Главная страница

Древнерусское государство в IХХIII вв


Скачать 48.5 Kb.
НазваниеДревнерусское государство в IХХIII вв
Дата08.10.2018
Размер48.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsia_1.doc
ТипДокументы
#52797




Тема: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IХ-ХIII ВВ.


ПЛАН


1. Происхождение восточных славян, расселение. Проблема появления славян на их исторической территории.

2. Образование Древнерусского государства. Норманская теория. Критика норманской теории.

3. Принятие христианства: причины и последствия христианизации Руси.

4. Социально-политический строй Древнерусского государства.
1. Киевская Русь – первое государство у восточных славян. По своему экономическому и политическому развитию в IХ-ХIII вв. она ничем не уступала своим соседям: заключала международные соглашения с иностранными государствами, вела успешные войны. Уровень культуры Древней Руси также был достаточно высок.

В догосударственный период примерно в 1 тыс. н.э. славянские племена жили по Днепру, вокруг озера Ильмень; Юго-Западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, хорваты жили в предгориях Карпат; дулебы, волыняне, бужане по р. Волыни и Западному Бугу; по западному берегу Днепра – поляне, к северу от них по реке Припяти – древляне, между Припятью и Березиной – дреговичи, на восточном берегу среднего Днепра, по Десне и ее притокам – северяне, по реке Сожи – радимичи, по Оке – вятичи и т.д. Славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству.

Ученые высказывают различные точки зрения по вопросу о появлении славян на их исторической территории. Существуют разные варианты миграционной теории (скифосарматская, азиатская, среднеевропейская и др.) - славян считают пришлыми на занимаемой ими территории.

Большинство отечественных историков (Б.А.Рыбаков, В.П.Кобычев, В.В.Мавродин) разделяют иную теорию, теорию автохтонности происхождения славян. Из нее следует, что славяне являются коренными жителями на своей земле.



  1. В середине 1 тыс. н.э. славянские племена сохраняли патриархаль- но-племенной быт. Делились на племена, племя состояло из родов, роды из семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною. С течением времени, племена и роды расселились на больших пространствах, связь между родами ослабевала и они распались на самостоятельные семьи. С этого времени начинают складываться соседские общины.


Теперь в случае нужды и для общих дел люди объединялись не по родст-ву, а по соседству. Так постепенно родовое устройство заменилось общинным. Причем в состав общин могли входить семьи, принадлежавшие не только к разным родам, но и к разным племенам .

На этой стадии развития славянских племен уже существовало социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствовал легализованный аппарат принуждения.

С VIII-IХ вв. у славян стали возникать города. Наиболее крупными были: Киев - у полян, Чернигов – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск, Полоцк - у кривичей, Новгород – у ильменских славян и др.

Города являлись важными торговыми и политическими центрами ранних славянских образований. Их охрана требовала вооруженной силы, поэтому в городах стали образовываться военные дружины, в состав которых входили свободные люди разных национальностей, чаще всего варяги. Во главе таких дружин стояли предводители – князья.

Накануне образования древнерусского государства существовали три крупных объединения славянских племен: Куявия (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде), Артания (с центром в Чернигове). Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая знать.

В исторической литературе создание Древнерусского государства часто связывают с легендой о призвании в 862 году славянскими и финскими племенами трех варяжских князей: Рюрика, Синеуса и Трувора ( Норманская теория. Ее авторы – Г.Ф.Миллер, Г.З. Байер, А.Л.Шлёцер ). Согласно этой теории, Древнерусское государство создано скандинавами, норманами. Из этого тезиса делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. (Историками норманистами были Н.М.Карамзин, Соловьев, Погодин и др.).

Впервые с критикой Норманской теории выступил М.В.Ломоносов. Современные историки доказывают несостоятельность данной теории:

1. наличие государственных образований у восточных славян до призвания варягов;

2. Подчеркивают незначительную роль их в государственной жизни страны и культуры;

  1. Полагают, что варяги находились на более низкой ступени развития, чем восточнославянские племена;

  2. Согласно летописи они быстро ассимилировались и обрусели;

  3. Историк Кузьмин доказывает, что древнерусская народность образовалась в результате ассимиляции трех народов: ругов (или русов), венедов и славян. Иными словами термин Русь имеет не норманское происхождение. Факт захвата Новгорода, а затем Киева имел место, но это не

является свидетельством особой роли скандинавов в образовании Древнерусского государства.

Военная угроза со стороны степняков и прежде всего Хазарского Кагената побуждала славян приглашать предводителей варяжских дружин на условиях военного договора. Возможно, они были призваны как защитники населения и охранители границ.

После смерти Рюрика ( 879 год) в Новгороде стал княжить его воевода князь Олег. В 882 году он и сын Рюрика Игорь захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных славян в единое государство с центром в Киеве.

К концу Х века завершился процесс подчинения восточно-славянских догосударственных общностей – союзов племенных княжеств под властью Киева. В княжение Владимира 1 (980 – 1015 гг.) окончательно сложилось государство Русь, внешние границы которого оставались практически неизменными до средины ХIII века.

Образование Древнерусского государства связано с деятельностью первых князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира. Важную роль в укреплении древнерусской государственности сыграло принятие единой религии – христианской веры. Государственной религией христианство стало в конце Х века.
3. Большинство историков полагают, что главной причиной принятия христианства на Руси было укрепление феодальных отношений. Ко второй половине Х века феодальная формация на Руси имела два элемента: феодальные отношения, они играли ведущую роль в экономике, и государство в политической сфере, а третий элемент феодальной формации – идеология – отсутствовал. Язычество противоречило феодализму: языческая религия требовала от людей накопления имущества для загробной жизни, а феодальное государство изымало прибавочный продукт; языческая традиция разделения власти между жрецом, знахарем и князем-правителем не устраивала класс феодалов. Существовало противоречие между установившимся государственным единством и очень разнообразными культами восточнославянских народностей.

Язычество отрицательно сказывалось на международных отношениях,

которые укреплялись с помощью династических браков, правители же отказывались от браков с язычниками.

Русские купцы подвергались дискриминации по религиозным мотивам.

Выбор веры был связан с выбором политической ориентации молодого государства. Католическая Европа вела себя агрессивно, от носителей восточных религий, степных народов исходила угроза государственного подчинения. Поэтому восточные славяне сделали выбор в пользу благожелательных греков. Это во многом определило особенности развитие страны и ее культуры на долгие времена.

Таким образом, крещение Руси Владимиром 1 стало завершением феодальной реформы: во-первых, князь прочно обосновался в Киеве, чего не было при его предшественниках; во-вторых, сумел идейно объединить союзные славянские племена с помощью единой религии – христианства.

Темпы христианизации на Руси были высокими: новая вера утвердилась примерно за 100 лет ( в Норвегии и Швеции за 150 – 250 лет ).

4. По своей социальной природе Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Шел процесс формирования аппарата власти и военной организации. Во главе государства стоял князь, при нем была Дума, но она носила совещательный характер и не имела постоянного состава.

На первом месте стояла «старшая дружина» (богатые и влиятельные

землевладельцы) . Они играли главную роль в государственном управлении и в войске, возглавляли крупные вооруженные отряды. “Младшие дружинники” тоже жили при дворе в мирное время были мелкими управителями и слугами, в военное время – воинами. Вместе с дружиной князья собирали дань размеры ее не были ограничены.

С конца Х века все большее значение приобретает не “старшая дружина”, а реальный административный аппарат, который формировался из “младшей дружины”. Этот слой находился в жесткой служебной зависимости от князя и в конце ХII века получил название дворян, т.е людей княжеского двора, личных слуг князя, а не его друзей и соратников (дружина). Таким образом, на смену отношениям “князь – дружина” приходят отношения “государь – подданные”.

Но, несмотря на значительный общественный вес, князь в Древнерусском государстве не стал подлинным государем. Одной из особенностей развития нашего государства в этот период являлось сохранение значительной роли народного собрания (веча), т.к. подавляющая масса населения состояла из свободных общинников. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждало законы, смещало администрацию. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни. Значение народа в управлении государством особенно проявлялось в военной организации Руси. Народное ополчение этой эпохи решало исход многих сражений. Во время войны княжеская дружина давала ополчению командиров, но подчинялось ополчение не князю и дружине, а вечу. Организационными центрами народных ополчений и средоточием вечевой жизни на Руси были города ( города-государства).

Во второй половине ХII века значение власти киевских князей сошло на нет. На месте единого государства появились суверенные княжества.

Начался период феодальной раздробленности, длившийся с ХII до конца

ХV веков.


написать администратору сайта