Главная страница
Навигация по странице:

  • Вира была 3х видов: двойная вира

  • Вопросы

  • Гдз. древнерусское государство и право. Древнерусское государство и право


    Скачать 30.74 Kb.
    НазваниеДревнерусское государство и право
    Дата15.05.2023
    Размер30.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладревнерусское государство и право.docx
    ТипДокументы
    #1132322

    Древнерусское государство и право.

    1. Дайте определение терминов

    1) «вира- древнерусская мера наказания за убийство. Согласно Русской Правде вира – это денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Также вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления. В зависимости от социального положения убитого вира варьировалась в пределах от 80 гривен (за убийство князя) до 5 гривен (за убийство смерда, холопа).За увечье платилось полувирье. Не бралась вира за убийство несвободного человека. В том случае, если преступник не был пойман, виру обязана была платить та волость, в которой совершено убийство. Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Вира была 3х видов:двойная вира. Равнялась 80 гривнам и выплачивалась за убийство «княжеского мужа» или члена старшей княжеской дружины;одиночная вира. Взымалась за убийство простого свободного человека;половинная вира или полувирье. Равнялась 20 гривнам. Полувирье полагалось за тяжелые увечья (за отсечение ноги, руки, носа и за выбитые глаза и т.д.).дикая (повальная) вира. Уплата общиной одиночной виры за покрываемого члена общины. Применялась как наказание при простом (не с целью грабежа) убийстве. Наказание выполняло также полицейские функции, связывая членов общины круговой порукой.Вира имела важное значение для древнерусского государства, т.к. постепенно вытесняла обычай кровной мести.

    2) «урок» - по "Русской правде" возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа. Это строго определенный размер дани, который должно было платить население древнерусских княжеств. Уроки были введены княгиней Ольгой, которая правила в 10 веке. Это было сделано после убийства ее мужа Игоря, так как он собирал слишком большую дань.Это была первая налоговая реформа.
    3) «вервь»-  участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

    4) «видок»- один из видов свидетелей по древнерусскому судебному праву. Впервые упоминается в Русской Правде XI века. В отличие от послуха, который только слышал что-то о событии, видок являлся непосредственным очевидцем случая, ставшего предметом судебного разбирательства. Разделение свидетелей на «послухов» и «видоков» исчезает к моменту выхода Судебника 1497 года. С этого момента все свидетели называются «послухами».

    5) «послух»- в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой», то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был (непосредственный свидетель-очевидец назывался видок). Он говорил о том, что слышал о деле .

    6) «задница»- наследуемое имущество в отсутствие завещания ближайшими родственниками по древнерусскому законодательству (в частности, в «Русской Правде»).

    7) «купа» -в Древней Руси денежная или натуральная ссуда( зерно, орудие труда или иные ценности) выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник (" закуп ") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

    8) «заклич»- первая стадия судебного процесса в Древней Руси. Заключался в объявлении о совершившемся преступлении (пропаже вещи) – в надежде на опознание украденного/утерянного; производился в людном месте, "на торгу" – торговой площади.

    9) «детский»- младшие члены дружины в Древней Руси. “Детским” мог стать только свободный человек.  Сопровождали князя в качестве телохранителей, не принимали участие в совете князя.

    10) «покон»- закон, включенный в Краткую (статья 42) и Пространную редакции (статья 9) Русской Правды, по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами. В то же время подчёркивалось, что хлеб, муку, пшено можно брать только на еду и корм коню, а не на продажу. Это прямое указание на то, что вирник не...

    11) «ряд- в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.

    12) «свод»- в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

    13) «смерд»- Смерд — категория населения по «Русской правде». Свободный общинник земледелец с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей. На данный момент существует две трактовки понятия "смерд". Первая - это аналог позднейшего "крестьянин", земледелец, иногда зависимый от землевладельца, но при этом лично свободный. Вторая трактовка рассматривает смердов, как посаженных на землю рабов-пленных из неславянских племен.

    14) «тать»-  вор, хищник, похититель, кто украл что-либо, кто крадет заобычай, склонный к сему, малоупотр. крадун.

    15) «челядин»- Наименование зависимого населения в феод. России. В Др. Руси 6-9 вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства; в 9-10 вв. "Ч." — рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально зависимого населения, в сер. 11 в. его сменил термин "холопы".В18-19вв."Ч."обозначает дворовых людей помещика.

    16)«продажа»-в Древней Руси по "Русской правдештрафуплачиваемый виновным за нетяжкие преступления(тяжкие наказывались вирой и полу вирой).

    17)«след гнати»-  третья стадия (наряду с «закличем» и «сводом») процедуры розыска злодея в судебном процессе Киевской Руси, которая представляла собой погоню за злодеем по оставленным им следам.
    Если следы исчезали, розыск останавливался, если они вели до какого-нибудь населённого пункта, то его жители были обязаны отвести от себя подозрения и принять участие в розыске злодея, иначе они несли коллективную ответственность за кражу . Полученные в результате «гонения следа» результаты становились основанием для принятия судебного решения.


    18) «емец»- — должностное лицо суда; тот, кто приводит в исполнение решение суда.

    19) «огнищанин»-  слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в хозяйстве господина. Жизнь огнищанина охранялась повышенным штрафом в 80 гривен серебра (за убийство свободного «людина» полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа — в 5 гривен). Штраф выплачивался либо убийцами, либо вервью, на чьей территории было найдено мертвое тело.
    2. РУССКАЯ ПРАВДА – НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ – «ПРАВО ПРИВИЛЕГИЙ». АРГУМЕНТИРУЙТЕ ВЫШЕПРИВЕДЕННЫЙ ТЕЗИС ССЫЛКАМИ НА ДОКУМЕНТ.

    1)За убийство простого человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг - 40 гривен; за убийство свободной женщины - 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников - 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство феодально зависимых людей влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89).

    Штраф за убийство феодала был настолько велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно (80 гривен равнялись стоимости 23 кобылиц пли 40 коров, или 400 баранов). Поэтому "Русская Правда" установила в некоторых случаях уплату виры всеми членами крестьянской общины-дикой виры (ст. 3 - 6). "Русская Правда" охраняла здоровье феодала, твердо соблюдая принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием. Так, за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф (ст. 30), как и за удар по лицу или удар палкой (ст. 31).

    2) Основной принцип феодального права - право привилегий - нашел отражение и в нормах, которые можно условно отнести к нормам гражданского права. Установлен различный порядок наследования имущества после смерти бояр и после смерти смердов. Если смерд не оставлял после себя сыновей, то его имущество шло князю (ст. 90). Имущество же дружинников и бояр князю не шло - при отсутствии сыновей его наследовали дочери (ст. 91).

    3) Господин мог "бить закупа за дело" (ст. 56 Пространной Правды), холоп же, как уже отмечалось, был полностью бесправен - он не субъект, а объект права; устанавливались порядок задержания беглого холопа и ответственность за его укрывательство.

    3.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ДРЕВНЕРУССКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ (БРАК, РАЗВОД, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖЕНЩИНЫ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВКЛЮЧАЯ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА ЖЕНЩИН, АНАЛИЗИРУЯ ПЕРВОИСТОЧНИКИ – ПРАВОВЫЕ АКТЫ (ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ 911 ГОДА, УСТАВ ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА, РУССКАЯ ПРАВДА И ДР.).

    Древнерусское общество было типично мужской, патриархальной цивилизацией и женщина в Древней Руси занимала подчиненное положение, подвергаясь постоянному притеснению и угнетению. В то же время женщины из высших сословий имели серьезное влияние и активно участвовали в общественной и политической жизни страны.  Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

    После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

    В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

    На Руси, после ее Крещения, действовали в основном те же нормы относительно прекращения брака, что и в Византии, но наблюдались и некоторые их отличия от норм византийского права. Так, участие жены в пирушках, игрищах и мытье в бане с мужчинами не приравнивались к прелюбодеянию и не могли служить основанием для развода. Тем не менее, уже в эпоху Устава князя Ярослава Владимировича русская церковная практика располагала широким перечнем поводов к разводу. В статье 53 Устава князя Ярослава (Пространная редакция) перечисляются следующие деяния жены, которые дают основания для расторжения брака: 1) не сообщение женой мужу о ставшем ей известном готовящемся посягательстве на власть и жизнь монарха; 2) прелюбодеяние, за которым ее застал муж или подтвержденное послухами; 3) покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся его убийстве; 4) общение жены с чужими людьми, в частности ночевка вне своего дома и без разрешения мужа, что может представлять угрозу для ее чести; 5) посещение женой без сопровождения мужа днем или ночью игрищ и несоблюдение соответствующего запрета, сделанного мужем; 6) участие в обворовывании мужа, или самостоятельное похищение его имущества, или другое воровство, в частности из церкви. Если жена сбегала от мужа к любовнику, брак расторгался. Любовник должен был выплатить штраф церкви, а женщину отдавали в монастырь.Получала жена развод, если муж втайне продавался в холопы или скрыл холопское положение. Иначе женщина и рожденные ею дети переходили бы в собственность хозяина. В тяжелые годы в бедных семьях муж мог добровольно принять холопство, чтобы избежать голодной смерти. Случалось, что семьи отдавали детей, чтобы дать им шанс выжить.
    Русская Правда ничего не говорит о совершении преступления женщинами, это связано, видимо с тем, что ограничения, возникавшие в процессуальной дееспособности женщин в этот период были связаны не с их половой принадлежностью, а их семейным и социальным статусом. Ольга будучи самостоятельной правительницей могла, видимо, выступать в качестве верховного судьи на территории своего государства. Такие же права по отношению к членам семейства возникали у женщин, которые по смерти мужа становились главой семьи и определяли судьбу входящих в семью сыновей, дочерей, невесток и их детей.

    Женщины находились под контролем церковной и светской власти как в общественной так и в семейной жизни и это не могло не привести к тому, что очень многие деяния, совершаемые женщинами в этот период времени рассматривались как преступные и следовательно за совершение их женщины привлекались к ответственности. Ответственность устанавливалась в различных формах и размерах в зависимости от опасности совершенного деяния и социальной принадлежности лица, его совершившего. Самостоятельную ответственности несли все категории женщин, кроме холопок, за совершение преступления которой ответственность нес ее хозяин. В данном случае, естественно не идет речь о защите интересов данных женщины, здесь мы сталкиваемся с обеспечением интересов холоповладельца и лица, пострадавшего в результате такого противоправного деяния. Древнерусское законодательство не предусматривает особенностей ответственности в зависимости от признака пола, но при этом выделяет преступления по которым субъектом может выступать только женщина в силу специфики самого преступления, например, в случае преждевременного избавления от беременности. В случае прелюбодеяния жены развод допускался всегда, а в ряде случае, например, при прелюбодеянии совершенном женой священника, был обязателен. Следует помнить, что католическая церковь за супружескую неверность предусматривала равное наказание; однако, как правило, женщину наказывали сильнее. Виновность женщины учитывалась во всех случаях совершения женщиной преступлений против христианской нравственности: женщина не подвергалась ответственности за прелюбодеяние в случае, если ее изнасиловали, а в случае, если она совершала деяние, способствовавшее, прерыванию беременности учитывалось, был ли этот ребенок законнорожденным или был зачат вне брака.

    При рождении ребенка вне брака женщина подвергалась наказанию, если бросает свое незаконнорожденное дитя - «аже девка детя повьржеть».

    Подвергалась женщина ответственности и в случае, если рожала ребенка вне брака или в случае, если выступала в качестве второй жены. Причем первоначально церковь наказывала женщину, жившую с женатым мужчиной независимо от того, был ли он повенчан со своей первой женой или нет. В обоих случаях женщина, выступавшая в качестве второй жены направлялась в «церковный дом». К ответственности привлекалась девушка или незамужняя женщина в случае рождения внебрачного ребенка. «Если у девушки, живущей у отца и матери, родится ребенок, или у вдовы, то, обвинив ее, передать ее в дом церковный». В статьях 5-6 Устава князя Ярослава предусматриваются наказания за это деяние. При этом женщина подлежала заключению в «доме церковном». Родственникам предоставлялась возможность выкупить мать незаконнорожденного ребенка, что свидетельствует о возможности избежать ответственность за данное преступление дочери обеспеченных родителей и невозможность этого для девушки из простой семьи, которые, видимо, чаще попадали в подобные ситуации.

    По «Русской Правде» после смерти своего мужа, если он умирал первым, жена имела права на оставленную ей собственность и на иную собственность, которой он мог обладать. Более того, вдова признавалась главой семьи, если были дети, и ей доверялось управление имением ее покойного мужа. Когда дети достигали совершеннолетия, каждый имел право потребовать свою часть имения, но если они поступали таким образом, то должны были отдать определенную часть владения своей матери до конца ее дней (пожиток ).

    Говоря о детях, следует отметить, что дочери наследовали имущество

    Интересно заметить, что при наличии сыновей и всяческой мужской линии дочерям наследство не предназначалось. Зато, братья были обязаны содержать их до замужества и обеспечивать приданным до вступления в брак, но при отсутствии сыновей женщины уже теряли право наследовать и все имущество поступало снова в княжескую казну.

    Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения касательно матерей статья 93 «А матерня часть не надобе детям; но кому мати дасть, тому же взяти; дасть ли всем, а вси розделять, без языка ли умереть, то у кого будеть на дворе была и кто ю кормил, то тому и взяти». Следовательно, пока мать «не потеряла языка» или другим словами имела право голоса, она распределяла свое имущество между наследниками на случай смерти. Выше представленная статья говорит о праве матери делать завещательное распоряжение и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. К тому же, распоряжения такого типа мог делать только глава семьи – отец.
    Казус №1. «Своенравный Чернец»

    В декабре 1112 года киевский ремесленник Чернец занял у ростовщика Осмомысла 3 гривны на один месяц под проценты. Прошёл месяц, однако Чернец не возвращал долг и в течение года уклонялся от его уплаты. Осмомысл обратился к князю, но Чернец потребовал представления послухов, которых у кредитора не было. Князь, веря клятве ростовщика, присудил уплатить ему долг и проценты. Чернец, не имея возможности уплатить долг сразу, трижды заплатил проценты по долгу, после чего отказался возвращать сумму долга, считая своё обязательство полностью исполненным.

    Вопросы:

    а/. Является ли договор займа в этом случае действительным?

    б/. Каковы должны быть проценты по долгу первоначально и впоследствии, после задержки уплаты?

    в/. Справедливо ли решение князя?

    г/. Какова судьба основного обязательства?


    написать администратору сайта