Музыка как способ самореализации. Музыка как способ самореализации
Скачать 264.31 Kb.
|
Национальный социально-педагогический колледж МУЗЫКА КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Исследовательский проект Выполнил: Обучающийся Крутая Марина Сергеевна Преподаватель: Мевх Анна Вадимовна Оглавление 1. Введение………………………………………………………………………….3 2. Теоретическое обоснование самореализации человека с помощью музыки……………………………………………………………………..………..5 2.1 Что такое музыка……………………………………………………………….5 2.2 Формирование творческой самореализации с помощью музыки…………..7 3. Практическое обоснование потребности в самореализации через музыку…13 3.1 Музыка, способствующая самореализации человека, тестирование.…..…..13 3.2 Анализ тестирования «Музыка, способствующая самореализации человека»……………………………………………………………………………15 4. Заключение………………………………………………………………………16 5. Список литературы……………………………………………………………...17 6. Приложения………………………………………………………………………18 Введение. Преобразования, происходящие в нашей стране (экономические, социальные, нравственные, культурные) требуют коренного пересмотра целей и задач образования. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему целенаправленного формирования самостоятельной творческой личности, способной реализовать свои глубинные возможности, быстро принимать нестандартные решения, ориентироваться в изменяющихся ситуациях, обладающей твёрдой личностной позицией и развитым воображением для решения сложнейших задач, возникающих ежедневно. Одной из наиболее важнейших потребностей личности является стремление реализовать заложенный в ней творческий потенциал. Потребность в самореализации как предъявления своей уникальности определяет смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» для окружающего мира. Из этого следует, что одной из основных социально-педагогических проблем, предъявляемых сегодня системе воспитания и образования, является развитие способности личности к творческой самореализации и формирование потребности в ней. Творческая самореализация — основополагающая категория педагогики саморазвития, эффективность которой проявляется в личностных достижениях. Вместе с тем, это процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала, своих задатков и способностей в различных видах деятельности, осуществляемых в условиях свободного выбора. Мы определяем творческую самореализацию как умение предъявить окружающим свою индивидуальность, способность выразить свои чувства и мысли, используя разнообразные выразительные средства различных видов искусств и прежде всего музыки. Цель: Выяснить, потребность в самореализации через музыку. Задачи: 1. Узнать, что такое музыка. 2. Узнать, чем полезна самореализация через музыку. 3. Доказать, актуальность самореализации через музыку. Гипотеза: Актуальна ли на данный момент в современном мире самореализация через музыку? На протяжении исследования, я пользовалась различными методами. Лучше всего для работы с такого рода материалом подходит изучение интервью с людьми, имевшими опыт самореализации через музыку, также опросы знакомых. Ещё я изучала множество статей с подобного рода информацией. Такие методы исследования наиболее практичны и удобны для домашнего ознакомления с данной темой. 2.Теоретическое обоснование самореализации человека с помощью музыки 2.1 Что такое музыка Музыка, вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Музыка — это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного. Музыка – это воздух. Музыка это то, что мотивирует каждого из нас и в некоторых случаях заставляет двигаться вперёд на встречу к своей цели. Если вы хотите, чтобы всё было хорошо, то вам нужно слушать музыку. Она расслабляет, заставляет тело отдохнуть и не только тело, а душу. С музыкой вы можете лечь и раствориться. Музыка - это то, что может менять ваше настроение. Вы будете чувствовать себя так, как вы слушаете музыку. Вы можете слушать ту музыку, которая вас веселит, и вы заметите, как меняется ваше настроение. Посредством грамотно подобранной музыки легко получится перейти из одного состояния в другое. Музыка помогает человеку отвлечься от житейских забот и хлопот, а также настроиться на определённый событийный ряд. С её помощью можно расслабиться. Музыка выступает в качестве эффективного способа погружения в определённое состояние. Она выступает источником эмоций. Таковая способна придать обстановке некоторый шарм. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная, симфоническая, камерная и др. На жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. (1) Ноты в музыке – это инструменты для моментальной фиксации на письме звуковой волны конкретной частоты. Такие предопределенные записи формируют целый ряд, из которых составляется музыка. Каждая нота имеет свое название и определенную частоту, диапазон. Идея упорядочить названия нот принадлежит музыканту и монаху из Флоренции Гвидо д’Ареццо. Благодаря его стараниям нотная грамота появилась в XI веке. Причиной стало затрудненное обучение певчих монастыря, от которых монах не мог добиться слаженного исполнения церковных произведений. Чтобы разучивать композиции было проще, Гвидо обозначал звуки специальными квадратиками, которые позже стали называть нотами. По-русски: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. По-английски: C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), B (Си). Каждая музыкальная октава состоит из 7 нот. Идея назвать первые шесть нот принадлежит Гвидо д’Ареццо. Они дошли до наших дней, практически не изменившись. Монах взял по первому слогу с каждой строки гимна, который католики исполняли в честь Иоанна Крестителя. Гвидо сам создал это произведение, что называется «Ut queant laxis» («Чтобы в полный голос»). Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу. Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные: марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония. вокальные жанры: ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл. Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают: обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей, массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями, концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора, театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций. Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, серьёзная опера и комическая также являются жанрами. О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой и характером содержания. Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения. (4) 2.2 Формирование творческой самореализации с помощью музыки В нашем мире множество разных способ помощи для самореализации, но каждый из нас выбирает свой путь, хотя есть у нас один общий признак. Это удивительно, но человек просто не может жить без музыки. Ему необходима эмоциональная подпитка определённого качества и количества. Стоит человеку сказать, какая музыка ему нравится, как можно многое понять о его характере или существующих потребностях в конкретный момент. Музыкальные композиции действительно могут влиять на организм и состояние, что многократно доказано. Именно поэтому многие отдают предпочтение такому досугу, как прослушивание музыки. Указанным образом люди ищут нужное настроение либо поддерживают уже присутствующее. Музыка выступает в роли «энергетика». Мозг способен определённым образом отвечать на различные звуковые сочетания. При этом музыка безопасна и разрешена для прослушивания в неограниченном количестве. Она не вызывает привыкания. Просто человек может с нетерпением ожидать того момента, когда у него получится расслабиться под любимую мелодию, погрустить или потанцевать. Музыка сродни математической формуле. Поэтому она такая правильная и красивая. Музыка действительно способна сделать человека счастливым, причём совершенно бесплатно. Зачастую, чем проще мелодия, тем большему количеству людей она нравится. Всё в этом мире построено на базе красоты. Сознание человека тянется к правильным формам. При этом она полна шарма, харизмы и обаяния. (1) Музыкальное искусство в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями выразительных средств. Еще Л. С. Выготский указывал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» Музыкальная деятельность – это различные способы познания музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Человек приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д. Для современной музыкальной педагогики является очень важным правильное понимание сущности двух понятий: музыкальное творчество и педагогическое целенаправленное музыкальное образование. Идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и музыкального творчества в свое время обосновала Н.А. Ветлугина, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, насколько эти процессы тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Э.П. Костина в своих исследованиях подтвердила огромное значение музыкально-творческого развития современных дошкольников: творческие задания, начиная с младшего дошкольного возраста, систематически включающиеся в музыкальную деятельность, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развивают воображение, образное мышление, эмоции. Ребенок-дошкольник охотно включается в такие задания, важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к вариативным самостоятельным действиям, развивающие способность применения уже усвоенного в новых условиях. Это становится возможным благодаря особенностям психического развития старших дошкольников, которые свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их эстетического, музыкального и творческого опыта. Согласно современным исследованиям, к шести-семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей: эстетическое восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания произведений искусства и их индивидуальной интерпретации. Формируется оценочное отношение к произведениям искусства. На основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал. Более явно, чем раньше, проявляется интерес к музыке, произведениям живописи, художественному слову, пластическому движению. Я считаю необходимым отметить, что развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальнейших задач музыкального воспитания. Подчеркивая воспитательную ценность, Б.В. Асафьев утверждал: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу». Многие психологи и педагоги отмечают близость детского творчества духовной сущности ребенка. В этой связи Б.М. Теплов подчеркивал: «Раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития. Вполне естественно для ребенка. И вполне отвечает его потребностям и возможностям». Чем больше и лучше овладевает ребенок музыкальными представлениями, умениями и опытом, чем свободнее он ими оперирует, применяя в различных видах деятельности, тем богаче становятся и его творческие проявления. Существует предположение, что истоки таких проявлений закладываются уже в раннем детстве. (5) Б. М. Теплов подчеркивал, что эстетическое воспитание не может быть полноценным, если ограничиваться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе музыкальное творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять. Музыкально-творческая деятельность ребенка отличается от такой же деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: двигательные, вокальные, инструментальные, изобразительные, словесные. Этот вид творческой деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение. Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу: сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, в дальнейшем – к первым творческим попыткам создания своего произведения, осуществления собственного замысла. Все это уже может рассматриваться как первоначальное продуктивное музыкальное творчество, интересное и нужное не только для самого человека, но и для окружающих. При систематизации природы творческого процесса, были выделены следующие этапы развития музыкально-творческих способностей: накопление впечатлений, спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях, импровизации двигательные, речевые, музыкальные: преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества, создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического; собственное музыкальное творчество. Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия: достаточно развитое музыкальное восприятие, определенный объем знаний, умений и навыков в том или ином виде музыкальной деятельности (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты творческих проявлений), заинтересованность педагога и его подготовленность: уверенность в необходимости развития творческих способностей, готовность к реализации этой задачи, умение объяснить, и нацелить на создание музыкальных образов, выбор интересных заданий, связанных с необходимостью творческих проявлений, создание творческой атмосферы на занятии, наличие необходимых технических средств обучения, атрибутики. Уделяя большое внимание музыкально-творческой деятельности, педагог попадает в поле «игровой творческой педагогики». Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Его создание требует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем. (3) Таким образом, можно утверждать, что музыкально-творческая деятельность людей протекает в обстановке эмоционального подъема, что способствует их внутреннему раскрепощению. Люди, овладевая разнообразными средствами творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала и формированию потребности в творческом самовыражении и самореализации. 3. Практическое обоснование потребности в самореализации через музыку 3.1 Музыка, способствующая самореализации человека, тестирование Я провела опрос среди знакомых взрослых и друзей подростков, опрошено 30 человек. 1. Часто ли вы слушаете музыку? А) Да, часто, ответило 71% , Б) Редко, иногда, ответило 25% , В) Очень редко или не слушаю, ответило 4%. 2. Включаете ли вы музыку когда чем то занимаетесь? А) Да, это помогает делу, ответило 44%, Б) Если включаю не вслушиваюсь, ответило 36%, В) Нет 20%. 3. Помогает ли вам музыка настраиваться? А) Да, ответило 79%, Б) Иногда, редко, ответило 17%, В) Нет, ответило 4%. 4. Вы слушаете какие то определенные жанры? А) Да, мне нравиться несколько жанров которые я слушаю, ответило 36%, Б) Меломан, слушаю что понравиться, ответило 60%, В) Редко слушаю музыку, ответило 4%. 5. Помогла ли вам музыка в каком либо творчестве? А) Да, ответило 68%, Б) Наверно, может быть, ответило 32%, В) Нет, ответило 0%. 6. Умеете ли вы играть на каких либо музыкальных инструментах? А) Да, на одном или нескольких, ответило 43%, Б) Немного умею, ответило 47%, В) Не умею, ответило 10%. 7. Получаете ли вы положительные эмоции от игры на музыкальных инструментах? А) Да, мне нравится играть на них, ответило 49%, Б) Играю не часто, но мне нравится, ответило 41%, В) не умею играть, ответило 10%. 8. Как вы считаете можно ли самореализовываться с помощью музыки? А) Да, это способствует творческому развитию и объединяет людей, ответило 59%, Б) Наверно, ответило 35%, В) Нет, не знаю, ответило 4%. 9. Какая музыка по вашему мнению способствует самореализации? А) Ритмичная, энергичная, быстрая, ответило 33%, Б) Спокойная, медленная, тихая, ответило 33%, В) Тяжелая, громкая, взрывная, ответило 34%. 10. Помогла ли вам музыка самореализоваться? А) Да, через музыку можно узнать много нового, ответило 69%, Б) Наверно, не задумывался над этим, ответило 31%, В) Нет, ответило 0% По итогам подсчётов всех данных, мы выяснили, что: 4% людей не слушают музыку вообще; 36% людей редко слушают музыку, как средство саморазвития; 60% людей воспользовались музыкой для самореализации. 4% 60% 36% 3.2 Анализ тестирования «Музыка, способствующая самореализации человека» У каждого из нас разные потребности, вкусы, занятия и мечты. Мы все разные, но каждый из нас любит мечтать. Мечты не всегда можно воплотить в жизнь, но те, что можно, люди стараются исполнить. И каждый из нас пытается это сделать по-своему. Не всегда люди могут сконцентрироваться на своих целях правильно, поэтому они ищут ответы в музыке. Но у каждого из нас разные вкусы в музыке. Это может подтвердить вопрос из моего тестирования под №9 «Какая музыка по вашему мнению способствует самореализации?». По итогам этого вопроса процент ответов вариантов «А», «Б», «В» были одинаковы. Из этого можно вывести, что у каждого человека разные вкусы в музыке. Кому-то помогает в самореализации быстрая, ритмичная, кому-то медленная, тихая. Также, из результатов вопроса №6 «Умеете ли вы играть на каких либо музыкальных инструментах?», я отметила, что из большинства отвечавших, были музыканты или люди, ознакомленные с каким-то инструментом. Это означает, что люди, пытавшиеся самореализоваться через музыку, когда-то имели возможность играть на каком-либо музыкальном инструменте. Из этого я выяснила, что в 60% случаев людям действительно помогла музыка самореализоваться. Множество, опрошенных мною, людей ответило вариант «А» или «Б». По моим подсчётам можно было отследить, что именно эти варианты ответов были высоко оценены, и из-за этого большой процент вышел в результате опроса. 4. Заключение Изучая данную тему, я отметила для себя очень много немало важных вещей. Я познакомилась с большим количеством людей, которые были совершенно разные, но был у них один общий интерес – музыка. Музыка служила им только средством для исполнения их желаний и мечт, но она очень помогла в самореализации. Так что вспоминая вопрос, который поставила перед собой в начале исследования «Актуальна ли на данный момент в современном мире самореализация через музыку?», теперь могу дать точный ответ: музыка – это не только звуки, мысли автора, это то, что мотивирует каждого из нас и в некоторых случаях заставляет двигаться вперёд на встречу к своей цели. Стоит человеку сказать, какая музыка ему нравится, как можно многое понять о его характере или существующих потребностях в конкретный момент. Музыкальные композиции действительно могут влиять на организм и состояние, что многократно доказано. Именно поэтому многие отдают предпочтение такому досугу, как прослушивание музыки. Согласно современным исследованиям, к шести-семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей: эстетическое восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания произведений искусства и их индивидуальной интерпретации. Я считаю необходимым отметить, что развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальнейших задач музыкального воспитания. Люди, овладевая разнообразными средствами творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала и формированию потребности в творческом самовыражении и самореализации. Список литературы 1. https://www.niann.ru/?id=540211 2. http://www.workchild.30nar-s2.edusite.ru/musika/001.htm 3. https://topuch.ru/muzika-kak-sposob-samorealizacii/index.html 4. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskoy-samorealizatsii-muzykantaispolnitelya-v-protsesse-muzykalno-teoreticheskoy-i-kompozitsionnoy-deyatelnosti/viewer 5. https://music-education.ru/kakie-byvayut-zhanry-muzyki/ Приложение 1 1. Часто ли вы слушаете музыку? А) Да, часто Б) Редко, иногда В) Очень редко или не слушаю 2. Включаете ли вы музыку когда чем то занимаетесь? А) Да, это помогает делу Б) Если включаю не вслушиваюсь В) Нет 3. Помогает ли вам музыка настраиваться? А) Да Б) Иногда, редко В) Нет 4. Вы слушаете какие то определенные жанры? А) Да, мне нравиться несколько жанров которые я слушаю Б) Меломан, слушаю что понравиться В) Редко слушаю музыку 5. Помогла ли вам музыка в каком либо творчестве? А) Да Б) Наверно, может быть В) Нет 6. Умеете ли вы играть на каких либо музыкальных инструментах? А) Да, на одном или нескольких Б) Немного умею В) Не умею 7. Получаете ли вы положительные эмоции от игры на музыкальных инструментах? А) Да, мне нравиться играть на них Б) Играю не часть но мне нравиться В) Не умею играть 8. Как вы считаете можно ли самореализовываться с помощью музыки? А) Да, это способствует творческому развитию и объединяет людей Б) Наверно В) Нет, не знаю 9. Какая музыка по вашему мнению способствует самореализации? А) Ритмичная, энергичная, быстрая Б) Спокойная, медленная, тихая В) Тяжелая, громкая, взрывная 10. Помогла ли вам музыка самореализоваться? А) Да, через музыку можно узнать много нового Б) Наверно, не задумывался над этим В) Нет Ответ А – 3бала, Б – 2бала, В – 1бал Оценка от 1 до 10 – люди которые не слушают музыку, от 10 да 20 – редко слушают музыку, от 20 до 30 - Пермь - 2021 |