Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Сознание

  • Список использованных источников

  • философия. Философия. Источники и структура сознания


    Скачать 123 Kb.
    НазваниеИсточники и структура сознания
    Анкорфилософия
    Дата01.03.2023
    Размер123 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипКонтрольная работа
    #963081

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Кафедра Государственного управления (наименование)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    вариант №

    по дисциплине Философия

    (название)
    тема «Источники и структура сознания»


    Выполнил:

    Студент(ка) 4 курса заочной

    (очной/заочной)

    формы обучения

    Направление подготовки/специальность 38.03.04

    (индекс)

    Государственное и муниципальное управление

    (название)

    ___________ / А. Р. Шабрина

    (подпись) (инициалы, фамилия студента)
    Преподаватель доктор философских

    наук, доцент

    (ученая степень, ученое звание)

    ______ / Лукманова Рушана Хусаиновна


    УФА 2023

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….…3

    1 Понятие сознания и его определение………………………………………….4

    2 Функции сознания………………………………………………………………8

    3 Структура и источники сознания……………………………………………..10


    Заключение……………………………………………………………………….14

    Список использованных источников………………………………………….16

    Введение
    Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

    Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

    В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума.

    Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

    Цель контрольной работы – изучить источники и структуру.

    Задачи контрольной работы:

    - изучить понятие сознания;

    - рассмотреть функции сознания;


    - изучить структуру и источники сознания.

    1 Понятие сознания и его определение


    Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обоб­щённые образы внешней действитель­ности и реагировать на эти отображе­ния сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

    Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бес­сознательные процессы. Сознательны­ми называются такие психические яв­ления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следователь­но, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

    Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается воз­никновение и развитие сознания. Факторы, которые оп­ределяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

    Внешними детерминаторами сознания являются при­рода и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного - природа; для человека - природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двоя­ко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о при­роде и обществе (а также о людях как природных и об­щественных существах)1.

    Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «маши­ны». Но природа детерминирует сознание не только гене­тически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную си­стему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общест­венной жизни.

    Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях живот­ного, так и человеческого существования. Хотя физиоло­гическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыс­лей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспри­нимающего их аппарата. Образ внешнего мира отлича­ется от самого внешнего мира. Сознание есть субъектив­ный образ объективного мира. Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни2.

    Лишь в последних усло­виях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на тру­де, создала человека с его сознанием.

    Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и нераз­рывный комплекс двоякого рода факторов, определив­ших и определяющих развитие психики человека, факто­ров, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человече­ским сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы пси­хологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

    Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (об­щей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, пси­хофизическую детерминацию.

    При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, яв­ляется объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация - воздействие на сознание объективного мира, природы и общества - является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обус­ловленность - вторичной.

    Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксиру­ются законами и категориями физиологической и пси­хологической наук.

    Это ощущения, восприятия и пред­ставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображе­ние и пр. Психологические формы - это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не вы­ходит за пределы психологических процессов.

    Содержание и форма сознания не вполне идентич­ны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единст­во объективного и субъективного на основе объективно­го.

    Оно имеет объективное содержание, прошедшее че­рез различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом3.

    В отдельных областях сознания последнее подчиня­ется также и более специальным законам. Так, в обла­сти познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчи­нена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражаю­щих сложный характер детерминации сознания, осуще­ствляется в их неразрывной связи и взаимопереплете­нии. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специ­фичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего

    - как производительную силу, как природную «маши­ну», производящую продукт;

    - как члена общества, т. е. как социальную единицу;

    - как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает4.

    Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.


    1. Функции сознания


     

    Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

    - познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;

    - целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;

    - ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;

    - управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;

    - коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;

    - рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития5.

    Также самосознание выполняет такие функции как:

    Самосознание выполняет следующие функции:

    1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими;

    2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя;

    3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении;

    4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.

    5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности6.

    1. Структура и источники сознания



    Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия7.

    В более узком и специальном значении под сознанием подразу­мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой це­лостную систему, состоящую из различных элементов, находящих­ся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того что отражается.

    Развитие сознания пред­полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувст­венный и. рациональный уровни сознания.

    Ощущения, воспри­ятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

    1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;

    2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;

    3. Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;

    4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;

    5. Самосознание - репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание8.

    Также структура сознания подразделяется на три компонента:

    1. Познавательная сфера;

    2. Эмоциональная сфера;

    3. Ценностно-волевая сфера.

    Познавательная в свою очередь разделяется на:

    - область чувственных процессов (ощущение в результате воздействия на внешние органы);

    - область рационального мышления (понятийное, образное мышление, внимание, память).

    Эмоциональная включает в себя:

    - эмоции (волнение, гнев, радость и т.п.);

    - внутренние чувства (любовь, ненависть и т.д.).

    В итоге это приводит к воле – способности осуществлять свои цели с помощью усилий:

    - внутренние цели;

    - духовные усилия к достижению целей9.

    Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа фи­лософов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

    Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конк­ретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом вза­имодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

    Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные иде­алы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и сред­ства, способы, формы познавательной деятельности.

    Третьим источником сознания выступает весь духовный мир инди­вида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

    Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная при­родная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обес­печивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохими­ческая организация воздействуют на сознание, его состояние.

    Отметим, что при формировании актуального содер­жания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), вклю­чается в сознание.

    Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида. В настоящее время все больше опытных подтверждений находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения. 

    Следует сказать, что при формировании сознания все источники взаимосвязаны. Не все внешние источники могут включаться в сознание. Так же необходимо отметить, что источником индивидуального сознания является реальность, отражаемая человеком с помощью головного мозга и в системе форм общественного сознания.


    Заключение
    В заключение можно сказать, что сознание – это достаточно сложная структура, которую ученые исследуют уже очень долгое время и по сей день ее изучения продолжаются. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

    Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

    Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.

    Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

    Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ей. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

    Структура сознания представляется нам каким-то чисто «пространственным» образом существования сознания. Когда мы говорим, что сознание существует, то представляем себе, что существует ряд совершенно конкретных явлений сознания, мыслимых как конкретно различные или одни и те же в отношении содержания.

    Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения.

    Список использованных источников
    1. Ильин, В. В. История и философия науки: учебник / В. В. Ильин. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Москва: Проспект, 2021. – 335 с. - ISBN 978-5-238-02219-2. 

    2. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / [Ю. В. Крянев и др.]. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: КноРус, 2021. – 418 с. - ISBN 978-5-6041811-2-6.

    3. Пржиленский, В. И. История и философия науки: учебник для аспирантов / В. И. Пржиленский. – Москва: Норма, Инфра-М, 2020. – 295 с. – ISBN 978-5-9998-0163-0. 

    4.Философия: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») / В. А. Канке. – Москва : Инфра-М, 2022. – 289 с. – ISBN 978-5-9500876-0-8.

    5. Философия: учебник и практикум для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям / А. Д. Иоселиани. – 6-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2022.– 530 с. - ISBN 978-5-392-23680-0.

    6. Философия: учебник / Л. Е. Балашов. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2022. – 625 с. - ISBN 978-5-6041811-2-6.

    8. Философия истории: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / Е. М. Сергейчик. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2022. – 405 с. - ISBN 978-5-6043739-1-0. 

    9. Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – 228 с. - ISBN 978-5-4499-1545-0.

    1 Философия: учебник / Л. Е. Балашов. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2022. – С. 27

    2 Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 48

    3 Ильин, В. В. История и философия науки: учебник / В. В. Ильин. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Москва: Проспект, 2021. – С. 51

    4 .Философия: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») / В. А. Канке. – Москва : Инфра-М, 2022. – С.86

    5 Пржиленский, В. И. История и философия науки: учебник для аспирантов / В. И. Пржиленский. – Москва: Норма, Инфра-М, 2020. – С. 71

    6 История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / [Ю. В. Крянев и др.]. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: КноРус, 2021. – С. 49

    7 .Философия: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») / В. А. Канке. – Москва : Инфра-М, 2022. – С.90

    8 Философия: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовки (квалификация (степень) «бакалавр») / В. А. Канке. – Москва : Инфра-М, 2022. – С.61

    9 Философия истории: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям / Е. М. Сергейчик. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2022. – С. 66





    написать администратору сайта