Главная страница
Навигация по странице:

  • «Достоинство и честь как категория профессиональной этики юриста»

  • Честь и достоинство в истории этической мысли

  • Понятие этических категорий чести и достоинства

  • Достоинство и честь в профессиональной юридической деятельности

  • Честь и достоинство как категории юридической этики. -Честь и достоинство как категории юридической этики. Достоинство и честь как категория профессиональной этики юриста


    Скачать 52.5 Kb.
    НазваниеДостоинство и честь как категория профессиональной этики юриста
    АнкорЧесть и достоинство как категории юридической этики
    Дата19.06.2020
    Размер52.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла-Честь и достоинство как категории юридической этики.docx
    ТипРеферат
    #131331

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

    Юридический факультет

    Заочная форма обучения

    Реферат на тему:

    «Достоинство и честь как категория

    профессиональной этики юриста»

    Выполнила:

    студентка группы ЮБвв-22

    Рокина М.П.

    Проверил:

    Дергачев С.В.

    г. Йошкар-Ола

    2017
    Содержание



    Введение 2

    1Честь и достоинство в истории этической мысли 3

    2Понятие этических категорий чести и достоинства 6

    3Достоинство и честь в профессиональной юридической деятельности 10

    Заключение 15

    Список использованных источников и литературы: 17


    Введение


    Этика, в отличие от большинства наук использует понятия, которые явля­ются словами живого языка и зачастую применяются в повседневной речи («зло» и «добро», «счастье», «справедливость», «долг» и т. п.).

    Особенности категорий этики заключены в том, что они выражают определенное содержание нравственно­сти, отображая разные моральные позиции, а также в том, что в них представлена мораль как таковая.

    Категории этики применяются для оценки самых разных по­ступков. В центре этических исследований находятся вечные пробле­мы человеческого существования. В связи с чем, базовые понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «досто­инство» не претерпевают значительных изменений с течением вре­мени.

    Являясь непреходящими ценностями человеческого общества, честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности немыслимо без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из главных принципов и признаков демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. Одновременно с этим, развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей – добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно исключительно в условиях неподдельного уважения самой личности, то есть уважения ее прав, чести, достоинства.

    Целью представленной работы является исследование таких этических категорий как честь и достоинство, применительно к юридической деятельности.

    1. Честь и достоинство в истории этической мысли

    Понятие чести, в Древнем мире связывали с возвышением в своей среде. В античную эпоху с формированием государства появляется понятие гражданского достоинства (граждане Афин, Спарты и Рима). Ценность человека определялась по принадлежности к государству, вне которого не имела абсолютно никакого значения. В создании и последующем развитии категорий чести и достоинства значительная роль отведена воинскому сословию. Войны формировали замкнутую социальную группу, статус которой осуществлялся их значением в обществе как защитников государства (общества). Любой воин претендовал на личную честь среди воинов и особую честь среди граждан. Повсеместно, где воинское сословие занимало господствующее положение, представления о чести доминировали в нравственном кодексе эпохи.

    В средние века феодалы – рыцари являлись доминирующим классом, который формировал представление о сословной чести. Полагали, что исключительно люди благородного происхождения способны на подвиги, исключительно они могут быть верными своему господину, данному слову, обещанию, выполнять правила поединка. Следование сословному кодексу чести содействовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с рыцарями, то есть с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение которого требовалось заслужить. Отличаться особенной храбростью среди рыцарей означало признание среди людей самого бесстрашного, мужественного, сильного клана. Добиться этого было достаточно сложно. Культура средневековья сформировала образы благородных разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми чести.1

    Схожая идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. «Удальцы» отмечали, что они, а не продажная и трусливая чиновничья среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности, верности и честности, велениям неба, то есть ценностям конфуцианства. Кодекс поведения японского средневекового воина самурая – бусидо основан на полном презрении к смерти. Харакири являлась способом доказать верность господину, если он скончался, либо чистоту души, при живом господине. Харакири являлось привилегированным видом смерти для военного сословия.

    Рыцарское понятие чести имеет серьёзные изъяны. Во-первых, её узко ограниченное использование, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее декоративной, чем реальной. Зачастую рыцарский поединок, в результате которого один из них погибал, возникал по малозначительному поводу. Рыцари, которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву. Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям. Подчас рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не получал ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только выигрывали.2

    В новое время человечество перешло от этики «избранных» к этике равноправных, основной характеристикой которых является не происхождение, а личность человека, его достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, который не требует дополнительного признания социума. Такое представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста, социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё больше связывают с успехом, материальным достатком, властью, престижем.

    Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения достоинства и чести властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь преступлений, предательства, стремление к такой чести оборачивается бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным трудом. Нравственная ценность труда, создающего все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда. Передовых рабочих и колхозников избирали депутатами различного уровня.3

    Таким образом, представления о чести и достоинстве личности начали формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества. Они, конечно же, трансформировались в процессе исторического развития, а также отличались у различных народов и в различных культурах.

    Честь и достоинство тесно взаимосвязаны между собой, они обеспечивают нравственную ценность человека, позволяют каждому быть и оставаться личностью. В современных правовых системах признается ценность человека вообще и ценность любой индивидуальной личности как совокупность неповторимых черт - в отдельности. Чем богаче интеллектуальный уровень и духовный мир человека, тем ценнее для него достоинство и честь, тем более он ими дорожит, тем менее склонен безнаказанно сносить любые посягательства на данные блага.

    1. Понятие этических категорий чести и достоинства

    Категориями чести и достоинства отображена моральная ценность личности, они представляют собой индивидуальную и общественную оценку нравственных человеческих качеств.

    Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе. Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

    Честь, как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

    Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести – высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распростра­нено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».

    Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­нивает людей дифференцированно.4

    Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.

    Достоинство – категория этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

    Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­троля.

    Достоинство – выражение ответственности человека за свое пове­дение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Досто­инство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

    Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.

    Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. И только потом достоинство должно получить общественное признание.

    Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.5

    Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

    Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.

    Чувство чести, вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

    Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни.

    Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством. Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.6

    Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы. Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность). Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.7

    При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. При низкой адекватной самооценке человек знает свои возможности, свой «потолок», не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

    Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

    При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям.

    Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на «мокрое» дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала «крутого» киногероя).8 Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства.

    Таким образом, достоинство, представляет собой категорию этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

    Честь, как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

    Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­нивает людей дифференцированно.

    1. Достоинство и честь в профессиональной юридической деятельности

    Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

    Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

    Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

    Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.9

    Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.

    Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

    Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.

    В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена резолюцией 217 А на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Она начинается с признания достоинства человека: «Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах».10

    Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 года, и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.

    Долгое время, даже в 60-70-е годы, юристы испытывали теоретические затруднения при исследовании феномена достоинства. Юристы связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со всей сферой идеального, со сферой сознания, поэтому не находили объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса личности. Следует сказать, что в подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 года. Статья 57 (ч. 2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество»11.

    Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации (от лат. diffamo - порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина - вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности - была не гарантирована.

    Только в новой, принятой 12 декабря 1993 года Конституции России, появилась, наконец, статья 21 о праве на достоинство личности в ее позитивном-статусном варианте, в которой говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».12

    В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года, для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»13. В статьях 150, 151 ГК РФ также речь идет о защите чести и достоинства личности. Эти статьи Гражданского кодекса РФ очень востребованы. Судебная практика показывает, что в настоящее время очень много дел, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации людей. Это означает, что Россия делает очень мощный прорыв к демократическим достижениям современной цивилизации.

    Поддерживать профессиональную честь оказывается нелегко, особенно в пору общественных катаклизмов. Кризисные явления, которые российское общество переживало в последнее десятилетие XX столетия, были связаны с распадом господствовавшей прежде системы нравственных ценностей. Естественно, что это не могло не коснуться сферы профессиональной морали и особенно нравов, существующих как между коллегами, так и по отношению к нуждающимся в конкретной помощи людям.

    Для юриста честь, достоинство, репутация значат исключительно много. По сути, они имеют функциональную направленность. Если спросить не искушенного в юридических тонкостях человека, согласился бы он, чтобы его дело, например гражданский иск, рассматривал судья, имеющий не самую хорошую репутацию, ответ, думается, будет однозначным. По замечанию М. В. Баглая, долгое время бывшего Председателем Конституционного Суда РФ, «достоинство человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства».14 Обращаясь в суд, мы надеемся, что третья власть находится в руках людей, исключительно уважаемых и добросовестных, чьи нравственные качества и поступки в повседневной жизни не подвергаются ни малейшему сомнению. Вот почему столь высокие требования предъявляются к моральному облику юристов, поддержанию ими своей профессиональной чести и достоинства.

    Таким образом, рассмотренные этические категории относится к числу наиважнейших категорий профессиональной юридической этики. Профессиональная честь - это признание обществом и самосознание высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга.

    Под достоинством понимают совокупность высоких мо­ральных качеств, а также их уважение в самом себе. Достоин­ство, как категория этики, означает самоуважение, не допуска­ющее понижение уровня самооценки и уважения со стороны окружающих.

    Человеческое достоинство есть самоуважение личности, её нравственное и справедливое отношение к себе, стремление к снисканию уважения других людей и необходимость ува­жать других людей. В целом «речь идёт о ценности человека для разнообразных коллективов, в том числе для независимо­го политического общества, а также других индивидуумов». Так, «лицо оценивается за определенное поведение, вытекаю­щее из отличительных свойств оцениваемого». То есть «инди­видуум признается более или менее достойным в силу обла­дания им набором личных качеств, которые соответствующим образом демонстрируются».

    Заключение


    Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга.

    К категории чести очень близко примыкает категория достоинства. Обе они практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. Безусловно, и последняя оценка происходит не в отрыве от общественного мнения, просто в данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая опять-таки базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности. 

    Кроме того, честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственная воспитанность, убежденность, а достоинство – помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие в основном мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное. 

    Необходимо отметить, что если понятие чести довольно однозначно, то понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности – в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей, выражения восторженного восхищения, глубокого почтения и т.д. Степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, ее авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Точное соответствие между степенью личностных достоинств и формами обращения по отношению к личности окружающих зависит от их нравственной воспитанности, знания этикетных правил, чувства такта, а также от их культуры, в том числе и культуры общения. 

    Подводя итог вышесказанному, сформулируем некоторые выводы:

    – честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

    – как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

    – рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

    – обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

    – на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

    Список использованных источников и литературы:




    1. Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

    2. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит. – 1993. – 64 с.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

    4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. N41. Ст. 617. – (утратила силу)

    5. Таран, А. С. Профессиональная этика юриста: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / А. С. Таран - М.: Юрайт, 2015. - 329 с.

    6. Профессиональная этика юриста: учеб. пособ. / М. М. Есикова и др. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 85 с.

    7. Власова О.В. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение // Вестник ПАГС. 2011. №3. – С. 44-46.

    8. Рудый Н. К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации Н. К. Рудый // Юрист. – 2008. – № 3. – 13 с.

    9. Барсукова В.Н. Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика//Современное право. №12.– 2014.– С. 20-26

    10. Певницкий С.Г. Защита чести, достоинства и деловой репутации: соотношение с правом на свободу слова и свободу выражения мнения. Правовая позиция Европейского суда по правам человека. – 2014. – №5. – С. 28–31.

    11. Шульгина Р. В. Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве // Молодой ученый. – 2017. – №18. – С. 266-269.

    12. Верещагин, И. А. Профессиональное достоинство судьи и критерии его оценки//Евразийский юридический журнал. -2015. - № 11. - С. 182 - 185

    13. Васильев Р.О. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации общественных и политических деятелей при распространении информации в сети. – 2015. – №5. – С. 23–26.

    14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. - 11-е изд., изм. и перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 784 с.

    1 Таран, А. С. Профессиональная этика юриста: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / А. С. Таран - М.: Юрайт, 2015. - 329 с.

    2 Профессиональная этика юриста: учеб. пособ. / М. М. Есикова и др. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 85 с.

    3 Власова О.В. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение // Вестник ПАГС. 2011. №3. – С. 44-46.

    4 Рудый Н. К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации Н. К. Рудый // Юрист. – 2008. – № 3. – 13 с.

    5 Барсукова В.Н. Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика//Современное право. №12.– 2014.– С. 20-26

    6 Певницкий С.Г. Защита чести, достоинства и деловой репутации: соотношение с правом на свободу слова и свободу выражения мнения. Правовая позиция Европейского суда по правам человека. – 2014. – №5. – С. 28–31.

    7 Шульгина Р. В. Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве // Молодой ученый. – 2017. – №18. – С. 266-269.

    8 Верещагин, И. А. Профессиональное достоинство судьи и критерии его оценки//Евразийский юридический журнал. -2015. - № 11. - С. 182 - 185

    9 Васильев Р.О. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации общественных и политических деятелей при распространении информации в сети. – 2015. – №5. – С. 23–26.

    10 Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

    11 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. N41. Ст. 617. – (утратила силу)

    12 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит. – 1993. – 64 с.

    13 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

    14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. - 11-е изд., изм. и перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 784 с.


    написать администратору сайта