ответы на вопросы. Ответы. Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии, а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации
Скачать 64.57 Kb.
|
и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземныг товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечествен ных установлениях ничто не может оставаться неизменным и течение долгого времени». Политическим следствием близости города-государства к морю являются нестабильность его строя частые смены власти. Так, причину бедствий и переворотом происшедших в Греции, Цицерон усматривает в географичес ких недостатках, связанных с приморским расположением эл линских полисов. Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государст ва, в отличие от платоновских проектов идеального государства Цицерон считал реально осущестимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в луч шую пору ее существования («при предках»). Платоновское ж< государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание, он< «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком был< бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности» Правда, Цицерон отдавал себе отчет в том, что реальност! восхваляемого им римского смешанного государственной строя — скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и ег< многочисленные апелляции к этому прошлому. Во времен; Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима дви гался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и и<юбще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской и >сударственности. Как теоретик и практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и прежде всего тех, кто опирался на армию. Об этом красноре-1во говорили примеры возвышения Суллы, Помпея, Цезаря, <тония, Октавиана и др. В своем творчестве и в своей практической политической ятельности (в качестве квестора, сенатора, .эдила, претора и ксула) Цицерон последовательно выступал за строй сенатс- й республики, против полновластия отдельных лиц, в том еле и против режима личной военной диктатуры. Смысл «срединного» характера политической позиции Цице- I на состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции - систему республиканских учреждений, выступал под лозун- м «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граж- н в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» позиция четливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона жду «оптиматами» и «популярами» — приверженцами, ус- вно говоря, двух линий политической ориентации соответ- ненно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей гиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал юдставление о том, что подлинные интересы тех и других олне могут быть соединены и учтены в рамках «общего гласил». Себя Цицерон, после избрания его на народном • >рании консулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного щитника народа, как консула-популяра. С этой позиции «истинного популяра» и борца за «всеобщее гласие» и благо государства он атаковал своих политических ютивников, в частности таких лжепопуляров, по его оценке, к Рулл, Катилина, Клодий. За его ведущую роль по подавле- | ю «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собра- 1Я благодарность и почетный титул «отец отечества». Это было >3 г. до н. э., а в 58 г. до н. э. при трибунате Клодия Цицерон был | нужден покинуть Рим, куда он снова возвратился лишь через месяцев, когда Клодий потерял свое влияние. В конце 50-х гг. щерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, 11<маря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 г. до н. э.) он встретил с радостью. Хотя Цицерон и не был в числе заговорщиков, однако последние считали его своим человеком и после убийства Цезаря в сенате выкрикивали «Цицерон!» в знак восстановления свободы. Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени «всей Италии» и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль «единовластного демагога». После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров. С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоритическои концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов. Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать'беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.), К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается, Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по! этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями 0 том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», чтомежду людьми никакого различия нет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т. д. Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует 1 финимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управлениегосударством сочетанием науки и искусства, требующим нетолько знаний и добродетелей, но и умения практически ихприменять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что«сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделатьжизнь людей более безопасной и более богатой». Он советовализучать науки о государстве и праве как «такие науки, которыемогут сделать нас полезными государству», усматривая в этомслужении государству «самую славную задачу мудрости имоличайшее проявление доблести и ее обязанность». Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, до-мжен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть < праведлив». В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, лжен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела •назначено определенное место на небе, чтобы они жили там шечно, испытывая блаженство». Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благо- пристойность. Гражданин не только не должен сам вредитРИ другим, нарушать чужую собственность или совершать иньи несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цице рон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частньп лиц». Он отмечал также долг гражданина защищать отечестве в качестве воина. Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны 1 для правовой теории Цицерона. В основе права лежит присуща; природе справедливость. Причем справедливость эта понимает ся Цицероном как вечное, неизменное и неотъемлемое свойств* и природы в целом, и человеческой природы. Следовательно, по; «природой» как источником справедливости и права (права п< природе, естественного права) в его учении имеются в виду вес! космос, весь окружающий человека физический и социальны*« мир, формы человеческого общения и общежития, а также сам* человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюи и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее божествен ного начала) присущи разум и законообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разум но-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно материальный состав, занимающий подчиненное и второстепен ное место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, п* Цицерону, подлинным источником и носителем естественно! * права. Цицерон дает следующее развернутое определение есте твенного права: «Истинный закон — это разумное положен* соответствующее природе, распространяющееся на всех люде постоянное, вечное, которое призывает к исполнению дол] приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, одн ко, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным люд; и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказыв им-что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичн) отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь огранич вать его действие не дозволено; отменить его полностью нево можно, и мы* ни постановлением сената, ни постановление народа освободиться от этого закона не можем». Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и « все народы в любое время будет распространяться один вечш и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона». Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания. В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому твое и сохраняет равенство между ними». Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требова- I те справедливости, — отмечал он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей обственностью как общей, а частной — как своей». С этих юзиций он отвергал такие акции римских популяров, как ассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раз- ача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых законных владельцев. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный акон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было •сновано». Само государство (как «общий правопорядок») с его -становлениями и законами является по своей сущности вопло-цением того, что по природе есть справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установле-чия (политические учреждения, писаные законы и т. д.) соответ-твовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, при-и торами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право г *бойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять нидложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное и; позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших I в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками». Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамублы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом». Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все». В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеямЦицерона в области международного права, следует вместе стем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую-егемонию. * Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.). В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов. |