Главная страница
Навигация по странице:

  • Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Елизавета Резникова Граница между светом и тенью - ты. Станислав Ежи Лец А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

  • Достоевский “Преступление и наказание”

  • В. Тендряков «Суд» Охотник Тетерин

  • Л. Улицкая «Бедные род­ственники»

  • Л. Улицкая «Перловый суп»

  • Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...»

  • Б. Екимов «Тары да ба­ры»

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович

  • Проблема добра и зла. Достоевский Преступление и наказание


    Скачать 57 Kb.
    НазваниеДостоевский Преступление и наказание
    АнкорПроблема добра и зла
    Дата14.03.2023
    Размер57 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПроблема добра и зла.doc
    ТипДокументы
    #987531

    Достоевский «Преступление и наказание».

    Раскольников [главный герой романа] добр и человеколюбив. Он горячо любит свою сестру и мать, жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Не остается он равнодушным и к судьбе пьяной девочки на бульваре. Но в то же время он проявляет крайний эгоизм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает негуманную теорию о двух разновидностях людей, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Он совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизы. Раскольников тем самым пытается доказать абсолютную нравственность свободы человека, но это приводит к стиранию границ между добром и злом. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло сближает его со Свидригайловым, добро роднит его с Соней Мармеладовой.

    Булгаков «Мастер и Маргарита».

    Воланд — представитель “темной” силы. Его прибытие в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездомный, сгорает “Дом Грибоедова”. Но разве это дело рук самого Воланда? Нет. Отчасти это вина его подчиненных, отчасти самих москвичей. Сами жители Москвы создали вокруг себя ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом.  Попав на бал сатаны, мы можем убедиться в том, что человечество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, которое человек совершил при жизни. Но кто же может вступить в борьбу со злом? Ответ находится в романе, написанном Мастером. В городе Ершалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляется Иешуа Га-Ноцри. Иешуа несет в своем сердце добро: он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого. Он пришел в Ершалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и души. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасении. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от преступника и вора. Противостояние Добра и зла можно пронаблюдать в конце произведения, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Здесь мы видим как “Свет” и “тьма” стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Иешуа просит Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. Воланд исполняет эту просьбу. Силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна.


    Зло изворотливо, коварно, скрытно,/ Добро же простодушно и открыто.

    Елизавета Резникова
    Граница между светом и тенью - ты.

    Станислав Ежи Лец

    А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (проблема добра и зла постоянно волнует людей; «племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло» - все это являлось предметом обсуждения двух приятелей, Онегина и Ленского)

    Достоевский “Преступление и наказание” (главный философский вопрос романа — границы добра и зла: милосердный и добрый Раскольников совершает убийство; писатель показывает, что в мире людей границы между добром и злом стираются, поэтому нужно обратиться к христианским истинам, т.к. Христос – носитель истинного добра)

    *В «Белых одеждах»

    В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.

    В. Тендряков

    «Суд»

    Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

    Л. Улицкая «Бедные род­ственники»

    Ася, бедная и слабоумная жен­щина, деньги и вещи, получен­ные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.

    Л. Улицкая «Перловый суп»

    Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кор­мила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несча­стных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о беско­рыстной сердечной теплоте са­мой Мариночки.

    Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...»

    У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя день­ги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, само­го близкого человека, тоже важ­ны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почув­ствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.

    Б. Екимов «Тары да ба­ры»

    Мелкие обиды разрушили отноше­ния в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, пре­кратились. Однако наступил мо­мент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба не­долговечна, смиренна: она ни ра­зу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей свое тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

    В. Гюго «От­верженные»

    Ожесточенный жизнью каторж­ника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа" Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков

    А. Адамович «Немой»

    Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.

    М. Шолохов

    «Чужая кровь»

    Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи:
    ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать,
    он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

    Б. Екимов «Продажа»

    После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом,
    спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того,
    как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.

    Б. Екимов «Как рассказать...»

    Сварщик Григорий однажды помог тете Варе,
    немощной старушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искренне благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую весну приезжал на Дон,
    чтобы помочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал,
    как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася,
    сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Человеку для счастья совсем не много нужно — любовь и забота

    Б. Екимов «Просто — соседи»

    Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха,
    которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы,
    несложную помощь.

    Р. Брэдбери «Берег на закате»

    Герой рассказа, Том, стареющий мужчина,
    сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушая сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.

    Д. Лондон «Любовь к жизни»

    Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его —
    ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном человеку — его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.

    А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»

    Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения.
    900 блокадных дней вместили в себя не только немыслимые страдания, но величайшую веру в будущее, в победу.

    М. Горький «На дне»

    Лука,
    персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой,
    зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам...
    для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

    В. Тендряков «Хлеб для собаки

    Володя Тенков
    в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, что умирают на станции.

    А. Приставкин «Золотая рыбка»

    Герой рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки,
    которые жили с ней в одной комнате.

    В. Гюго «Отверженные»

    Жан Вальжан
    живет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных»:
    Фан- тине, Козетге, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.

    К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике»

    Дед Матвей
    во время гражданской войны спас ребенка, Алёшку, согрел его сиротское детство, принял, катодного внука.


    написать администратору сайта