Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 вопрос: Почему сознание не существует без самосознания

  • 3 вопрос: Что такое общественное сознание Как оно связанно с понятием «общественное бытие»

  • Научные методы эмпирического уровня познания

  • Научные методы теоретического уровня познания

  • Существуют различные трактовки понятия «истина»

  • ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

  • 7 вопрос: В чём суть проблемы метода и методологии в научном познании

  • 8 вопрос: Какова роль диалектики как философского метода в научном познании Диалектика

  • ПГ-1 Философия Контрольна работа №3 Вариант 4. Контрольная работа 2 4 вариант 1 вопрос Почему сознание не существует без самосознания


    Скачать 33.82 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа 2 4 вариант 1 вопрос Почему сознание не существует без самосознания
    Дата31.10.2021
    Размер33.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПГ-1 Философия Контрольна работа №3 Вариант 4.docx
    ТипКонтрольная работа
    #260093

    Контрольная работа №2

    4 вариант


    1 вопрос: Почему сознание не существует без самосознания?

    Направляя познавательную активность на себя, сознание становится самосознанием, в результате чего сознание выступает средством выделения человека из мира, способом взглянуть на себя «извне».

    Самосознание – это осознание субъектом самого себя, состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей лица, системы ценностей, преимуществ и стремлений). В некоторых случаях самосознание включает самооценку. Самосознание - одно из центральных понятий классической западной философии. Согласно Декарту, самосознание - единственное достоверное, бесспорное знание, которое поэтому может выступать основанием всей системы знания.

    Вместе с тем понимание самосознания связано с серьезными трудностями. Как факт психической жизни самосознание, бесспорно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Но каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мнения, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? И кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится?

    Решающим для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие является необходимым условием восприятия внешнего мира, существующего независимо от воспринимающего субъекта. Субъект видит свои руки, ноги и другие части тела, слышит и видит свои шаги, слышит звуки собственного голоса, чувствует движения своих конечностей и головы, получает разного рода информацию от всех частей тела. Это позволяет ему специфицировать свое изменчивое положение в реальном мире и воспринимать реальные ситуации такими, какими они есть.

    Высшая форма самосознания - рефлексия, когда субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в том числе и своего Я. Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщенного другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка. В отличие от простых форм самосознания рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и свое я, свои установки и системы ценностей. В акте рефлексии Я делает себя собственным объектом.

    Самосознание не является особенным «внутренним взглядом», который разглядывает некоторые идеальные образования, размещенные в поле сознания как в картинной галерее. Акт самосознания - это получение знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном содружестве системам ценностей.

    Самосознание - это деятельность мышления. Как деятельность мышления самосознание может приводить к ошибкам. Так, субъект может допускать ошибки при восприятии собственного тела. Например, неправильно локализовать место боли, ощущения интенсивности боли может зависеть от разных факторов, хотя сама боль может не меняться. Однако ошибок при самовосприятии тела гораздо меньше, чем при восприятии внешних тел, что объясняется максимальной близостью объекта восприятия и воспринимающей системы.

    Сознание невозможно без самосознания. Без самосознания субъект не может контролировать собственные действия - как внешние, так и внутренние (работу мышления, воображения, желания). Высшая форма самосознания - рефлексия, когда субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами коммуникации.

    Сознание - это специфическое проявление духовной жизнедеятельности человека, связанной с познанием, которое делает неизвестное известным. Познавательно направляя себя на реальный мир, сознание трансформирует его натуралистические и психологические параметры, трансформирует их в идеальный мир.


    2 вопрос: Почему сознание не существует без самосознания?

    Бессознательное детерминирует, определяет сознание, являясь объективным по отношению к нему фактором. Эта детерминация скрыта от сознания, не представлена в его опыте. «Непредстав- ленность» бессознательного в сознании создает иллюзию свободы последнего.

    Еще Б. Спиноза понял, что поступками человека часто движут причины, не осознаваемые им, а потому утверждал, что бессознательная мотивация — основа человеческого рабства. Освободиться от этого рабства можно, если идти по пути осознания скрытых источников и причин наших мыслей, поступков и т.д.

    Эти идеи Спинозы воспринял и развил К. Маркс. Он показал, что объективными факторами, влияющими на содержание сознания человека, является социальное и экономическое его бытие, которое складывается за «спинами» людей в систему объективных закономерностей. Реальные индивиды в своей жизни руководствуются множеством индивидуальных целей. Их суммарная реализация формирует общественные закономерности. Сам факт этого формирования не представлен в сознании отдельного индивида, является бессознательным процессом. По Марксу, индивид «повторяет» в своем сознании социальное бытие, но при этом он не осознает ни то, как формируется социальное бытие, ни то, как оно детерминирует его сознание. Человеку кажется, что его сознание свободно. В действительности же оно определено объективными факторами, действующими «за его спиной».

    Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление, являясь условием выхода на путь освобождения от рабства, происходит только в ходе изменения общественного устройства. Человек не может освободиться от господства бессознательного в одиночку: необходимо освобождение всего общества. Маркс считал, что господство бессознательного может быть преодолено только в таком обществе, в котором общественные отношения людей (разделение труда, производство, распределение, обмен, потребление общественного богатства) будут взяты под сознательный контроль самими людьми. В этом и заключался один из смыслов идеи коммунизма: сознательное построение людьми своего способа жизни и общения. В таком обществе, считал Маркс, люди избавятся от социального бессознательного, являющегося причиной и основой духовного, а следовательно, и всякого иного рабства человечества.

    Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания 3. Фрейда, о котором мы уже говорили. Именно ему принадлежат слова о том, что человек «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно».

    В упрощенной форме суть учений Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке живет великая сила — «бессознательное», или «Оно». Этой силой управляет либидо — психическая энергия сексуальных влечений. В структуре человеческого опыта присутствуют также общественные нормы и ценности, которые Фрейд называл «Сверх-Я», или культура. Она выполняет репрессивные функции, ограничивая произвол человеческих инстинктов, и прежде всего сексуальных. Сознание человека находится под влиянием, с одной стороны, «Оно», а с другой — «Сверх-Я». В результате содержание сознания формируется под действием факторов, не осознаваемых человеком. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; но пока живо его тело, человек не может полностью освободиться от силы инстинктов.

    Задача состоит в том, считал Фрейд, чтобы уравновесить действие этих бессознательных для человека и его сознания сил. Если же культуру, «Сверх-Я», начнет жестко вытеснять «Оно», это может привести к психическим срывам отдельных людей и даже спровоцировать всякого рода социальные напряжения. Если же «Сверх-Я» ослабит свои репрессии против «Оно», человечество погрузится в мрак бескультурья, где будут господствовать скрытые пороки, тайные желания и инстинкты.

    Фрейд был уверен, что разум и сознательный опыт сумеют найти динамическое равновесие между «Сверх-Я» и «Оно». В противном случае человек обречен на духовное рабство. Ученый считал, что люди должны осознать детерминанты своего сознания и тем самым сделать себя «хозяевами своего собственного дома», т.е. своего «Я». В отличие от Маркса, он не связывал освобождение человека и его сознания от власти бессознательного с общественными изменениями. Фрейд исходил из того, что в любом обществе можно «вылечить» индивида от «несвободы», если помочь ему прояснить те бессознательные мотивации, которые были глубинной, истинной причиной его поведения и душевного

    смятения. Все свои надежды на освобождение людей из плена бессознательного Фрейд, в отличие от Маркса, возлагал не на социальную революцию, а на деятельность врачей-психоаналитиков.

    В конце XX в. репрессивно-воспитательные функции культуры, «Сверх-Я», заметно ослабли, что и привело, как предсказывал Фрейд, к власти «Оно», в темный хаос которого погрузились искусство, массовая культура. Крестовый поход «Оно» на сознание людей стал реальным фактом. Если следовать учению Фрейда, то укротить буйство бессознательного, «Оно», можно только одним способом: усилить репрессивные функции культуры, «Сверх-Я», и тем самым поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды.


    3 вопрос: Что такое общественное сознание? Как оно связанно с понятием «общественное бытие»?

    Над тайнами своего бытия люди стали задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:

    1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;

    2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);

    3) воспроизводство самого человека как социального существа;

    4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).

    Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение общественного бытия + общ. сознание оказывает на общество обратное воздействие. Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.

    Сюда входят:

    1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;

    2) вопросы закономерностей общественного развития;

    3) проблемы направленности исторического процесса;

    4) проблемы периодизации истории;

    5) вопросы источников и движущих сил развития общества.

    Формы общественного сознания.

    По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

    Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

    Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

    Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

    Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

    Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

    Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

    Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

    Культура и цивилизация: философский аспект.

    Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.

    Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

    В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

    Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием.

    4 вопрос: Какова роль практики в процессе познания.

    Практика — активная чувственно-предметная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности (природы и общества). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, в ходе которой изменяется, и он сам.

    В процессе практики человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Практика — целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

    Важнейшие формы практики:

    • • материальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия»;

    • • социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т.п.);

    • • научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

    Основные функции практики в процессе познания:

    1. Практика является источником познания, потому что знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли на необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

    2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается, в конечном счете, задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

    3. Практика является целью познания, ибо она осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, но и в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию.

    Знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Тем самым конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Но не все знания возникают непосредственно «по заказу» практики.

    4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этом см. ниже).

    Открытие практической социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Было доказано, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а следует разбирать, как из незнания является знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.

    Оказалось, что познание и внешний мир развиваются по одним и тем же всеобщим законам. Эти два ряда законов изучает диалектика, которая выступает не только как учение о познании, как теория познания. Вместе с тем никакое знание не может быть выражено иначе, как в определенных формах и принципах мышления, которые изучает логика. Поэтому важнейшей характерной особенностью диалектико-материалистической теории познания является то, что она есть одновременно и диалектика, и логика. Законы и категории диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления.

    5 вопрос: Назовите элементы и уровни научного познания.

    Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и т.п. Однако все перечисленные виды фектофиксирующей деятельности планируются, конструируются теорией, концептуально осмысливаются и постулируются.

    Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, чувственное познание ему подчинено, объект отражается со стороны универсальных внутренних связей и закономерностей, происходит постижение его сущности, законов функционирования и развития. Важнейшая задача теоретического познания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

    Рассматриваемые уровни научного познания различаются методами исследования.

    Научные методы эмпирического уровня познания:

    - наблюдение – целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (наблюдается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими объектами, благодаря применению приборов);

    - описание – закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем, оно может быть двух видов: качественным и количественным;

    - измерение – одна величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон);

    - эксперимент – предполагает изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.

    Научные методы теоретического уровня познания:

    - формализация – отображение содержательного знания в формализованном языке;

    - аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, аксиомы, из которых выводятся чисто логическим путем всего остального утверждения данной теории. Для этого формулируются соответствующие правила вывода;

    - гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах;

    - восхождение от абстрактного к конкретному – познание восходит от чувственно-конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к мысленно-конкретному в теории;

    - исторический метод – изучение реальной истории предмета, логический метод, раскрывает объективную логику, которая воспроизводит в снятом виде основные черты (закономерности) исторической эволюции объекта. Оба эти метода могут применяться только в их единстве и взаимообусловливании;

    - анализ – мысленное разделение изучаемого объекта на составные части и их исследование; и синтез – их мысленное воссоединение на основе проведенного анализа в целое;

    - индукция – движение мысли от единичного к общему, и дедукция, представляющая собой обратный процесс (от знания общего к знанию единичного);

    - аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между разными предметами с дальнейшим «переносом» определенных свойств, обнаруженных у одного предмета, на другой;

    - абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений объекта с одновременным выделением интересующих ученого его свойств;

    - идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности;

    - моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, представляющей собой определенный, хотя и упрощенный аналог оригинала; моделирование может быть предметное, знаковое (математическое) и компьютерное.

    Выделенные уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот.

    Формы научного познания фиксируют структурную организацию знания. К числу основных относятся следующие:

    - проблема – форма знания о незнании. Данный процесс включает в себя два момента: постановку и решение;

    - гипотеза форма вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией;

    - теория – целостная развивающаяся система истинного знания, отображающая закономерные связи определенной области действительности.

    Функциями теории являются:

    - синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;

    - объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения, развития и т.п.;

    - методологическая – на основе теории формируются методы, способы и приемы исследования;

    - предсказательная – на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов, свойств, связей между явлениями (научное предвидение);

    - практическая – теория является руководством для соответствующей формы практической деятельности.

    6 вопрос: Назовите критерии истины.

    Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.

    Существуют различные трактовки понятия «истина»:

    • соответствие знаний действительности;

    • то, что подтверждено опытом;

    • некое соглашение, конвенция;

    • свойство самосогласованности знаний;

    • полезность полученного знания для практики.

    Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.

    Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

    Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.

    Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.

    ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

    • Соответствие законам логики.

    • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.

    • Соответствие фундаментальным законам.

    • Простота, экономичность формы.

    Практика.

    Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.

    Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

    Характерные черты практики:

    Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

    Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

    Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

    Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).


    7 вопрос: В чём суть проблемы метода и методологии в научном познании?

    Возникающие в науке методологические проблемы не сводятся, конечно, к необходимости разработки и применения общефилософского метода познания. Эта же задача стоит в отношении всех используемых в современной науке методов исследования, как общенаучных, так и частных. В настоящее время в каждой развитой науке сложились особые разделы, специализирующиеся на разработке применяемых в ней методов и средств научного познания. «Кроме того, результаты, получаемые в одной науке и представляющие в ней содержательное знание соответствующей области действительности, могут использоваться в других науках, а также и в ней самой при решении других проблем, в качестве познавательных средств (так, математические методы применяются почти во всех остальных науках, физические методы в химии, биологии И т. д.).

    Методология научного познания не сводится поэтому лишь к философии, а охватывает всю сферу научной деятельности по разработке познавательных средств. В принципе всякое истинное знание в определенной связи может выступать в качестве такого средства, и любая наука в этом отношении обладает методологическим значением. Вместе с тем разработка методов и средств научного познания предполагает решение многообразных методологических проблем. Одни из них могут быть решены в рамках отдельных специальных наук, другие требуют выхода за их пределы. Неизбежно при этом возникают такие методологические проблемы, решение которых является условием и средством разработки всех других специальных познавательных средств. Такие проблемы и образуют сферу всеобщей философской методологии, тогда как отдельные конкретные науки, даже такие, как математика, могут играть роль лишь специальной методологии, хотя и различной степени общности.

    Таким образом, в современной науке существуют различные уровни методологии, которые вместе с тем неразрывно связаны друг с другом. В ходе развития познания отдельные методологические проблемы нередко переходят с одного уровня на другой. Так произошло с проблемами, решаемыми формальной логикой, превратившейся в настоящее время в специальную науку. Исследование различных уровней научной методологии и их взаимной связи само является актуальной методологической задачей. В этом направлении ведется интенсивная работа и уже получены определенные результаты.

    Одной из важнейших задач философской методологии является общее определение метода познавательной деятельности. Такое определение необходимо для разработки познавательных средств ка всех методологических уровнях. В общем виде решение этой задачи включает три аспекта: во-первых, выяснение происхождения методов познавательной деятельности, во-вторых, раскрытие их гносеологической природы и, в-третьих, выяснение механизма их применения в процессе познания.


    8 вопрос: Какова роль диалектики как философского метода в научном познании?

    Диалектика– это учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных этими качествами методах познания и деятельности. Понятие "диалектика" (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) ввел в обращение древнегреческий мыслитель Сократ. Сократ понимал диалектику как метод достижения истины в диалоге путем борьбы мнений, выявления противоречий в позициях спорящих сторон. Становление диалектики, как ядра философского мировоззрения и метода поиска истины, шло по пути углубляющегося осознания того фундаментального обстоятельства, что противоречивость, столкновение противоположных сторон имеют место не только в человеческой деятельности, спорах и дискуссиях, но являются всеобщим, коренным качеством бытия, присущим любому объекту. Добро и зло, истина и заблуждение, анализ и синтез, ассимиляция и диссимиляция, положительный и отрицательный полюса магнита, жизнь и смерть, материализм и идеализм – все это примеры полярных противоположностей, взаимодействие которых пронизывает все уровни бытия и в существенной степени определяет развитие объектов, формирование их качеств и тенденций движения. Понять мир без учета присущей ему полярности, противоречивости явлений невозможно. С другой стороны, по мере развития науки и философии накапливалось все больше свидетельств тому, что выявление противоречий в объектах действительности и исследование путей их разрешения – это универсальный и очень плодотворный путь поиска истины в познании. Спор, в котором, как известно, рождается истина - лишь частный случай движения мысли к сущности явлений через противоречие. Таким образом, изначальной коренной идеей, определявшей развитие диалектики на протяжении многих веков, является идея противоречивости бытия, познания, всего сущего, а также плодотворности познания явлений через исследование присущих им противоречий.


    написать администратору сайта