семинар 1 история казахстана. Д.З. Древние люди и становление кочевой цивилизации
Скачать 118.6 Kb.
|
Проблема соотношения культур и этносов. В современной науке нет единства в понимании феноменов «этнос» и «культура», несмотря на давнюю историю вопроса. В представлении разных научных традиций и школ различаются взгляды на сущность, набор признаков, соотношение этих понятий. В условиях всплеска научного интереса к проблемам этничности и этнической культуры в ответ на глобализацию и роста межкультурных коммуникаций исследования этносов и культур чрезвычайно актуальны. Возникает необходимость упорядочить понятийно-методологический аппарат этих междисциплинарных объектов. В статье систематизированы основные направления этнокультурных исследований западной науки (европейской традиции, американской научной школы). Проанализирована эволюция взглядов отечественных учёных на объект исследования. Оценены основные понятия и подходы к их трактовке: примордиалистский (объективистский), постмодернистский (конструктивистский, инструменталистский) и деятельностный. Разделены и систематизированы и этнообразующие и этнодифференцирующие признаки. Показана иерархизация этносов. Рассмотрено соотношение понятий «диаспора», «этнические общины» или «этнические землячества», «этнокультурная группа», «региональная этнокультурная группа», «этния», «народ». Дано определение этнической культуры, показана её структура. Этнос и этническая культура понятия близкие, но не идентичные. Различают этническую культуру и культуру этносов. Этническая культура имеет несколько уровней: бытовая, профессиональная, массовая, как правило, интернационализированная. В статье проанализировано формирование на разных уровнях в процессе развития этносов внутри этнических культурных различий, в том числе и территориальных, а также межэтнического культурного сходства. Трансформация этнической культуры происходит под влиянием разных факторов, в том числе урбанизации и вестернизации отдельных частей этноса, географического положения, ландшафтов, соседства с другими этносами, взаимной комплиментарностью. На этнокультурную дифференциацию влияет также возрастная структура населения, уровень экономического развития, особенности организации экономики и др. Протогородская культура. Протогородская цивилизация ("Страна городов") Южного Зауралья – это "супер-" и "метакультурный" (с точки зрения категории археологической культуры) феномен, являющийся составной частью динамической системы "культурной непрерывности" степного мира эпохи бронзы. При наличии большого разнообразия ("разброса") в проявлении культурно-образующих элементов (керамика, домостроительство, фортификация, погребальный обряд; вероятно, специализация хозяйства и т.д.) "Страна городов" характеризуется ярко выраженным единством стиля культуры. Этот стиль культуры формируется на раннем этапе существования "Страны городов" и переживает свой расцвет и свой упадок в пределах исторического и культурного пространства "Страны.". Организующим началом этого нового стиля культуры является появление крупных поселенческих центров с хорошо продуманной планировкой, системами коммуникаций, замкнутой системой монументальных оборонительных сооружений. Такие поселения можно атрибутировать как поселения протогородского типа. Наиболее ранними, по современным представлениям, являются поселения овальной формы, затем появляются фортификационные сооружения округлых и прямоугольных форм. На каком-то отрезке они сосуществуют (на "классическом" синташтинском этапе и части позднего этапа), но завершают развитие военного зодчества бронзового века прямоугольные в плане крепостные сооружения. Овальных поселений на территории "Страны городов" известно пять или шесть. Наиболее яркие памятники: Берсуат, Аландское, Исиней I, Кизильское. Примерно столько же круглых поселений. В качестве эталонных памятников здесь. Памятники монументальной архитектуры. Памятники истории и культуры Казахстана республиканского значения — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, мемориальные дома, кварталы, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства, каменные изваяния, наскальные изображения, памятники археологии, включённые в Государственный список памятников истории и культуры Казахстана и являющиеся потенциальными объектами реставрации, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность и имеющие особое значение для истории и культуры всей страны. Списки памятников истории и культуры государственного значения утверждаются Правительством Казахстана по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия. 26 января 1982 года постановлением Совета Министров Казахской ССР был утверждён Государственный список памятников истории и культуры Казахской СCР республиканского значения. В данное постановление 6 раз вносились изменения. 28 мая 1997 года из списка в связи с необходимостью реконструкции центральной части города Акмолы были исключены памятник Ленину и мемориал борцам за власть Советов. 27 мая 2000 года в список были добавлены мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров в Айыртауском районе и памятник Карасай и Агынтай батырам в Петропавловске, 16 июня 2000 года — подземная мечеть Бекет-ата в местности Огланды, 16 октября 2000 года — резиденция первого президента Казахстана в Алма-Ате, 5 октября 2001 года — петроглифы Тамгалы. 21 апреля 2003 года из списка был исключён карагандинский памятник Ленину. 21 марта 2008 года постановлением правительства Казахстана был принят новый Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. По сравнению с предыдущим списком в него вошёл один новый объект (памятник Джамбулу Джабаеву в Таразе) и исключены 19 памятников (в основном, памятники Ленину и другим советским партийным деятелям в различных городах). 31 июля 2014 года из списка был исключён жилой дом, в котором Амангельды Иманов был провозглашён предводителем восстания 1916 года, и включён дом культуры металлургов в Усть-Каменогорске. 30 мая 2019 года и 14 апреля 2020 года список обновлялся приказами министра культуры и спорта Казахстана, в него были включены новые объекты. 5. Новые подходы в изучении эпохи энеолита и бронзы на территории древнего Казахстана в контексте культуры ранних кочевников В 20 веке было написано множество трудов по истории Казахстана. Но в исторической сфере и теоретическими принципами они не были признаны полностью. Однако, эти труды имели точную историческую информацию и были полезны в изучении древней истории и рассмотрении прошлого с критической точки зрения. В данный момент, собраны новые исторические материалы их сравнивают с трудами написанными в советский период ,проводят глубокий исторический анализ ,исследуют ряд исторических принципов. Изучение бронзового века с научной стороны было учреждено в Советском союзе. В результате археологических исследований, было оставлено множество трудов по бронзовому веку в Казахстане, однако авторы трудов не проводили исторических анализов. В данный момент , очень важно изучить труды по бронзовому веку, провести по ним исторический анализ , показать их преимущества и недостатки. Бронзовый век - крупный исторический, культурный период в истории человечества. Его можно описать как период освоения металлургии и создания из металла орудий труда и оружия. Это период развития культуры неолита , начало освоения металлургии. Главным образом , в эпоху бронзы этот металл развивался во многих регионах. Бронзовая посуда, сделанная в этих регионах, постепенно распространялась на прилегающие районы. Человек освоил медь в эпоху энеолита. По сравнению с медью, бронза- более прочный металл ,укрепивший качество орудий труда, что способствовало поднятию уровня производительности. Хронологические рамки бронзового века ( конец 4го тысячелетия до н.э , начало 1го тысячелетия до н.э). В эпоху бронзы в районах Сибири, Жайыка , Казахстана и Средней Азии обитали племена, близкие по родству и образу жизни, оставившие за собой своеобразную культуру. Эти культуры были названы в честь мест, где найдены исторические памятники – Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры. Эпоха бронзы в Казахстане делится на три крупных периода : Ранняя бронза(18-16вв. до н.э.), Средняя бронза(15-12вв до н.э.), Поздняя бронза (12-7вв. до н.э.). Андроновская культура относится к раннему и среднему периоду, а Бегазы- Дандыбаевская к позднему периоду. В 40-70 г. Прошлого столетия такие ученые как А.Маргулан, К.Акишев, А.Оразбаев, М.Кадырбаев проводили исследования в Центральном Казахстане по Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культурам. Они нашли и изучили множество могильников бронзового века и оставили свой вклад в изучение древнего мира. Памятники эпохи бронзы исследовала О.А.Кривцова – Гаркова, Северный Казахстан - О.М.Оразбаев, Восточный Казахстан- С.С.Черников , позже к нему присоединилась А.Г.Максимова, Северный и Западный Казахстан- В.С.Сорокин, Жетысу изучили А.Н.Бернштам, К.А.Акишев и оставили ценные материалы. После Октябрьской революции в целях изучения исторических памятников Казахстана Академия истории Материальной культуры и местные научные краеведческие учреждения организовали несколько крупных экспедиций по эпохе бронзы. В 1926-1928гг. начались исследования по эпохе бронзы и степным андроновским культурам М.П.Грязнова и Б.Н.Гракова Западного и Южного Казахстана в районах реки Урал. В результате исследований М.П.Грязнов , на основе материалов, найденных в могилах Киргельда I и Киргельда II , и в курганах Оралсай и Кунанбайсай опроверг мнение о том , что Андроновская культура распространялась лишь на Западной Сибири. Краевед Л.Ф.Семенов так же вложил свой вклад в исследовании эпохи бронзы в Казахстане. С 1927г он начал заниматься регистрацией археологических памятников. До войны он зарегистрировал самые известные памятники, а после стал заниматься исследованием памятников ранней бронзы. Но он в 1933г, провел крупную археологическую экспедицию, организованную Академией истории Материальной культуры , под названием «Нура» в Центральном Казахстане. В экспедиции участвовали известные археологи : А.И.Артамонов, Н.Арзютов, И.В.Синицын, М.Н.Комарова ,А.Н.Рогачев. Во главе экспедиции был П.С.Рывков. Экспедиция проводила масштабные работы в районах рек Нура, Шерубай-Нура, Жаксы и Жаман-Сарысу. Были раскопаны и изучены 32 кургана и 43 могилы, относящиеся к андроновской культуре. В начале была попытка сгруппировать памятники. Курганы разделили на 9 типов , но они не делились по хронологической и социально-этнической сторонам. Авторы заметили , что в одном маленьком регионе могли располагаться совершенно разные памятники. Результаты этой экспедиции: открытие бегазы-дандыбаевской культуры , изучение 11 кургана. Этот памятник отличается особой сложной конструкцией кургана . У исследователей имеется ряд предположений относительно эпохи бронзы Казахстана , особенно хронологии андроновской культуры. Первым попытался сгруппировать андроновские памятники С.А.Теплоухов . Особо ценный труд оставил М.П.Грязнов. В 1930г он описал изменения андроновской культуры , впервые разделил эпоху бронзы на : раннюю, среднюю и позднюю. По мнению автора, ранний период охватывает территорию начиная со степей Минусинска и Казахстана заканчивая Западной и Восточной Сибирью. Орудия труда из бронзы появились в средний период. В третьем периоде появились кинжалы и наконечники. 1931-1939гг по результатам раскопок Алексеевского комплекса стало возможным отметить два периода андроновской культуры . По показателям О.А.Кривцова-Граковой в раннем периоде имели распространение глиняные вазы и посуды , а также пояса. [4.160-161]Эти находки очень ценны в исследованиях бытовой и духовной культуры , экономики племен эпохи бронзы. В 1948г К.В.Сальников предложил разделить андроновскую культуру на три периода: федоровский (2 тыс.до н.э.), алакольский( 11-9 вв. до н.э.), замараевский( 8-7вв. до н.э.). позже с поступлением новой информации были внесены такие изменения: 1 период, федоровский – 18-16 вв. до н.э., 2 период, алакольский- 15-12вв. до н.э., 3 период, заманаевский- 12-8вв. до н.э. За короткий срок экспедиция Центрального Казахстана, организованная Научной Академией КазССР , раскопала множество курганов на Северо-Западе Бетпакдалы. Среди них стоянки : Айшырак, Дарат, Атасу, Жайнадар, Айбас-Дарасы, Атасу 1,2,Бугылы 1,2,3. Группа памятников бронзовой эпохи была обнаружена в районе реки Нура. Эта экспедиция подтвердила предположения Б.Н.Граковой и М.П.Грязнова относительно андроновской культуры в Казахстане: « казахская степь описывает богатство и своеобразие древней культуры», а : «раскопки могил эпохи бронзы позволяет не только восстановить по пунктам прошлое Казахстана, но и оценить культуру других областей с другой точки зрения» [5.215]. По примеру К.В.Сальникова памятники найденные в Центральном Казахстане разделены на три периода: федоровский , алакольский и дандыбаевский. Последний из них отличается по рассматриваемой территории. В одно время разведывательные работы проводились в отдельных районах Казахстана. Они охватывали 10 областей из 15. 10 экспедиций и отрядов открыло более 100 новых памятников и раскопало более 600 курганов. Большое значение в периодизации памятников, их классификации и определении хронологии, установлении этнической принадлежности андроновцев сыграла стоянка Тасты-Бутак в Актобе. Проведя углеводородный анализ, В.С.Сорокин определил , что стоянка относится к алакольскому периоду. Исходя из топографии курганов и стоянок , В.С.Сорокин высказал мнение о хозяйстве и строительстве этих племен: « их существование относится к ксеротермическому периоду второй половины бронзового века» Одна из исследователей периодизировавшей андроновскую культуру была М.Н.Комарова. Свой проект она выполняла как и многие исследователи, опираясь на находки в курганах. По ее подсчетам, по хронологическим и этническим рамкам эти племена относились к одной группе. М.Н.Комарова считает, что хронология андроновской культуры станет яснее с изучениями могил . Сравнивая керамический комплекс Алексеева и керамические могильники Садчикова , М.Н.Комарова восстановила обе стороны. Вместе с тем, она определила хронологию и разделила их на две группы: бегазы- алакол и карасуык . В 1955г. Е.А.Агеева и А.Г.Максимова открыли и изучили 3 периода бронзового века в Павлодаре. Максимова создала 3-периодовую эпоху. Более широко представленные могильники были приписаны к карасуыкскому периоду . В 1960г. на основании исследований в Восточном Казахстане С.С.Черников и А.Г.Максимова создали новую периодизацию. Эпоху бронзы в Восточном Казахстане они поделили на 4 периода: усть-бокен(18-16вв.до н.э.), канай( 1-14 вв. до н.э.), малокрасноярский( 14-9 вв. до н.э.), трушниковский(9-7 вв. до н.э. В течение 20 лет они помогли в широком масштабе собрать редкие материалы древних времен, взглянуть на проблемы с нового угла, помогли с проблемами с периодизацией, хронологией культуры андроновцев , их трансформации. В начале 80-х, найденные посуды алакольского и федоровского периода в одном и том же месте, заставили пересмотреть периодизацию К.В.Сальникова. В.С.Стоколос в своем труде высказывает мнение о том, что каждый период не имеет между собой связи как культура, у каждой культуры своя территория. Не соглашаясь с мнениями других исследователей, В.С.Стоколос выдвигает мнение о том, что алакольская культура распространена по большей территории Казахстана . Человек, разделивший на периоды Северный Казахстан- А.М.Оразбаев. Его исследования основаны на классификации К.В.Сальникова, единственное отличие - замараевский период рассмотрен как отдельная культура. Два первых периода бронзового века указан как: федоровский и алакольский. Заметно , что мнения Сальникова и Оразбаева здесь поддержаны . Внимательное изучение, найденных в Северном Казахстане материалов, дало возможность предложить свою периодизацию Г.Б.Здановичу. Он разделил бронзовый век на два периода : развитый и поздний, развитый он поделил еще на 3 периода : петровский, алакольский, амангельды- бескольский. По мнению автора, федоровские племена переселились к племенам алакольского периода и вели активные взаимоотношения. Позднюю бронзу он разделил на два периода: замараевский(11-10 вв. до н.э) и ильинский( 9-7 вв. до н.э). К.Ф.Смирнов и Е.Е.Кузьмин по материалам, найденным в курганах, разделили комплекс Новакумак и добавили к нему стоянки Петровск и Новоникольск. Однако отрицание терминов в науке « новокумактский тип», «новокумактский хронологический горизонт» вызывает сомнение. Но исследователи посчитали ценным труд об этнической и общественной истории этно-культурной жизни андроновцев. Периодизацию общества андроновцев пересмотрела Н.А.Аванесова. По результатам исследования металлов дала следующую периодизацию: передний алакольский период, андроновская культура, культура замараев-багазы. Андроновскую культуру разделила на три: алакольский, кожамбердийский и федоровский периоды. По утверждению автора: во-первых, алакольский период древнее федоровского памятника, во-вторых, в алакольском памятнике заметно хронологическое описание племен полтавкина и абашева в традиционных керамических посудах, в-третьих, нужно считать, что керамика кожамбердийского типа переходит от алакольского к федоровскому периоду . К степным частям Тобола ,Евдокимова сделала следующую периодизацию: 1) алакольская культура: а) петровский период(16-15вв),б) алакольский период(15-13вв до н.э) ,2)алексеевская культура: а) алексеевский период( 15-10вв),б) загаринский период(10-13 вв до н.э.). По мнению автора ,памятники развитого периода бронзового века полностью относятся к одной культурно-хронологической группе – алакольской культуре . В связи с дискуссиями между учеными, из-за материалов по андроновской культуре, А.Х.Маргулан сделал свой собственный анализ. А.Х.Маргулан: « Многие памятники средней бронзы, граничащие с Бетпакдалой, доказывают, что самый развитый период племен бронзовой культуры в Центральном Казахстане охватывает южные границы местности».В этом промежутке, памятники андроновской культуры, находящиеся на юге реки Атасу и Центрального Казахстана, получили название атасуйский. Как доказывают материалы, поздний бронзовый век тесно связан с началом ранней культуры скифов»,- сказал он. А.Х.Маргулан поддерживает справедливое мнение М.П.Грязнова, С.С.Черникова, В.М.Массона и А.А.Формозова ,которое гласит: « Происхождение бронзы в Казахстане относится к эпохе энеолита и ,что с давних времен между востоком и западом, югом и севером уже состояли межплеменные отношения». Он полностью присоединился к их мнениям о том, что бронзовая культура берет свое начало с северных степей ,где сохранились древние рудники и металлургические останки . А.Х.Маргулан отметил, что актуальные вопросы по поздней бронзе Центрального Казахстана последовательно разъяснены в труде М.П.Грязнова . Но некоторые ученые относят памятники поздней бронзы к андроновской культуре. Например, С.С.Черников старался доказать, что андроновская культура прямо перешла к культуре ранних кочевников, без каких-либо промежуточных периодов, переметнулась к хозяйству кочевого скотоводства. « Андроновская культура , когда-то яркая , самобытная и сильная , изживает себя , переходя в культуру ранних кочевников»,- пишет он . Разновидные памятники Центрального Казахстана дают возможность уточнить периодизацию бронзового века. По мнению А.Х.Маргулана по керамическому описанию, бронзовым изделиям, в особенности по типу строения стен , курганы с круглыми ограждениями такие как Ортау 1, Аксу-Аюлы, Бесоба, Карашокы, Беласар не относятся к алакольскому периоду. Они продукт периода перехода от поздней андроновской к бегазы-дандыбаевской культуре. С.С.Черников в качестве доказательства принадлежности к алакольской культуре относит их к трофеям кургана сарыколь. А.Х.Маргулан выступил против ,выдвинув мнение, о том , что найденные в кургане посуды относятся к федоровской эпохе. Эти небольшие данные не приводят убедительных доказательств, для группирования с хронологической стороны комплексов Ортау, Байбала, Аксу-Аюлы. Найденные в кургане посуды, не относятся к тому времени, а принадлежат к более раннему периоду. Возможно, они были взяты из андроновских ящиков, хранившиеся дома и спущенные их в курганы при захоронении. Памятников позднего андроновского периода великое множество. Они скреплены круглыми, овальными, треугольными и четырехугольными оградами и сплетены крест-накрест. Часто встречаются ограды не засыпанные, а сооруженные из гранитных плит. А.Х.Маргулан считает , что эти плиты принадлежат к патриархально-семейной общине андроновской культуры в Центральном Казахстане. А.Х.Маргулан в своем труде «Бегазы-Дандыбаевская культура Казахстана», дает описание двухкомнатной ограде , где захоронены муж и жена, принадлежащей позднему андроновскому периоду. Муж и жена были похоронены один с лева, другой справа ,лицом к лицу. По сведениям А.Х.Маргулана, эту традицию можно считать классической, относящуюся к периоду андрона. По его утверждению, захоронение не является родовой могилой патриархально-семейной общины, а является усыпальницей представительных членов патриархально-семейной общины [12.114]. В своем монографическом труде А.Х.Маргулан ,показав сомнительность хронологии «алакольского периода», на основе изучения многочисленных памятников эпохи бронзы разделил его на такие периоды: 1. Энеолит(2 половина 3 тыс-тия) 2. Ранний андрон(17-15вв. до н.э.) нуринский период Центрального Казахстана 3. Поздний андрон(14-13 вв. до н.э) атасуйский период Центрального Казахстана 4. Период перехода андрона к бронзе (12-11 вв. до н.э.) 5. Бегазы-дандыбаевская культура(10-8 вв. до н.э.) Итак, племена андроновской культуры , жившие в Центральном Казахстане , в своем развитии прошли сменяющие друг друга периоды Нура и Атасу. Многочисленные материалы ,полученные в результате археологической исследовательской работы , помогли выяснить теоретические и практические значения андроновской культуры. Материалы , добытые в курганах и стоянках, дали возможность по новому рассмотреть хронологию и периодизацию памятников эпохи бронзы. Рассматривая проблему периодизации бронзового века , мы убедились , что вопрос очень объемный и противоречивый. Исследователи не пришли к общему мнению в вопросе о периодизации , поэтому придерживаться определенного мнения довольно непросто. И все же, общая периодизация бронзового века М.П.Грязнова и периодизация андроновской культуры в Центральном Казахстане А.Х.Маргулана считаются более достоверными, а значит мы можем присоединиться к их мнениям. Большинство исследований по эпохе бронзы было опубликовано в советский период. Они опубликовывались в виде монографий и научных статей. Выше мы рассматривали мнения и доводы разных ученых относительно культуры бронзового века, останавливались на их трудах. Однако, концепции вьющиеся вокруг проблемы, не были подвержены анализу с исторической точки зрения. На следующий раз высказывание новых суждений вокруг вопроса станет обязанностью историков-исследователей. 6. Этнокультурная преемственность племен эпохи поздней бронзы и раннего железного века. Поздний бронзовый век — время активных этно- и культуро-генетических процессов в Северной Евразии. Многие археологи и лингвисты считают, что именно в степной и лесостепной зоне Восточной Европы происходит дальнейшее разделение индоевропейской языковой семьи — выделение индоиранской группы, отождествляемой в современной науке с населением срубной и андроновской общностей. В Западной и Центральной Европе формируется другой блок культур (так называемые культуры полей погребений или культуры полей погребальных урн), с которым связаны истоки германо-балто-славянского праязыкового единства. В лесной полосе Восточной Европы и Западной Сибири концентрировался массив прафинно-угорских народов. Пограничье леса и лесостепи являлось естественным рубежом, разделявшим и соединявшим культуры древних финно-угров и индоиранцев. Прародина народов алтайской языковой семьи находилась в Южной Сибири, в районах Саяно-Алтая. Остаются дискуссионными этапы истории северокавказской языковой семьи, прародина которой локализуется лингвистами в Переднеазиатском регионе. В этнической истории Старого Света колоссальная роль принадлежит степной и лесостепной зонам Восточной Европы, являвшимся прародиной народов индоиранской языковой группы. Именно с носителями последней правомерно отождествлять термин «арии, арийцы», служивший самоназванием определенной индоиранской группы индоевропейских племен, затем разделившихся на индоарийскую и индоиранскую ветви. Многие ученые связывают гибель древнеиндийских цивилизаций Мохенджодаро и Хараппы с нашествием северных степных народов. Переселение и инфильтрация носителей индоарийских и индоиранских диалектов были длительным процессом, не сопровождавшимся сменой аборигенного населения на территории Средней Азии, Афганистана, Индостана и Ирана. При этом пришлые племена усваивали образ жизни и культуру местных народов. Тем не менее пути миграции археологически фиксируются в материальной культуре аборигенного населения. Это прежде всего появление лепной керамики, металлических изделий, погребальных комплексов, новых сюжетов и образов в наскальной живописи, характерных для северных степных народов, а также распространение колесного транспорта и культа коня. Открытие куюсайской археологической культуры эпохи поздней бронзы на территории Жетысу. Куюсайская культура — археологическая культура раннего железного века (VII—IV вв. до н. э.) в районе древней Присарыкамышской дельты реки Амударья (Сарыкамышская котловина) на территории современной Туркмении. Стала одним из компонентов культуры античного Хорезма. Культура получила название по поселению Куюсай (Дашогузский велаят Туркмении), открытому Б. В. Андриановым в 1953 г., и исследованному Б. И. Вайнберг в 1970-71 годах. В культурном облике куюсайская культура представляет собой культуру скотоводов или кочевников и явно характеризует одну из групп раннекочевнических племён, бывших в пору раннего железа непосредственными соседями осёдлых оазисов. В основе хозяйства — скотоводство (в основном крупный рогатый скот, лошади, верблюды), подсобное богарное земледелие. Проживали куюсайцы в открытых поселениях в полуземлянках или в наземных каркасных постройках. Наземные дома столбовой конструкции, стены из прутьев обмазаны глиной, что указывает на быт, принципиально отличный от оседлых земледельцев юга, обитавших в прочных домах из сырцового кирпича. Отлична от южных комплексов и лепная керамика, среди которой имеются и круглодонные формы. Железные ножи и бронзовые наконечники стрел характеризуют предметы вооружения. Местная керамика лепная, в основном красного или красно-бурого цвета, с примесью в тесте шамота, иногда толчёных раковин. Вместе с тем при раскопках найдена как серая керамика культуры архаического Дахистана, так и сосуды баночной формы язовского культурного ареала. Это позволяет синхронизировать Куюсай с памятниками юга и указывает на наличие тесных культурных связей. Вместе с тем, археологические материалы, полученные в ходе раскопок, обнаруживают чёткие параллели в нижнесырдарьинском могильнике Уйгарак и демонстрируют восточное направление культурных связей присарыкамышского населения. Зафиксированы остатки домашнего ремесленного производства. Какой-либо заметной социальной дифференциации общества по археологическим данным в этот период не обнаружено. К VII веку до н. э. в низовьях Амударьи в результате мощного культурного импульса из южных земледельческих областей Средней Азии (прежде всего Маргианы) изменяется палеоэкономическая система хозяйствования и начинает процесс урбанизации. В это время в южной части Левобережного Хорезма (Хумбузтепе), а затем и на территории Присаракамышской дельты появляются обжигательные керамические печи, гончарный круг, освоено строительство из форматного сырцового кирпича. К этому же времени относятся и первые ирригационные сооружения. Не позднее рубежа VII—VI вв. до н. э. в наиболее густонаселённой области Хорезма — Присаракамышской дельте Амударьи, возникает крупный городской или протогородской центр — городище Кюзели-гыр, являвшийся, надо полагать, центром историко-культурной области до завоевания Хорезма державой Ахеменидов. В V—IV в. до н. э. Хорезм входит в состав Ахеменидской державы (что произошло незадолго до 530 г. до н. э.]), однако вскоре в низовьях Амударьи возникает независимое раннегосударственное образование. Параллельно этому процессу в дельте Амударьи формируется своеобразный археологический комплекс (древнехорезмийский), который с одной стороны генетически связан с предыдущей традицией периода раннего железного века (дингильджинский этап), а с другой, явно испытывает влияние позднеахеменидской культурной традиции. СТИЛЬ ЖИЗНИ |