|
Древние города и памятники архитектуры на территории Казахстана.. Древние города и памятники архитектуры на территории Казахстана
Подготовила группа ВТ-18-3: Коротаев с., Гришаев Д., Соколов И., Кульмаганбетова К., Мажитова А., Дергачев И.
Город Отрар: Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср аль-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек - Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы.
Мавзолей Арыстан-Баба и Ходжи Ахмеда Ясави: На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
Испиджаб (Сайрам) Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке"
Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в путеводителе Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Этимология топонима Испиджаб в значении "белая вода" предложена исследователями на основе согдийского языка. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу. Городище Сайрам датируется I - XIX в.в. н.э. Оно включено как один из приоритетных историко-археологических объектов в государственную программу "Культурное наследие". В Сайраме огромное изобилие мазар (святых могил). Следующие мазары существуют до сих пор: родители выдающегося поэта и религиозного мистика X. А. Яссави Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX в.в.), Абдел Азиз Баба (XV-XIX в.в.), Ходжа Талиг (XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ в.в.), Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX в.в.)
|
|
|