Главная страница

Древний рим от республики к империи. Древний Рим от республики к империи. Древний Рим от республики к империи


Скачать 269.49 Kb.
НазваниеДревний Рим от республики к империи
АнкорДревний рим от республики к империи
Дата24.08.2022
Размер269.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДревний Рим от республики к империи .docx
ТипРеферат
#652073
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2. Римское общество – патриции, плебеи, клиенты, рабы




Древнейшее поселение самого первого, архаичного Рима жило отдельными родами, которыми правили старейшины. Изначально род был сплоченным коллективом, связанным общим происхождением и коллективной собственностью, в первую очередь – на землю.

В Риме постепенно стали складываться основы для развития простого товарного производства. На Форуме – центральной площади города5 – стали устраиваться еженедельные базары. В праздничные дни устраивались также и многолюдные ярмарки6.

Развитие раннеклассовых отношений сковывали пережитки родового строя, особенно община и патриархальная семья, что и приводило к отсутствию достаточно четкого разделения на классы.

Воюя и выживая, постоянно борясь за своё существование, небольшой городок Рим постепенно вырос и укрепился, почти непрерывно расширяя свою территорию. В конечном итоге небольшая община стала огромным государством, которое сначала завоевало всю соседнюю территорию, затем – всю Италию, и, наконец, почти все обитаемое побережье Средиземного моря.

Рим раннего периода представлял государство-город, бывший единым экономическим и политическим целым7. В нем ведущим было натуральное хозяйство, конторе вели крестьянские и ремесленные производственные единицы. Главнейшее богатство – земля – находилась в собственности всей римской общины. При этом пахотная земля пользовалась индивидуально, а пастбища – коллективно. Земли обрабатывались крупными патриархальными семьями. Главой такой патриархальной семьи был домовладыка, под абсолютной (даже в вопросах жизни и смерти членов фамилии) властью которого находились не только на рабы, но и жена, дети и даже внуки.

В Риме правовое положение личности можно охарактеризовать тремя статусами – фамилии, гражданства и свободы. Только лицо, которое обладает всеми этими статусами, обладало и полной правоспособностью. В праве публичном правоспособность означала право участия в народном собрании и занятия государственных должностей. В праве частном правоспособность давала право участвовать в имущественных правоотношениях и вступать в римский брак.

По статусу гражданства население Рима (только свободное) делилось на граждан и перегринов-иностранцев. Полная правоспособность имелась исключительно у свободнорожденных римских граждан. Кроме них, к гражданам относились вольноотпущенники, но юридически они оставались клиентами прежних своих хозяев и в правах были ограничены8.

Свободные мелкие крестьянские хозяйства и ремесленные мастерские были основными производителями практически всех материальных благ. Все свободное население в Риме разделялось на две главные группы: с одной стороны – патриции (полноправные римские граждане, примерно аналогичные по своему правовому статусу гражданам греческих полисов) и противостоящие им плебеи.

Патриции были полноправными римскими гражданами, они делились на три трибы (племени), каждая из них состояла из 100 родов. При этом каждые 10 родов были своеобразным объединением – курией. Курия имела общие для ее членов земельные владения. Куриями управляли свои вожди. Для принятия важных решений курии собирались на свои собрания.

На народном собрании принимались либо отвергались законопроекты, избирались высшие магистраты, рассматривались апелляции при вынесении смертных приговоров, объявлялась война.

Текущим управлением, разработкой законопроектов, заключением мира занимался сенат – совет старейшин, представляющий все 300 римских рода. Избираемый собранием курий царь осуществлял военное руководство, исполнял жреческие функции и решал некоторые судебные вопросы9.

Постепенно на землях Древнего Рима стали появляться люди, которые не входили ни в один из патрицианских родов. Это могли быть или насильственно выселенные из захваченных городов чужеземцы, вольноотпущенники либо их потомки. Этих людей в Риме стали называть плебеями. Многие исследователи считают, что плебями были потомки древнейшего населения Лация, позже покоренного римлянами; Они были по своему положению близки к греческим метекам и периэкам.

Известно, что плебеи не были участниками родовой организации римских граждан, и потому не могли участвовать в делах, связанных с управлением Римом. Плебеи были лично свободны, уплачивали такие же налоги и на равных с патрициями несли воинскую службу10.

Но в руках плебеев сосредотачивалась немалое богатство, нажитое занятиями торговлей и ремеслом. Лично свободными считали и клиентов11, среди которых были преимущественно представители незнатных обедневших семьей. Часто клиентами становились бесправные иноземцы, которые селились в Риме и искали при этом покровительства знатных и богатых патронов, и рабы, отпущенные хозяевами на волю, но при этом оставшиеся в зависимости от прежних господ. Клиенты формально становились членами родовой организации патрициев на правах зависимых членов, получив родовое имя своего патрона. На них были наложены обязанности труда на землях патронов и выполнения различных повинностей: сопровождать своего патрона на выходах в город и в походах.

Но ослабление родовых связей в фамилиях патрициев и изменение социальных отношений меняло постепенно и положение клиентов. К III-му веку до нашей эры большинство клиентов освободилось от зависимости от патронов. Они получили землю от государства, превратившись в свободных земледельцев.

Правда, в отличии от периода классического рабовладения, в то время рабов в Риме было относительно немного. Рабами становились военнопленные, рожденные от рабынь дети и долговые рабы. Удельный вес их труда в материальном производстве в целом, в отличие от более поздних времен, был незначителен.

Римская семья, какой мы знаем ее по законам того времени, была семьей крайне патриархальной, пребывающей под практически не ограниченной законами властью домовладыки, которым мог являться отец либо дед. Это родство называлось агнатским, почему все подчиненные домовладыке были агнатами друг для друга.

А вот когнатическое родство возникло с переходом агната (агнатки) в другую семью либо с их выделением из семьи. Например, вышедшая замуж дочь домовладыки, теперь попадала под власть мужа (либо свекра) но в отношении своей кровнородственной семьи она оставалась когнаткой.

Римская патриархальная семья называлась «фамилией» (familia). В царский период она являлась обычно большой домашней общиной, похожей на древневосточный «дом». И включала она детей, внуков и их жен, а также – рабов. Глава патриархальной (агнатической) семейной общины назывался pater familias – «отец семьи» или dominus – «хозяин, господин» (от domus – «хозяйство либо дом»)12.

Если женщина выходила замуж, то она утрачивала связь со своей семейной общиной и вступала в патриархальную семью мужа, но не в его род и потому сохраняла свое родовое добрачное имя. Личных имен (не считая прозвищ) женщины в архаический период вообще не имели; старшая дочь в семье носила только родовое имя, последующие – только номера, от Первой – «Примулы», и до какой-нибудь Восьмой «Октавии», а иногда – попросту «Младшая» либо «Старшая».

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (но только по разрешению отца). А вот усыновленный (причем не обязательно ребёнок – в Риме это было одним из распространенный способов получения гражданства) и тем самым принятый в семью становился агнатом по отношению к ней – со всеми вытекающими из этого правами, включая и законную долю в наследстве13.

Агнатическое родство постепенно превратилось в пережиток родовых отношений, но еще долго существовавшее как реликт.

С давних времен в Риме существовало 3 формы заключения брака: 2 древних и одна – относительно новая. Древнейшие, совершаясь в особо торжественной обстановке, передавали девушку-невесту под полную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там и меня найдешь»14. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII Таблиц знают бесформальную форму брака – «сине ману» – то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака – сине ману – женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак15.

С течением времени больше других распространился именно брак в форме сине ману.

Характерной особенностью для брака сине ману было требование ежегодного его возобновления. Жена для этого в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к друзьям либо родителям) прерывая тем самым срок давности брака.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставил завещание, то нужно было буквально придерживаться его текста. Вдова во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного содержания, так и на своих малолетних детей, если они оставались после смерти отца на ее попечении16.

Наследники могли не делить имущество, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Законы XII таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых были отражены древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки17. Направлены они были на сохранение прежних обычаев и традиционных устоев. Например, были запрещены браки между патрициями и плебеями. И закон этот был отменен только в 445 году до нашей эры18. 
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта