет: «Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего- то важного, действительно, радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной... Я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-акгера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мной и детьми не должны терять нить своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке».

    Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники. Если речь идет об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя. А актерствование в дурном смысле слова ребята легко разгадают.

    Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. При этом вопросов «А что обо мне подумают, как я буду выглядеть?» как бы не существует. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

    Как показывают наблюдения, обаяние личности театральные педагоги оценивают очень высоко. Сила обаятельного педагога в том же, в чем и сила обаятельного артиста: ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием. Обаяние — это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.



    Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.


    Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов:  определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.

    Артистизм, по мнению психологов, под силу любому учителю. Своим поведением на уроке, способностью нетрадиционно излагать материал, он может объединить учащихся, увлечь и повести за собой. Более того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учащихся: он делает их более эмоциональными,  открытыми, отзывчивыми и тихими. Недаром восточная пословица гласит : «Дерево, на котором много фруктов, его ветви всегда опущены».

    Артистичный учитель – это не только способный импровизатор, но и своеобразный мастер, владеющий драматургией урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи на протяжении всего урока. Очень  важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы вкусно рассказывать о жизни, о предмете, надо очень любить жизнь.

    Антон Павлович Чехов говорил М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Ему хотелось, чтобы все науки – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство. Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела.

    Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в работе. Без него учеников на уроке не поднимешь на желаемую духовную высоту. У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно – классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.

    Педагогический труд имеет  много общих признаков с театральным  творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители  обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить  мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и  воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и  педагогической профессиях мы встречаемя с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство самовыражения. Педагогический артистизм  возникает при наличии у учителя  богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.

    Заключение

      Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся - непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда - вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.

    Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили  потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов и явился вопрос о формировании такого качества личности педагога как артистизм. Для более наглядного представления  этого качества мы в нашем исследовании попытались сравнить и выявить наиболее общие и различные стороны  двух творческих профессий – педагога и артиста.

    Профессии артиста и педагога характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – они действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и артиста стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества.

    Добиваясь высокой информативности, учитель использует зрительные и  логические смысловые фиксаторы, находит  правильное соотношение между темпом и информационной плотностью текста, темп сочетает с ритмом (темпоритм), информационную плотность варьирует с учетом физического состояния и настроя учеников.

    Так же современный учитель  должен учитывать психологические  аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения  к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря  этому неизбежно варьируется  и сохраняет свежесть.

    Список литературы

    1. Вавилова Н.А. Педагогика сотрудничества // Сайт Социальная сеть работников образования -25.03 2012.

    2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,2005

    3. Каменский С.Е.  актер или педагог? // наука и школа – 2000 № 5

    4. Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2,

    5. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. — Высшее образование в России. — 1994.   -№4

    6. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

    7. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999

    8. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога.- М., 1995

    9. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -  М., 1985


    написать администратору сайта