Главная страница
Навигация по странице:

  • Столица

  • Периоды истории государства.

  • Повесть временных лет как исторический источник

  • Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь».

  • Экономическая зависимость

  • древнерусское государство. Древнерусское государство. Древнерусское государство (Киевская Русь) Древнерусское государство


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеДревнерусское государство (Киевская Русь) Древнерусское государство
    Анкордревнерусское государство
    Дата11.02.2023
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДревнерусское государство.docx
    ТипДокументы
    #931821

    Древнерусское государство (Киевская Русь)

    Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).

    Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

    Столица: Киев.

    Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.

    Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).

    Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.

    Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

    Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

    Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

    Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

    1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

    2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

    3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).

    4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

    Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
    Русская Правда — это древнейший правовой сборник Киевской Руси, датированный 1016 годом. Она является основным письменным источником русского права. Происхождение ранней части документа связано с князем Ярославом Мудрым.

    «Правда Русская» – так называет себя этот древний источник – первый свод законов, составленный на Руси. Научному сообществу его представил Татищев, заново открыв текст кодекса в 1737 г.

    Особенность русских исторических источников в том, что они существуют как бы в двух временных периодах – первый, когда собственно они были созданы, и второй – когда они были вновь открыты. Подобное существование характерно для Повести временных лет и для Русской правды – средневековых рукописей, исчезнувших со страниц истории на несколько веков и затем вновь обретенных.

    Текст Русской Правды известен нам в трех вариантах. Самый древний из них, называемый Краткой Правдой (43 статьи), сохранился в двух списках (или экземплярах текста) Новгородской первой летописи младшего извода в ее Комиссионном (написан в 1453-1462 гг.) и Академическом (написан в 40-х годах XV в.) вариантах. Краткая Правда датируется летописями 1016 г.

    Более ранних экземпляров текстов Правды Русской до нашего времени не сохранилось

    Еще один текст Русской Правды – Пространная Правда (всего 123 статьи) записан в Кормчих книгах XIII-XV вв., в Мериле Праведном (сборник законов) и других летописных источниках. Полный текст Пространной Правды был восстановлен из нескольких источников, которые Зимин подразделяет на три гуппы: Синодально-Троицкие летописи (75 разных списков), Пушкинская группа летописей (6 списков) и Карамзинская группа (13 списков). Мерило Праведное – кодекс законов, написанный в конце XIII в., относится к Синодально-Троицким летописям.

    Пространная правда является по сути отдельным кодексом законов древнерусского государства, в состав которого включен текст Краткой Правды. Была составлена, согласно историкам, в начале XII в., когда на великокняжеском престоле в Киеве находился Владимир Мономах (1113-1125 гг.) или его преемник Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Новшеством в Пространной правде является устав Владимира Мономаха, какие именно статьи из кодекса являются этим уставом до сих пор не решен.

    Наконец, текст Сокращенной Правды находим в Кормчих книгах XVII в.

    По сути, каждый последующий вариант Русской Правды является перепиской уже существующих законов, сформировавшихся, по мнению историков, в период нахождения у власти Ярослава Мудрого, с добавлением новых, отражающих реалии современности законодателя. Так Пространную Правду можно назвать Правдой Русской с дополнениями, а Сокращенную – Пространной с купюрами.

    Краткая Правда, в свою очередь, состоит из четырех частей: Правда Ярослава (самая древняя часть), Устав Ярославичей, Покон Вирный и Урок Мостникам. Две последние части состоят каждая из одной статьи.

    Одни ученые полагают, что Правда была составлена Ярославом Мудрым (на это прямо указывают летописи, помещая текст законов во время этого князя), другие – что Ярослав только записал древние законы и внес к ним дополнения, а сами они возникли еще в докняжеские времена. Большую работу по датировке Краткой Правды провел Л. К. Гетц. Он проанализировал социально-экономическую структуру общества, отраженную в тексте законов (зависимые категории населения, штрафы в пользу представителей власти, кровная месть и т.п.), и пришел к выводу, что нормы права в Правде восходят к VIII-IX вв., в частности он объясняет это тем, что Краткая правда, например, не знает вир – отчислений в пользу правящего князя, а значит она была составлена много раньше того времени, когда князья садились править тем или иным столом. Важно отметить, что штрафы за обиду в Древнейшей правде присутствуют, нет там именно отчислений в пользу князя.

    Зимин выделяет следующие источники, оказавшие влияние на текст законов Русской Правды:

    • общинные законы до образования Древнерусского государства (обычное право). Они в частности нашли отражение в статьях Правды, регламентирующих кровную месть, принцип «око за око», общинный суд, наследование по мужской линии, отношение к рабам и т. п.

    • уставы первых киевских князей. В основном это казуальное право из торговых договоров, перемирий и отдельных случаев, которые затем облекались в нормы права, т. к. являлись типичными. Княжеское право заменяет кровную месть штрафом, приводит судимых к присяге (клятва), определяет термин «ущерба», признает легитимность «конфискации имущества».

    • «Уставы» и «уроки» княгини Ольги. Княгиня Ольга провела широкие административные, хозяйственные и религиозные реформы, порядок, в результате установившийся на Руси, нашел свое отражение в новых правовых нормах. Уставы – это княжеские акты, суть законодательная власть, наказы – правовые акты, связанные с отправлением судопроизводства.

    Важно отметить, что Русская Правда никогда не была застывшим сводом законов, раз и навсегда установившим те или иные правовые нормы. Правду скорее можно представить в виде «слоеного пирога», с массой разновременных напластований. Каждый переписчик привносил в текст кодекса реалии места и времени, когда он жил, даже деление на статьи, ставшее каноническим во всех репринтах Правды Русской, позднейшее изобретение, по сути, постатейное прочтение источника уже есть его толкование.

    Правда Ярослава – самая древняя часть Краткой Правды, согласно летописям была выдана Новгороду Ярославом Мудрым в 1016 г. В ней содержится много льгот населению города, которое помогло Ярославу в борьбе со Святополком. В Древнейшую правду входит 17 статьей, которые можно подразделить на три группы: статьи регулирующие ответственность за убийство, за оскорбление и за нарушение прав собственности.

    Правда Ярославичей – вторая часть древнейшей Правды, к ней относятся статьи с 19 по 41. Летописи, однако, помещают правду Ярославичей под 1016 г., времени, когда правил Ярослав. В связи с этим возникают трудности в определении кем именно были написаны указанные статьи и для каких целей. Предполагается, что кодекс был принят на Вышгородском съезде детей Ярослава Мудрого, состоявшемся 20 мая 1072 г

    Оставшиеся части Русской Правды представлены Поконом Вирным и Уроком Мостникам. Вира, как уже говорилось выше, – штраф за убийство. Покон (от «испокон» - издавна) – перечень вир за убийство того или иного человека, в зависимости от его социального положения (дружинник, боярин, холоп, челядин и т.п.). Можно сказать, что покон – это своего рода приложение к кодексу, вынесенное за пределы собственно статей, поскольку содержит статистический материал. Урок – это размер дани в денежном, натуральном или временном ее эквиваленте. Уроки на Руси установила еще княгиня Ольга в ходе административной реформы, поделившей Новгород на погосты. В Правде Русской урок – возмещение убытков потерпевшему или его семье. Мостниками в Древней Руси называли строителей, мостивших дороги и ремонтировавших мосты. Исследователи много спорили об авторстве Покона и Урока. Большинство склоняется к мнению, что эти статьи появились в кодексе уже во времена Ярослава.

    Интересен вопрос о наименовании источника. Летописи указывают, что Ярослав Владимирович дал новгородцам закон – Правду Русскую, что означает, что Новгород теперь относится к русскому государству, хотя до этого фактически считался «свободным» городом и республикой. Русская Правда, таким образом, становится первым феодальным кодексом и формирует новое правовое пространство – Русь. Князь становится гарантом обеспечения этого закона, но и сам же ему подчиняется. Кроме этого в самой первой статье нового кодекса «словенин» уравнивается в правах с «русином». Историки полагают, что словенин – это общинник, человек не входивший в княжеский домен, не дружинник. Тот факт, что теперь любой общинник может рассчитывать на защиту своих прав, ставило Правду Русскую первой в ряду последующих писанных законов.

    Повесть временных лет как исторический источник

    Повесть временных лет - это наиболее старый из дошедших до нас летописных сводов. Датируется двенадцатым веком. Был составлен в Киеве. В исторической литературе также имеет такие наименования, как «Нестерова летопись» или «Первоначальная летопись». Представляет собой комплекс источников - редакций и списков, которые имеют незначительные отклонения в списках, внесенных позднейшими переписчиками.

    Наиболее фундаментальное исследование Повести временных лет было приведено академиком А.А. Шахматовым Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. - «ТОДРЛ». М.-Л., 1940. - 474 с., труды которого представляют собой классическую точку зрения на источник. Последователи и оппоненты А. Шахматова неоднократно критиковали отдельные положения его исследований См. напр.: Никитин А. Повесть Временных лет как исторический источник. - М.: Спутник, 2005. - 386 с., однако не предлагали взамен какой-либо сопоставимой концепции. Именно по этому в своем изложении мы будем, в первую очередь, опираться на его труды.

    Итак, согласно данным современной исторической науки - Повесть временных лет вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

    Согласно гипотезе А. Шахматова, которую впоследствии развил Д. Лихачев первый свод Летописи (т.н. древнейший) был составлен в 1037 году в Киеве, при митрополичьей кафедре Приводится по: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. - «ТОДРЛ». М.-Л., 1940. С. 34-53. . Основные источники для летописи - устные рассказы современников, предания, песни, некоторые письменные документы. Указанный древнейший свод продолжил в 1073 году другой монах - Никон.

    Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода.

    В 1010-1012 годах Нестор переработал Начальный свод, расширил его историографическую основу и привёл описание древнерусской истории в рамки традиционной христианской историографии. Также его роль состоит в том, что он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

    Таким образом - Нестора нельзя представить как единственного автора летописи. Скорее он автор-летописец.

    Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в Михайловском монастыре в 1116 году. В ней, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ (по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича).

    Перейдем к описанию содержания Повести временных лет.

    В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь.

    Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

    При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников.

    Еще одна особенность источника - это то, что Повесть Временных лет, в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, к которой многие события и данные приводятся к своего рода «общему знаменателю» христианской средневековой историографии, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника.

    - Повесть Временных Лет - это наиболее старый из дошедших до нас летописных сводов. Датируется двенадцатым веком. Был составлен в Киеве. Представляет собой комплекс источников - редакций и списков, которые имеют незначительные отклонения в списках, внесенных позднейшими переписчиками.

    Софийский собор

    Правление Ярослава Мудрого известно расцветом древнерусского государства, развитием культуры и образования. При нем богатели города, строились храмы, а Киев сравнивали с Константинополем. В истории он остался как величайший правитель. А еще – как создатель Софийского собора, главного христианского храма Руси.

    Как гласит «Повесть временных лет», победа над кочевниками-печенегами стала важнейшей для киевлян и началом конца для печенегов. После поражения они начали переселяться в Венгрию и вскоре исчезли как племя. В память о столь значительном событии в 1037 году на месте сражения Ярослав Мудрый повелел возвести каменный собор Святой Софии – как символ победы христианства над язычеством, символ христианской Руси.

    Его начали строить на самом высоком месте старого Киева 40 зодчих, приглашенных из Константинополя. Строительство шло 2,5 года, и в это время в Киеве существовал особый налог. Кто приезжал в город на повозке, платил за въезд несколько камней – для стройки.

    Церковь получилась совершенно уникальной – и архитектурно, и в типаже, и в формах. Этот крестово-купольный храм производил неизгладимое впечатление даже своими размерами – 55 х 35 м. Венчающие его 13 куполов символизировали Христа и 12 апостолов. Купола были исполнены пирамидально: главный – в центре, 4 купола расположены над алтарной частью, 8 более низких куполов – над западными углами храма. Монументальность церкви с пятью нефами облегчали галереи – они в два ряда окружали с трех сторон собор. На своды купола уложили свинцовую кровлю. Для XI века это было совершенно передовое, новаторское строительство.

    С тех пор прошли века. Первоначальный вид церкви сохранился только в письменных источниках и немногочисленных изображениях. Храм не раз разрушали и восстанавливали. Самым варварским стал грабеж собора ханом Батыем, он захватил Киев в 1240 году. «Продолжателями» дела Батыя были литовские князья и крымские ханы. Собор был заброшен и разрушался. Пока не случился большой пожар, который послужил толчком к восстановлению храма.

    Оно началось под патронажем митрополита Варлаама, его дело продолжил митрополит Рафаил. Церковь перестроили в манере украинского барокко, придав сооружению еще более грандиозный вид: добавили 6 куполов, сделав собор 19-купольным; фасады получили фигурные фронтоны и орнамент; окна украсили пышными наличниками и лепниной; храм оштукатурили и побелили, добавив его облику света; построили колокольню высотой 76 м в виде пирамиды.

    Зато интерьер храма оставлен в том виде, каким он был в XI веке. Конечно, отреставрированный. Особую ценность представляют мозаики центрального купола площадью 260 кв. м. Изображения XI века выполнены из кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье палитры этой смальты насчитывает 117 оттенков.

    В сводчатой части центрального алтаря – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери. Одетая в ярко-голубые одежды, окруженная золотым мерцанием, Богородица поднимает руки к небу, как бы прося о снисхождении к человеческим грехам. Это самая известная мозаика храма. Легенда рассказывает, что во время нашествия татар в 1240 году враги били тараном в стену собора, в котором укрылись киевляне. С той стороны, где сияла мозаика Богоматери, стена устояла.

    Зенит купола украшает мозаика Спаса Вседержителя размером более 4-х метров. Его окружают 4 архангела. Описать все великолепие мозаик собора невозможно. Это все надо видеть своими глазами.

    Отдельный рассказ – фрески на стенах и столпах собора. Они занимают площадь более 5 000 кв. м.

    Софийский собор представляет самый полный в мире комплекс подлинных фресок и мозаик XI века. И был награжден золотой медалью Европы за сохранение исторических памятников.

    Особый интерес представляет некрополь собора. Он насчитывает свыше 100 захоронений великих князей, а также митрополитов. Некоторые из них в течение веков были утрачены. Другие обнаружились совсем недавно.

    Как выяснилось, обычай оставлять надписи типа «Здесь были Киса и Ося» имеют традицию длиной минимум в тысячу лет. Найденные на стенах собора надписи стали уникальным источником информации, почти таким же, как фрески. Тематика – самая разнообразная. Эта своеобразная летопись в камне рассказывает о фактах не только церковной, но и светской жизни, исторических личностях и событиях прошлого.

    Многие оставляли на стенах собора автографы. Так, рядом с фреской св. Пантелеймона обнаружен автограф дочери Ярослава Анны, будущей королевы Франции. Для идентификации ее почерка проведена гигантская работа историков и графологов.

    Среди более поздних граффити интересны надписи, оставленные в XVI-XVIII столетиях представителями самых разных религий – православными, католиками, протестантами, униатами. Это свидетельство того, что Софийский собор объединял все религии. Такой факт может стать новой страницей в истории межконфессиональных отношений в Киеве.

    Есть и забавные светские надписи, например, такая, полная негодования: «Козьма – тать украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!»

    Всего найдено более 7000 надписей, нацарапанных на штукатурке прихожанами прошлых веков.

    Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.

    Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

    Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».

    После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.

    В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

    В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.

    Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».

    В осточные славяне – потомки русских, белорусов и украинцев. Они расселились на огромные территории от Карпат до Оки, от верхнего Дона до Ладожского озера и Невы, по Днепру и его притокам. В 6-9 веках восточнославянские племена объединились в племенные союзы. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.


    Во времена существования Киевской Руси большая угроза для русских земель постоянно исходила от степных регионов. Оттуда на Русь совершали постоянные набеги кочевые племена. Так в начале 10 века в южной степи появились печенеги, с которыми вели постоянную борьбу русские князья. Потом в середине 11 века появились более воинственные и сильные племена половцев, которые стали серьезной проблемой для Руси. Кроме того, бывали годы, когда вражда между русичами и кочевниками утихала, тогда ее место занимали торговые отношения.

    История Киевской Руси тесно связана с кочевниками, которые приходили с глубин азийской степи. Так в начале 10 века на территории южной степи пришли племена печенегов, которые фактически стали главным врагом Руси в этот период времени. Правда, в 1036 году печенеги были окончательно разбиты. После этого в степь пришли половцы, которые были намного воинственными, чем печенеги. С ними по началу у Руси складывались мирные отношения, которые базировались на торговле. Но, когда между князьями началась внутренняя вражда, половцы тут же начали совершать набеги на русские земли. С тех пор началась непрекращающаяся борьба.

    Распад Киевской Руси начался в 12 веке. Причиной этого масштабного стало множество внутренних и внешних факторов. В государстве сложилась благоприятная обстановка для отделения, обособления княжеств. Сначала на это повлияли междоусобные войны, а затем и ослабление Киева как экономического и политического центра. Феодальная раздробленность сопровождалась наличием монголо-татарского ига, так как страна стала уязвимой после разделения на самостоятельные княжества. Также в них сформировалась особая культура.

    Экономическая зависимость Руси от Золотой Орды

    Конечно же, в качестве основной зависимости Руси от Золотой Орды являлся сбор подати, который осуществлялся через великого князя, получившего ханский ярлык на правление русской землёй. Однако, кроме этого существовали и другие формы экономической зависимости:

    · Как уже было сказано выше, для того чтобы осуществлять сбор финансовых средств, князь был обязан получить ярлык за которым приходилось ехать в Орду, доказывая там (порою неудачно, что становилось причиной смерти) свою авторитетность и силу перед лицом русского народа у хана.

    · Результатом сбора податей, различных грабежей и присутствия ордынцев на Русской земле часто вспыхивали народные восстания (которые, всё же быстро подавляли), наносящие уроны в экономическом плане государству.

    · Из-за постоянного влияния и тотального контроля над русскими князьями Золотой Орде долго удавалось играть роль арбитра на сцене политических событий Руси. Именно благодаря негативному настрою Орды, никак не могла утихнуть вражда между отдельными самостоятельными княжествами. Тем самым ордынцы страховались от попыток русских князей централизовать власть.

    Экономическая зависимость Русского государства от Золотой Орды в период её правления проявлялась не только в том, что русский народ был обязан уплачивать ордынскому хану дано, но и в том, что Ордой также собирались для своих нужд ремесленники, воины, урожай и прочее.

    При этом, в данное время в государственной системе много чего изменилось. Такие изменения затронули законы, организацию власти, политическую карту и даже такие вещи как одежду, быт и монеты. Русская земля испытывала очень мощное влияние ордынской культуры, впитывая в себя понемногу военные обычаи и систему государственной организации правления.

    Таким образом, самыми важными экономическими последствиями (или, так или иначе, к ним относящиеся) ордынского периода были:

    · фактическое сокращение численности населения Руси; · ордынское нашествие и его последствия смогли отбросить Русь в её развитии на долгие годы; · обоюдное заимствование в языке, быту и ведении хозяйства; · заведение ямской гоньбы; · укрепление государственных границ и порядка.

    Регулярно пополняя ордынскую казну Русь ослабевала, теряя возможность для восстановления прежнего единого мощного государства с сильной экономикой и военной силой.
    1. Географические, экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства.

    Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Античные авторы упоминают славян под именем венедов, антов, скларинов. В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Ю-В Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледелия заставляли их колонизировать большие территории. Славяне селились вдоль больших рек, служивших транспортными артериями. Восточные славяне в 6-9 вв. В 6 в. Из славянства выделились вост. славяне, которые стали заселять Вост.-Евр. Равнину. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя. Территория восточных славян (6-9 вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне. К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи, которые по Западной Двине соседствовали с полочанами. К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Южнорусские степи в 8-9 вв. занимали мадьяры - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, серп, каменные зернотёрки и ручные жернова. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали раздел между семьями. Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля(кром, детинец). Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях (Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока). Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К 6 в. на территории Киевской Руси были такие города, как Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Походы за сбором дани - "полюдье". Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов.

    2. Принятие христианства.

    В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое знач. для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в.) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

    3. Древняя Русь в X-XII вв.: социально-экономический и политический строй.

    Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности и часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце 6-7 вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а поляне находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос. стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой.


    написать администратору сайта