Главная страница

1. Памятники материальной культуры на территории древнего Казахстана. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи,. Вопросы по культурологии. Ответить на следующие вопросы


Скачать 18.26 Kb.
НазваниеОтветить на следующие вопросы
Анкор1. Памятники материальной культуры на территории древнего Казахстана. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи,
Дата10.10.2021
Размер18.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы по культурологии.docx
ТипДокументы
#244488

Ответить на следующие вопросы:

  1. Памятники материальной культуры на территории древнего Казахстана. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования.

Когда казахи перешли от кочевого к оседлому образу жизни, их культура была настолько разнообразна и богата, что насчитывала в себе смешение десятков других самобытных культур.

Национальное историко-культурное значение представляют собой:

  • Предметы домашнего обихода: посуда, казахская одежда, ювелирные украшения и упряжи.

  • Архитектура: жилые и нежилые помещения. Планировка и внутреннее убранство типичных казахских помещений. Обустройство оборонительных сооружений. Строительство мечетей и их минаретов.

  • Традиции скотоводства и земледелия, которые определяли национальную кухню народов, населявших территорию Казахстана.

  • Предметы искусства, также частично появившиеся под влиянием сельского хозяйства и продуктов его переработки. Выделка кожи, плетение ковров, традиционная казахская вышивка и чеканка.

  • Развитие языка и казахской письменности. Сказания и легенды.

История древнего Казахстана предоставляет динамики развития космогонических взглядов древних племен, заселивших эту территорию:

  • Культ Солнца, обожествление сил природы.

  • Митраизм

  • Культ огня

  • Культ вождя и воина

  • Культ Тенгри

  • Буддизм, ислам, манихейство и христианство.

Основные культовые обряды и обычаи, характерные для племен, населявших древний Казахстан:

  • Обряды почитания огня.

  • Культ предков и обряд захоронений.



  1. Номадизм как тип культуры. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства.

Номадизм - это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.

Концепции номадизма. Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы.

В номадологии выделяют евразийский степной тип кочевого общества, для которого характерно наряду с другими признаками преобладание в видовом составе стада овец и лошадей. Также популярен в современной научной литературе термин «конно-кочевая цивилизация евразийских номадов. Коннокочевой цивилизации евразийских номадов – это уникальные находки многочисленных остатков лошадей в Ботайской археологической культуре, относящейся к энеолиту. На месте древнего поселения обнаружено огромное количество костей - от 70 000 особей лошади, что составляет 99,9% всего найденного на месте этого коневодческого поселения костного материала.

  1. Номадическая культура саков, массагетов, сарматов, скифов. Культурные ценности саков и массагетов.

Культура саков, массагетов, сарматов, гуннов; скифов развивается путем интеграции трех культурных блоков (скотоводческого земледельческого и ремесленнического), создание институтов вождей, военно-жреческой аристократии и других социальных слоев. В основе сакральной культуры лежит идея мирового перева, то есть представление о трехчастном вертикальном строении Вселенной, организующим началом которой является мировое дерево или его эквиваленты - мировая гора, столб и тд. Каждая из трех зон мироздания имела свой символ или код, в том числе зооморфный, согласно которому определенное животное символизировало соответствующую зону Вселенной (птица, копытное рoгaтoe животное, хищники).

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе ассоциировался с движением Солнца. Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля - небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеет солнечная эмблема символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над еми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю западом.

Использованные литературы:

https://ru.ivisa.com/visa-blog/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0

https://www.nur.kz/family/school/1720741-kultura-drevnego-kazahstana-obycai-verovania/

https://articlekz.com/article/11698

https://ppt-online.org/654791

https://en.calameo.com/read/006272542ba787fb00839


написать администратору сайта