Главная страница
Навигация по странице:

  • Министерство образования и науки Автономной Республики Крым Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет»

  • Р Е Ф Е Р А Т

  • Духовные потребности и духовное производство

  • Духовные ценности

  • Духовная составляющая общества. Духовная составляющая общества


    Скачать 159.5 Kb.
    НазваниеДуховная составляющая общества
    Дата28.11.2022
    Размер159.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДуховная составляющая общества.doc
    ТипРеферат
    #818052
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство Образования и науки Украины
    Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
    Республиканское высшее учебное заведение

    «Крымский инженерно-педагогический университет»


    Р Е Ф Е Р А Т

    на тему: Духовная составляющая общества




    ВЫПОЛНИЛ

    Соискатель кафедры народно-инструментального искусства КИПУ,

    старший преподаватель

    Асанов Линур Решатович
    ПРОВЕРИЛ: д.ф.н., профессор

    Кальной Игорь Иванович

    г. Симферополь – 2006.

    План:

    Введение

    1. Духовная сфера жизни


      1. Духовные потребности и духовное производство

      2. Духовные ценности
    2. Духовная культура общества


    3. Составляющие духовной жизни общества

      1. Наука как феномен духовной жизни общества

      2. Искусство – важнейший вид духовной деятельности

      3. Мораль как регулятор социального поведения

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение


    Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

    Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

    Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее составляющими являются мораль, наука, искусство, религия и право.

    Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовное производство и созданные этой деятельностью духовные ценности.

    Цель данной работы – раскрыть суть духовной жизни общества и рассмотреть ее составляющие.

    Духовная сфера жизни


    Духовные потребности и духовное производство

    В духовной жизни выделяются структурные элементы, облагающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая человека, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения, агрессивности или усталости. Важной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его – через митинг, пикетирование, агитацию, голосование и т.д. Конечно, всякая полноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в частности, многие проявления праздничной культуры, получающие, пожалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у всех народов. Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия.

    В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

    Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

    1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

    2) духовные общественные связи индивидов;

    3) сам человек как существо духовное.

    Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

    Влияние культуры сказывается в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и мода.

    На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным. Но они непременно присутствуют в некотором соединении как возделывание человеческого материала. Вслед за процессом „разбожествления“ мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся, классическом виде.

    Обряд и ритуал – формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности. Термин „нравы“ обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. („О времена! О нравы!“).

    Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. – процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос „Почему вы так поступаете?“ они отвечают: „Так принято“.

    Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами: „Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие“. Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения: образца поведения. Образец может быть положительным или отрицательным. Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами.

    В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

    В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры.

    Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.
    Духовные ценности

    На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Из сопутствующих понятий следует упомянуть „интерес“, „потребность“, „стремление“, „долг“, „идеал“, „ориентация“ и „мотивация“. Однако объем этих понятий обычно уже, чем понятие „ценность“.

    Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей. Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация. Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

    Соотношение между потребностями, интересами и ценностями, прослеживаемое в различных сферах общественной жизни, отражает действительное движение социальных отношений, которое как бы вписывается в более широкий контекст современной эпохи. Если потребность определяется как практическое выражение необходимости, то превращение потребностей в интерес, интересов в подлинные ценности человеческого бытия представляет собой способ осознания необходимости, то есть способ осуществления свободы. Человек не может быть свободен, если его жизнь ограничена только удовлетворением необходимых потребностей. Подлинная свобода осуществляется тогда, когда ценности, созданные человеческой цивилизацией, становится всеобщим достоянием не только в виде возможности приобщения к ним, но и когда эти ценности действительно усвоены массой населения*.

    С ценностями тесно связаны и объекты поклонения. По высказыванию Э. Фромма** — ни одна культура прошлого или настоящего, да, по-видимому, и будущего, не может рассматриваться как культура без религии. Люди могут поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому Богу, святому или злобному вождю; они могут поклоняться своим предкам, своему народу, классу или партии, деньгам или успеху. Их религия может способствовать развитию разрушительных сил или любви, господства или солидарности; она может благоприятствовать развитию разума или парализовать его. Люди могут относиться к такой системе как религии и отличать её от всего светского, либо они могут считать, что у них вообще нет никакой религии и рассматривать свою приверженность таким, якобы вполне светским целям, как власть, деньги или успех, исключительно как стремление ко всему практичному и выгодному. И вопрос вовсе не в том, религия это или нет, а в том, какова эта религия: способствует ли она дальнейшему развитию человека, реализации свойственных ему сугубо человеческих способностей или препятствует его развитию. Религиозные установки можно рассматривать как один из аспектов структуры нашего характера, ибо мы — это то, чему преданы, а то, чему мы преданы, — это то, что мотивирует наше поведение. Человеческий вид можно определить следующим образом: это приматы, возникшие в такой момент эволюции, когда детерминация поведения инстинктами достигла минимума, а развитие мозга — максимума. Утратив способность действовать под влиянием инстинктов, но обладая самосознанием, разумом и воображением человеческие существа, чтобы выжить, нуждались в системе ориентации и объекте поклонения.

    Без карты нашего природного и социального мира люди просто растерялись бы и были бы не способны к целенаправленным и последовательным действиям, ибо без неё невозможно было бы ориентироваться и найти отправную точку, позволяющую упорядочивать все обрушивающиеся на каждого индивида впечатления.

    _______________

    *См.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 215.

    **См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 158–161.

    Наш мир становится осмысленным, и мы обретаем уверенность, когда наши представления согласуются с тем, что нас окружает. И даже если карта мира ложна, она выполняет свою психологическую функцию. Но эта карта никогда не бывает совершенно ложной, точно так же не бывает она и совершенно правильной. Она всегда достаточна как приблизительное объяснение разнообразных феноменов, чтобы служить жизненным целям.

    Поразительно, что не обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентации. Не существует и таких индивидов. Но одной лишь карты мира недостаточно, чтобы служить руководством к действию; нам нужна так же цель, которая указывала бы, куда идти. У животных нет таких проблем. Ими руководят инстинкты — они дают им и карту мира, и цели. Мы же нуждаемся в объекте всеобщего поклонения — центре всех наших устремлений и основе всех наших действительных — а не только провозглашаемых — ценностей. Мы нуждаемся в таком объекте поклонения, чтобы интегрировать свои усилия в одном направлении, выйти за пределы своего изолированного существования со всеми его сомнениями и ненадёжностью, удовлетворить наши потребности в осмыслении жизни.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта