Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение.

  • Глава 1. Фракийцы.

  • 1.2. Образ жизни фракийцев.

  • Глава 2. Иллирийцы.

  • 2.2. Жизнь и культура племени.

  • Глава 3. Венеты 3.1. Расселение венетского племени.

  • 3.2. Жизнь, культура венетов.

  • Глава 4. Царство Норик.

  • Список литературы

  • западное причерноморье. реф1. Древние народы Западного Причерноморья


    Скачать 33.97 Kb.
    НазваниеДревние народы Западного Причерноморья
    Анкорзападное причерноморье
    Дата15.04.2023
    Размер33.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареф1.docx
    ТипРеферат
    #1064085

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

    «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

    Высшая школа социально-гуманитарных наук

    Кафедра иностранных языков №3

    РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ

    на тему: Древние народы Западного Причерноморья


    Выполнили студенты:

    1 курса

    15.29Д-Л01/22б

    Федорко А. А.

    Швалева В. Р.

    Проверил:

    Доцент, доктор филологических наук,

    профессор кафедры иностранных языков №3

    Бутылов Н. В.


    г. Москва

    2023

    СОДЕРЖАНИЕ




    Введение.



    В состав Причерноморской державы Митридата VI входил обширный регион Западного Причерноморья и Фракии. В то время, как взаимоотношения понтийского царя с греческими полисами левобережного Понта изучены достаточно полно, его отношения с Фракией и племенами Подунавья известны хуже. В науке только констатировались факты вторжения фракийских племен в римские провинции Македонию и Ахайю под влиянием Митридата VI, однако их значение для римско-понтийских отношений в целом и последствия для внутриполитической ситуации в Понте и Фракии не учитывались Западное Причерноморье было домом для разных народов. К этим народам относились фракийцы, иллирийцы, венеты. У каждой из этих групп был уникальный культурный и исторический фон, и их взаимодействие друг с другом определило регион на века вперед.
    В данном реферате мы более рассмотрим племена Западного Причерноморья, расскажем об их образе жизни, культуре. Также, выясним их влияние на заселение Европы.




    Глава 1. Фракийцы.


    1.1. Значение фракийцев на заселение Европы.

    Фракийское племя было одним из самых значительных древних племен, населявших Балканский регион, особенно территорию, которая в настоящее время известна как Болгария. Племена фракийцев с глубокой древности населяли территорию Восточных Балкан и говорили на языках, относившихся к фракийской группе индоевропейской языковой семьи. Это были светловолосые русые и преимущественно голубоглазые люди, как описывают их античные авторы.

    Фракийское племя представляло собой группу людей, населявших Балканский регион с 4-го тысячелетия до нашей эры. Племя делилось на несколько небольших групп, каждая со своими обычаями, верованиями и традициями. Фракийцы были воинственным и независимым народом, который часто воевал со своими соседями, такими как греки и римляне.

    В V веке фракийское племя разделилось на три основные группы: одрисы на востоке, геты на севере и даки на западе. Одрисцы были самой могущественной из трех групп, и ими правил царь. Геты были кочевым племенем, которое жило в районе Дуная, а даки жили в Карпатах.

    В течение V века фракийское племя столкнулось со многими проблемами. Самым значительным испытанием стало нашествие гуннов, кочевого племени из Средней Азии. Гуннов возглавил Аттила Гунн, который начал массовое вторжение на Балканы в 441 году. Фракийское племя не смогло противостоять нападению гуннов, и многие их города и поселения были разрушены.

    В VI веке фракийское племя столкнулось с очередной угрозой, на этот раз со стороны славян. Славяне были группой людей, которые мигрировали с севера и поселились на Балканах. Это был воинственный народ, который часто воевал со своими соседями, в том числе с фракийцами.

    Несмотря на эти проблемы, фракийское племя продолжало процветать в VI и VII веках. Они разработали уникальную культуру и образ жизни, на которые повлияли их соседи, в том числе греки и римляне. Фракийцы были известны своей любовью к музыке и танцам, часто устраивали фестивали и праздники.

    1.2. Образ жизни фракийцев.

    По словам Геродота, на головы они надевали лисьи шапки, на теле носили хитоны, поверх которых одевали бурнусы из пестрых тканей. Ноги и колени они обматывали оленьими шкурами. Их основное вооружение составляли метательные дротики (их использовали знаменитые фракийские пелтасты), пращи и небольшие кинжалы. Также известно, что фракийцы отпускали бороду и усы, а длинные волосы собирали в чуб на макушке.

    Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев внешне отличных от греков вследствие рыжих волос и голубых глаз.

    Во времена Гомера фракийцы были известны как земледельцы и скотоводы. Славились фракийские копи, вооружение, боевые колесницы; фракийцы торговали зерном, вином, медом, носком, лошадьми, кожами, керамикой, рыбой, тканями.

    Предков фракийцев часть ученых отождествляет с сабатиновской археологической культурой. Другие ученые ассоциируют их с белогрудовской культурой. По современным представлениям, фракийцы в числе первой волны индоевропейских народов появились на Балканах во времена заката и полного исчезновения Трипольской культуры (3-е тысячелетие до нашей эры). Полное обособление от других групп индоевропейских племен произошло к середине второго тысячелетия до нашей эры.

    Глава 2. Иллирийцы.



    2.1. Происхождение иллирийцев.


    Иллирийцы были племенем людей, живших на западных Балканах, на территории современной Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии, Черногории и некоторых частях Словении. Они были известны своей жесткой независимостью и сильной воинской культурой, что сделало их одной из самых грозных групп в регионе в V - VII веках.

    В это время иллирийцы часто воевали со своими соседями, в том числе с римлянами и готами. Они были известны своим боевым мастерством, и их воинов боялись по всему региону. Несмотря на эту репутацию, иллирийцы в конечном итоге не смогли противостоять наступлению Римской империи и в конечном итоге были поглощены более широкой культурой империи.

    Одним из ключевых факторов, способствовавших упадку иллирийцев в это время, было отсутствие у них единства. Иллирийцы были разделены на многочисленные небольшие племена, каждое со своими лидерами и планами. Это мешало им организовать скоординированную защиту от римлян или других сил вторжения и в конечном итоге способствовало их падению.

    Несмотря на эти проблемы, иллирийцы продолжали оказывать значительное влияние на культуру и историю Балкан на протяжении веков. Многие современные страны региона восходят своими корнями к иллирийским племенам, и их наследие до сих пор ощущается в традициях, обычаях и языках людей, которые там живут.

    В целом иллирийцы были гордым и независимым народом, оставившим неизгладимый след в истории Балкан. Несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в 5-7 веках, их наследие продолжает жить, а их вклад в культуру и историю региона отмечается и сегодня.

    2.2. Жизнь и культура племени.

    Сначала иллирийцы строили крепости из необработанного камня, а позже стали под греческим влиянием выкладывать стены из тёсаных квадров, украшать святилища скульптурой.

    Иллирийцы были известны как умелые ремесленники. Среди керамических изделий типичны кувшины с одной или двумя приподнятыми ручками и вертикальными каннелюрами на тулове. Особого внимания заслуживает четырёхколёсная тележка из Глазинаца в виде птицы; по-видимому, это культовый предмет, связанный с такими же религиозными представлениями, какие породили описанную терракотовую группу (бронзового века) из Дупляи.

    Также иллирийцы были известны как умелые корабелы, их многочисленные военные корабли контролировали большую часть Адриатического и Ионического морей.

    На северо-западе иллирийской области с конца бронзового века применялись два погребальных обряда: трупоположения под курганами (считается типично иллирийским) и трупосожжения в урнах (лишь частично связан с иллирийцами). Некоторые ученые полагают, что в гальштатское время произошла «иллиризация» народов полей погребальных урн на территории Югославии и на части бывшей римской провинции Паннонии. Во всяком случае в могильниках иногда наблюдается постепенная смена обрядов. Можно привести в качестве примера некрополь Комполие-Црквина (Югославия). Считают, что он возник на племенной территории иллирийских яподов, которые жили в Северо-Западной Боснии и отчасти в Хорватии. Ранний горизонт могильника содержит трупоположения и трупосожжения в урнах, относится к раннему периоду железного века и типологически связан со среднеевропейской культурой полей погребальных урн. Поздний горизонт содержит только трупоположения и относится ко времени развитого и позднего гальштата.

    Военное дело иллирийцев начинается в начале II тысячелетия до н. э. и заканчивается в I веке н. э. Иллирийцы были знаменитыми воинами, именно так их характеризуют античные источники. Иллирийцы использовали эффективные виды оружия, такие как сика (изогнутый меч иллирийского происхождения, широко распространившийся по всем Балканам, а впоследствии принятый на вооружение римлянами).

    Глава 3. Венеты

    3.1. Расселение венетского племени.

    Венеты были народом, населявшим северо-восточное побережье Италии в 5-7 веках. Они были известны своим морским опытом и своей ролью в торговле с другими культурами.

    Венеты были кельтским народом, поселившимся в этом районе примерно в 4 веке до нашей эры. Они установили сильное присутствие в регионе, а их столица Падуя стала крупным центром торговли и культуры. Однако к V веку нашей эры венеты оказались под давлением различных сил вторжения, в том числе германских племен и гуннов.

    Несмотря на эти проблемы, венетам удалось сохранить свою культуру и самобытность на протяжении веков. Они были известны своим опытом судостроения и мореплавания, что позволяло им торговать с другими культурами и расширять свое влияние за пределы итальянского полуострова. Фактически, они были одним из немногих народов региона, имевших доступ к прибыльным торговым путям восточного Средиземноморья.

    Одним из наиболее важных аспектов культуры венетов была их религия. Они поклонялись множеству богов и богинь, многие из которых были связаны с природой и морем. У них также были сильные традиции мастерства, производство замысловатых украшений и гончарных изделий, которые высоко ценились в других культурах.

    На заре 7 века венеты столкнулись с новой проблемой: прибытием лангобардов. Эти германские захватчики завоевали большую часть итальянского полуострова, включая Падую, в 568 году нашей эры. Венеты были вынуждены приспосабливаться к этой новой реальности, и многие из них начали вступать в брак с лангобардами и перенимать их язык и обычаи.

    Несмотря на эти изменения, венеты продолжали играть важную роль в истории Италии. Их наследие все еще можно увидеть в регионе сегодня, от венецианской лагуны до многих произведений искусства и архитектуры, которые они оставили после себя. В целом венеты были стойким и легко адаптируемым народом, которому удалось сохранить свою уникальную культуру и самобытность перед лицом многочисленных проблем.

    3.2. Жизнь, культура венетов.

    Венеты были мореплавателями, которые в значительной степени полагались на рыбную ловлю и охоту для своего пропитания. Известно, что они разработали передовые методы рыболовства и строительства лодок, способных выдерживать суровые условия Белого моря. Они также торговали с соседними народами, такими как финны и скандинавы, которые привозили такие товары, как меха, янтарь и железо, в обмен на рыбу венетов.

    С религиозной точки зрения считалось, что венеты практиковали форму шаманизма, в котором они общались с духами природы и своими предками. Археологические данные показали, что они делали подношения этим духам, такие как кости животных и резные деревянные фигурки.

    Венеты также известны своим замысловатым искусством и мастерством. Они создавали впечатляющие украшения из бронзы и серебра, а также искусную резьбу по дереву. Их глиняная посуда также была богато украшена замысловатыми узорами.

    Одним из самых интересных аспектов культуры венетов были их погребальные обычаи. Они построили сложные курганы, называемые курганами, которые содержали как останки умерших, так и различные подношения. Эти подношения включали оружие, украшения, глиняную посуду и даже еду и питье. Курганы часто имели форму корабля, что, возможно, символизировало мореходный образ жизни венетов.

    Глава 4. Царство Норик.

    Восточные Альпы были средоточием Гальштатской культуры, сильное воздействие которой распространялось на всю область Центральной Европы. Центром этой территории является место археологических находок Гальштат, по которому эта культура и получила свое название. Под ее влиянием в соседних областях возникали другие культурные общности, а именно — в Чехии общности Knoviz, Bylany Milavce, в Моравии и Нижней Австрии — Velatice и Baierdorf, в Западной Словении — Chotin, в Западной Паннонии — Val. А на южной окраине, на территории современной Словении уже отражается иллирийское влияние.79 В VI–V вв. до н. э. киммерийцы и скифы совершали набеги с востока, о чем свидетельствуют находки в погребениях: захоронения всадников, коней, части конской сбруи и т. д., что характерно для степных народов. Захоронения такого рода встречаются по окраинам Восточных Альп, от Нижней Австрии и Словении через Западную Паннонию до Словении. Но Гальштатскую культуру, прочно утвердившуюся в Альпах, вторжения с Востока существенно не затронули.

    Основой богатства и силы восточной части Гальштата было горное дело. В позднем бронзовом веке, после переселений эпохи культуры полей погребальных урн, территория Солнограда (современного Зальцбурга) была уже настоящей горнорудной страной с рудниками и плавильнями меди, крестьянскими хозяйствами, снабжавшими рудокопов всем необходимым, и сетью дорог. По ним перевозили медь и бронзовые изделия на юг; некоторые из дорог пролегали через высокогорные седловины в Альпах. Кроме меди, в этих местах добывали каменную соль и торговали ею.

    А по окраинам Восточных Альп проходил знаменитый Янтарный путь, идущий от месторождений янтаря на Балтике (к востоку от устья Вислы) по направлению к югу — мимо Альп к Адриатике, прежде всего в Оглей (соврем. Аквилея), бывший тогда самым большим янтарным рынком. Начиная с бронзового века и далее Янтарный путь пролегал по старой территории венетов, на основании чего можно заключить, что именно венеты были перевозчиками и торговцами янтарем. Для доисторического человека янтарь был магическим целебным средством, из него, наряду с другими изделиями, изготовляли также амулеты для детей. На территории Апеннин, в культурах Марино и Новиллар, позже также в культуре Рима применение янтаря в украшениях достигло высокого художественного мастерства.80

    Около 700 года до н. э. в Восточных Альпах уже преобладала черная металлургия. Добыча железа была сосредоточена в Северной Каринтии и Верхней Штирии, где находились залежи железной руды. Восточноальпийское железо отличалось превосходным качеством, оно уже достигало качества стали, поэтому торговля им сделалась главным источником благосостояния здешнего населения. Продолжалась и добыча соли. Ее залежи находились на северной стороне Низких и Высоких Тур (Гальштат, Галлейн). Мощные хозяйственные центры развились в Венской, Градской, Целовецкой (соврем. г. Клагенфурт) котловинах, и особенно в Нижней Крайне (общность Ваче).81

    К концу V века н. э. наступавшие с Запада кельты не покорили Восточные Альпы. Но частичное присутствие кельтов на этой территории подтверждают кельтские захоронения прежде всего в названных центрах хозяйственной деятельности. И все же во внутренних районах Восточных и Центральных Альп кельтские находки эпохи Латена очень редки и смешаны с Гальштатскими, а то и совсем отсутствуют.82 Их наличие можно объяснить торговым обменом или присутствием кельтских переселенцев.

    Кельтские захоронения в развитых в хозяйственном отношении областях Восточных Альп сами по себе еще не дают оснований для далеко идущих заключений о том, что Гальштатские венеты оказались под властью некоего господствующего пласта кельтов, как это постоянно твердят немецкие и австрийские историки и археологи, а за ними и прочие западные знатоки. Мы приходим к заключению о существовании лишь небольшой кельтской группы рудокопов в индустриальных районах и с еще большей вероятностью — о существовании кельтских ремесленников и торговцев. После того, как кельты завоевали все территории в окрестностях Альп, в руки к ним попала также и европейская торговля, от которой была зависима черная металлургия в Восточных Альпах. Об этом явно свидетельствуют находки кельтских денег — золотые и серебряные монеты и другие вещи. Кельтские монеты появились во втором веке до н. э. К этому времени восходят и некоторые венецианские монеты, найденные в Горине (нем. Gurina) в верхнем течении Зилы под известным перевалом Плеке (Plocken, 1360 м).

    Хотя отношения между кельтами и венетами все еще не ясны, мы можем предположить, что в торговле и хозяйствовании наряду с кельтами участвовали и венеты, которые после кельтских вторжений никуда не исчезли, и именно они несли на себе основную ношу дальнейшего развития.

    По убеждению некоторых историков, присутствие кельтов в Восточных Альпах должно было стать особенно ощутимым в конце III века до н. э., и это означало бы, что, если не раньше, то во всяком случае в данное время они преобладали в этой местности. Историки эти основывают свое мнение на следующем факте: в 225 году до н. э. на этрусском берегу под Таламоне римляне одержали решительную победу над кельтами, на помощь которым подоспели тавриски (Полибий II, 28,4.30.6), якобы тоже кельтская народность. После поражения тавриски будто бы должны были отойти в Северо-Западную Каринтию, где, начиная со II века до н. э. обнаруживается высшее сословие кельтов, стоящее над старым «иллирийским» населением.

    Заключение
    Подводя итог, можно сказать, что древние народы За- падного Причерноморья и Балканского полуострова сыграли важную роль в становлении и развитии индоевропейской общности. Они во многом определили развитие древнего зем- леделия, заложили основы древней металлургии, познакоми- ли древних европейцев с железом и влились в общую семью индоевропейских народов, сформировавших вместе с греками и римлянами единую европейскую цивилизацию.

    Регион Западного Причерноморья по-прежнему будет плавильным котлом различных культур и народов, а его богатая история будет отражаться в разнообразных обществах, возникших в этом регионе.




    Список литературы


    1. Античные государства Северного Причерноморья/Под ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликовой, B.C. Долгорукова. М., 1984.


    2. Античные государства Северного Причерноморья/Под ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликовой, B.C. Долгорукова. М., 1984.

    3. Заболотный В.М. Древние языки и культуры. Учебно-методический

    комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ,2009. – 308 с. – С. 136–159.

    4. Стржелецкий С.Ф. Клеры Херсонеса Таврического. К истории древнего земледелия в Крыму. Симферополь, 1961.

    5. Щеглов А.Н. Северо‑западный Крым в античную эпоху. Л., 1978.







    написать администратору сайта