Главная страница
Навигация по странице:

  • «ико́на»

  • Самые распространенные образы и сюжеты иконописи

  • Спас Вседержитель

  • Богоматерь Умиление

  • Богоматерь Оранта – Молящаяся

  • Благовещение

  • Распятие

  • Иконописцы Древней Руси Один из самых талантливых, выдающихся мастеров, оставивший значительный след в русской и мировой культуре является Андрей Рублев

  • Росписи собора Святой Троицы

  • древнерусская иконопись. Доклад древнерусская иконопись. Древнерусская иконопись, её символика, традиции. Троица Рублева исторический, философский и эстетический смысл. Иконографический канон


    Скачать 25.17 Kb.
    НазваниеДревнерусская иконопись, её символика, традиции. Троица Рублева исторический, философский и эстетический смысл. Иконографический канон
    Анкордревнерусская иконопись
    Дата21.12.2021
    Размер25.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад древнерусская иконопись.docx
    ТипДокументы
    #311604

    Древнерусская иконопись, её символика, традиции. «Троица» Рублева: исторический, философский и эстетический смысл.

    Иконографический канон

    Вместе с принятием христианства, из Византии, на Русь пришла и живописная традиция, согласно которой все изображаемые образы и сюжеты рассматривались как отражения Мира Горнего - Небесного. Эта живопись не воспринималась как искусство, а являлась объектом религиозного поклонения.

    В Византии были выработаны строгие каноны, которые ограничивали круг того, что может быть изображено в картине, регламентировали способы и приёмы живописного изображения, место расположения образов в пространстве храма, а также включали определённую символику, понятную только верующим. Все эти правила получили название иконография. Она распространялась на все виды византийской, а шире, православной живописи: монументальную (мозаика и фреска) и станковую (икона и книжная миниатюра).

    Любимым видом живописи в Древней Руси стала и́конопись, которая получила гораздо большее развитие не на родине, а на русской земле, став своеобразным символом русской культуры и древнерусского искусства.

    Слово «ико́на» переводится с греческого языка (язык, на котором говорили в Византии) как «о́браз», поэтому на Руси иконы называли ещё образа́ми.

    Икона – это картина религиозного содержания, написанная на досках, натуральными (темперными или минеральными) красками, с соблюдением иконографического канона. Образа́ми украшались интерьеры церквей, и они были непременным атрибутом русского средневекового жилища, от царских палат, до самых бедных изб и хижин. Ими освящали культовые и гражданские постройки, благословляли на новые дела и на брачные союзы, дарили близким людям по особым случаям, их брали с собой на войну бойцы, с ними провожали в последний путь и т. д.

    Таким образом, вся жизнь русского человека проходила с иконами, которые становились неотъемлемой частью его мышления. К иконам относились, как к священным предметам, их нельзя было, как картину, повесить на стену. Образа́ ставились на специальную полку в «красном» (переднем, лучшем) углу дома, и в случае опасности – пожара, землетрясения, нападения врагов, их старались спасти в первую очередь. Когда изображение темнело от времени, или «изнашивалось», икону бережно «поновляли».

    Глядя на икону, русский человек редко задумывался о её художественных достоинствах, потому что видел в ней не картину, а святыню, не изображение какого-либо святого, а его самого, к которому обращался непосредственно во время молитв.

    Причём иконографический канон строго регламентировал что, кого и каким образом можно было изображать. Cоздавались даже специальные книги - «про́риси» или «по́длинники». Они могли быть «лицевыми» - где показывалось, как надо писать лики святых или сюжет из их жизни, и «толковыми» - поясняющими, «толковавшими», каких правил следует при этом придерживаться.

    Характерными особенностями иконописных изображений становятся спокойный и серьёзный взгляд увеличенных глаз, высокий выпуклый лоб, окружённый сияющим золотым нимбом, статичность позы, декоративность и условность одежды, с многочисленными складками, создающей иллюзию бесплотности, бестелесности фигуры.

    Самые распространенные образы и сюжеты иконописи

    Одни из самых важных и значимых образом в древнерусской иконописи стал образ Иисуса Христа, Спасителя или, как говорили в старину – Спаса. В зависимости от того, для какого храма предназначалась икона, или от того, где в пространстве она должна была находиться, получили распространение разные способы изображения – иконографические типы или изво́ды Христа. Вот некоторые, особенно популярные из них:

    Спас Нерукотворный

    Согласно легенде, во времена жизни Христа, тяжело болевший эдесский царь Авгарь, приказал слуге привести к нему Иисуса, про которого говорили, что он умеет не только исцелять все болезни, но и воскрешать мёртвых. Когда же посланник царя явился к Спасителю, тот отказался идти к больному, но омыл водой своё лицо и приложил к нему чистое белое полотенце, на котором чудесным образом запечатлелся лик Христа. Получив это изображение, Авгарь исцелился. Именно к этому образу, сотворённому не руками художника, а по воле Божией, восходит иконографический тип Спас Нерукотворный.

    На таких иконах на фоне нарисованного белого пла́та (платка – полотенца) лишь лицо Иисуса, в окружении светящегося золотого кольца – нимба, расчерченного крестом. Иногда изображение дополняется начальными буквами греческих слов «Я есмь Истинный».

    Спас Вседержитель или по-гречески Пантократор

    В таком изводе Христос изображается как владыка всего Мира (поэтому часто изображение Христос-Пантократор помещается в куполе храма).

    Здесь фигура Иисуса показывается до пояса (поясное изображение). В левой руке его находится книга (Евангелие), а пальцы правой руки, зачастую, сложены именнословно – то есть, их сложение условно-графически образует аббревиатуру имени Иисус Христос (отставленный мизинец – I, скрещённые указательный и средний пальцы – Х).

    Не менее почитаемыми и любимыми на Руси, кроме Спаса, были и образы его матери – Богородицы Девы Марии. Согласно преданию, первое изображение Богоматери было написано ещё при её жизни апостолом-евангелистом Луко́́й, который впоследствии стал считаться покровителем всех художников. К этому прижизненному изображению возводили все появившиеся богородичные изводы.

    Богоматерь Умиление, по-гречески – Елеу́са

    Любимый тип богородичной иконы на Руси. Дева Мария на ней изображена до пояса, с младенцем-Христом на руках. Особенностью этого извода является проявление реальных человеческих чувств между персонажами – Иисус нежно прижимается своей щекой к материнской щеке. Именно к такому иконографическому типу относится шедевр иконописи – Богоматерь Владимирская – икона, созданная в Византии, и в XII веке перевезённая на Русь.

    Она считается чудотворной иконой (ей приписывают неоднократные чудесные спасения русской земли во время различных войн), национальной русской святыней, покровительницей Руси. Возможно, такой знаменитой её делает то мастерство, с которым византийский художник изобразил внутренний мир Марии, которая, предвидя трагическую судьбу своего Сына, переживая за него, готова на великую жертву во имя Мира и человечества. Всё это отражается во взгляде огромных печальных глаз Богородицы на этой иконе.

    Богоматерь Оранта – Молящаяся

    Изображение Богородицы в полный рост с поднятыми к небу руками в неустанном молении Богу о земле и людях. Именно такое изображение украшает конху апсиды Софийского собора в Киеве. Если же в центре такой фигуры помещён круг-медальон с погрудным изображением младенца-Христа, как на иконе Богоматерь Знамение, то такой извод будет называться Великая Панагея (Всесвятая). Традиционно цвета одежды Богоматери на иконах с её изображением, пишутся так же, как и одежды Христа, только в зеркальном отражении: хитон – синим, а гиматий – пурпурным.

    Важными персонажами древнерусской живописи являются ангелы и архангелы – небесные силы, помощники Бога.

    Чаще всего на иконах встречается изображения архангела Михаила и архангела Гавриила. Первый из них изображается с атрибутами воина – щитом и мечом или копьём, так как согласно библейскому преданию, он является предводителем небесного воинства (греч. «архистратиг»), победителем Сатаны (Люцифера), покровителем всех воинов на земле. Второй из архангелов – Гавриил, является посланником Божьим, вестником, открывающим избранным волю Господа. Чаще всего мы можем его увидеть в изображениях Благовещения.

    Одним из самых популярных образов, где главенствуют изображения ангелов сюжет Троица Ветхозаветная. Это, с одной стороны, иллюстрация библейской легенды о явлении пророку Аврааму трёх ангелов – посланников Божьих. С другой стороны – это воплощение в живописи догмата о триединой сущности бога, и ангелы на иконе – это ипостаси христианского божества: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

    Ангелы и архангелы являются частыми участниками икон, изображающих библейские события, отмечаемые как христианские праздники. Главные из них, назывались двунадеся́тыми (по их количеству – 12).

    В их числе: Благовещение – явление Деве Марии архангела Гавриила с вестью о том, что она станет матерью Сына Божьего; Рождество – рождение Девой Марией Иисуса Христа; Крещение– совершение обряда крещения Христом в водах реки Иордан от Иоанна Предтечи (Крестителя); Распятие – казнь Христа на кресте; Воскресение Христово; Успение Богородицы – смерть Девы Марии в окружении апостолов и её вознесение на Небо и др.

    В иконописи большое место занимают образы святых. Это люди, которые прославили себя праведным служением Богу: погибшие за веру мученики (страстотерпцы), иерархи (отцы) церкви, утверждавшие её вероучение, апостолы – 12 учеников Иисуса Христа, распространившие по миру его учение (самые любимые из них – Пётр и Павел), евангелисты – создатели «Евангелия» - части Библии с рассказами о жизни и учении Христа - Матфей, Марк, Лука и Иоанн, монахи-подви́жники (совершившие духовный подвиг) и т.п. Считалось, что святые, вознёсшиеся на Небеса после смерти, выполняют функцию посредников между людьми и Богом, отмаливая людские грехи, являются небесными защитниками людей, нуждающихся в чудесной помощи.

    Большое распространение на Руси получил особый тип иконографии святых – жити́йная икона. Поскольку иконы зачастую воспринимались как «писания для неграмотных», то иногда изображение святого, занимавшее центр доски – сере́дник, дополнялось сценами из его жизни (жития́), поясняющими верующим, почему он удостоился канониза́ции (причисления к лику святых). Эти фрагменты биографии размещались в небольших прямоугольниках, называемых кле́ймами, опоясывающих икону по периметру. Такой тип изображений назывался ещё «святой в клеймах».

    Иконописцы Древней Руси

    Один из самых талантливых, выдающихся мастеров, оставивший значительный след в русской и мировой культуре является Андрей Рублев - известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, точное место рождения неизвестно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим - в Нижнем Новгороде. Впервые имя Андрея Рублева появилось в летописи 1405 года. Из источника историки узнали, что творец расписывал Благовещенский собор кремля Москвы вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем. В летописи написано, что Рублев является монахом, следовательно, имя Андрей он получил после пострига в Троицком монастыре. К сожалению, из всей работы в Благовещенском соборе до наших дней дошло лишь несколько работ иконописца.

    Росписи собора Святой Троицы

    В 20-е годы ХV века творец участвовал в росписи Троице-Сергиева монастыря. Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени.

    На иконе изображен ветхозаветный сюжет “Гостеприимство Авраама”. Он повествует о том, как Авраам, отдыхая в дубраве Мамвра, встретил трех путников (ангелов). Отвел их к себе домой и вместе с женой накормил странников. Ангелы сообщают Аврааму, что через год у них родится сын, который даст начало народу иудейскому.

    Андрей Рублев не стал изображать всех деталей, что традиционно показывали на “Гостеприимстве Авраама”. Нет ни самого Авраама, ни его жены, нет признаков трапезы. Только стоящая на столе чаша с головой тельца. Ангелы изображены не вкушающими, а беседующими. В каждом предмете и символе, изображенном на иконе, есть отсылки к основным библейским мотивам.

    Три ангела олицетворяют собой Бога-Отца (в центре), Бога-Сына (справа), Святого Духа (слева). Вместе они Святая Троица. В руках у каждого скипетр – символ царствования. Позади ангелов видно дерево, под которым отдыхал Авраам. В то же время это Дерево Жизни. Здание – это дом Авраама, которое также символизирует церковь. Справа находится гора. Она тоже несет свою символику. Это прообраз Голгофы.

    Смысловой центр иконы – чаша с головой тельца, символизирующая чашу, в которую стекала кровь Христа, когда он был распят. Также чаша символизирует жертвенность ради спасения человечества. Десницы ангелов в центре и слева благословляют чашу. Правый и левый ангелы тоже образуют силуэт чаши.

    У иконы есть круговая структура, символизирующая вечность и триединство Бога. Ангелы не вписаны в круг, они его образуют, что и говорит об их единстве. Цвета на иконе яркие, но гармонирующие между собой. У каждого ангела в одежде присутствует голубой цвет – символ божественной сущности. У ангела справа красивое сочетание голубого и зеленого – в нем есть и Бог и человек. Среднему ангелу Рублев добавил темно-вишневый оттенок в одежде. Его рукав почти бордового цвета с золотой полосой говорит о его главенстве. Над головами ангелов – золотые ореолы.

    История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.


    написать администратору сайта