Духовная составляющая общества. Духовная составляющая общества
Скачать 159.5 Kb.
|
Духовная культура обществаДуховная культура представляет собой лишь определенную сторону, „срез“ духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что: 1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта; 2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы; 3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются: 1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека); 2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней); 3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы); 4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги); 5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины). Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества. Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры: 1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры); 2) театральное искусство (театральные образы); 3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика); 4) музыкальное искусство (музыкальные образы); 5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.); 6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.). Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. Наиболее полно и адекватно социальная сущность человека раскрывается в его сознательной творческой самодеятельности — теоретическом и практическом преобразовании окружающего мира. Человек не просто изменяет природу. Своей деятельностью он изменяет сами социальные условия, в которых он живёт, производит, творит, перестраивает своё общество.* Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры, находящимися в самых отдаленных уголках планеты. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проникновение этой масскультуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешана на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры. Составляющие духовной жизни общества Наука как феномен духовной жизни общества На начальных этапах своего существования наука не оказывала какого-либо заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление ______________ *См.: Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1985. С. 394. новых отраслей материального производства. Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ. Наука оказывает огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. Любая наука прежде всего стремится к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, использует для их описания особый (научный) язык. Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания. Первая – модель постепенного развития науки, суть которой состоит в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников. Вторая – модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней: 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний); 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Что касается научных знаний в духовной сфере жизнедеятельности человека и общества в целом, отметим следующее: учение о душе и человеческой жизни есть не искусство, не проповедь и не вера, а знание, или что нужно в форме точного научного знания. Религиозная интуиция никогда не может сама по себе вытеснить научное знание и заменить его собою — так же, как в других областях знания никакое несистематическое, чисто-жизненное опытное знакомство с предметом не делает ненужным научную, систематически-логическую обработку этого сырого опытного материала. Форма научного знания, переработка опыта в логическую систему понятий, в строгую последовательную связь оснований и следствий есть единственный практически доступный человеку способ достигнуть максимума осуществимой достоверности, точности и полноты знания. Это есть великий способ проверки и очищения знания, отделения в нём истины от субъективных мнений, придания ему внутренней ясности и обозримости. Вне этого условия знание, даже поскольку оно истинно, не имеет общедоступного критерия истинности, и ему угрожает всегда смешение с субъективной фантастикой; или в лучшем случае, будучи самоочевидным и достаточно достоверным для самого субъекта интуиции, оно лишено верных, прочных путей для его передачи другим людям.* _______________ *См.: Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. С.-П., 1995. С. 425,428. |