Главная страница
Навигация по странице:

  • Фараби

  • Известны три вида комментариев

  • По содержанию произведения Абу-Насра Фараби можно разделить на следующие группы

  • Первая ступень

  • четвёртая ступень — четвёртая при­чина

  • Первопричина — это бог

  • Третью ступень, или начало, составляет некий абстрактный космический разум

  • Четвёртая, пятая и шестая причины

  • аль фараби. Философские взгляды Аль. Трактаты По тематике философские исследования


    Скачать 18.71 Kb.
    НазваниеТрактаты По тематике философские исследования
    Анкораль фараби
    Дата22.11.2022
    Размер18.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософские взгляды Аль.docx
    ТипДокументы
    #805778

    Философские взгляды Аль-Фараби

    Трактаты:

    По тематике философские исследования Фараби охватывают почти все отрасли средневековой науки. В совокупности их можно назвать энциклопедией знаний того времени. Как показывает содер­жание отдельных трактатов, Фараби больше всего интересовался теоретической стороной различных наук, их философским смыслом. Рассматривая даже отдельные конкретные науки той или иной науч­ной дисциплины, он подходил к ним не как эмпирик, а как теоретик, философ.

    Достижения греческой естественно-научной мысли и общественно-философских идей в услови­ях господства религиозной ортодоксии явились важным источником просвещения и распространения светских знаний. Свою деятельность по пропаганде греческой философской мысли Фараби осуществлял двумя способами: во-первых писал комментарии к крупным сочинениям древнегреческих мыслителей и естествоиспытателей, стремясь сделать их доступными и понятными читателям, объясняя трудные места, зачастую излагая их своими словами; во вторых, посвятил специальные работы анализу и рас­крытию общего содержания и направления отдельных важных сочинений греческих мыслителей. Те сочинения, к которым философ предпослал свои комментарии, весьма ярко характеризуют его науч­ные интересы.

    Известны три вида комментариев:

    а)  большой комментарий, где по каждым главам и разделам комментируемого произведения отдельно приводятся цитаты — высказывания автора, а затем даётся объяснение к ним.

    б)  средний комментарий, где цитируются только первые слова текста каждого параграфа комментируемого сочинения, а остальные — объясняются.

    в)  малый комментарий — парафраза или анализ комментируемого произведения, где комментатор говорит от своего собственного имени. Он излагает учение комментируемого философа, прибавляя что-либо или опуская, приводя из других трактатов то, что может пополнить данную мысль, уста­навливая порядок по своему выбору.

    Парафразы отражают не только тематику и общее содержание рассматриваемого сочинения, но и мысли, воззрения, идеи самого автора, избравшего данное сочинение. Очевидно, парафразы пресле­довали две цели: во-первых, просветительную — ознакомить читателей с произведениями древнегре­ческой естественно-научной и философской мысли; во вторых, они служили лучшим средством для выражения прогрессивных идей самого комментатора.

    Составление комментариев к произведениям греческих философов и написание различных сочи­нений о них — это лишь первый этап научной деятельности Фараби, отражавший определённую ста­дию развития его философских интересов. Большая часть трудов Фараби — это оригинальные как по тематике, так и по содержанию сочинения, результат самостоятельного исследования по актуальным проблемам средневековой социально-культурной мысли. Появление их, на наш взгляд, связано со вторым этапом его деятельности, с периодом его научной зрелости, расцвета творческой самосто­ятельности и исследовательских способностей.

    По содержанию произведения Абу-Насра Фараби можно разделить на следующие группы:

    • -    трактаты по общефилософским проблемам, т.е. посвященные общим свойствам, законам и раз­личным категориям;

    • -    трактаты, посвященные философским аспектам познавательной деятельности человека, т.е. о формах, ступенях и способах познания;

    • -   трактаты о началах, предмете, содержании и тематике философии и различных конкретных на­- трактаты, посвященные изучению количественных, пространственных и объёмных отношений материи, т. е. арифметика, геометрия, астрономия, музыка;

    • -    трактаты, рассматривающие различные свойства материи и её виды, свойства неорганической природы, животных и человеческого организма, т.е. работы по естественным наукам: физике, химии, оптике, медицине, биологии и др;

    • -    трактаты по лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии;

    • -    трактаты, посвященные общественно-политической жизни, особенностям социального строя, вопросам государственного управления, нравственности и её категориям, проблемам воспита­ния, т. е. работы по государствоведению, политике, этике, педагогике, и др.

    Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол), четвёртая ступень — четвёртая при­чина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).

    Всё, что существует, и всё, что нам известно в этом мире, исходит из этих шести основ (начал), причём всё существующее, в том числе и эти начала, по своему характеру, принципам и возможнос­тям разделяются на два вида. К первому принадлежат вещи, из сущности которых не вытекает с необ­ходимостью их существование. Вещи этого вида называются «возможно сущими» (вужуди мумкин). К другому виду относятся вещи, из сущности которых всегда и необходимо вытекает их существова­ние. Вещи этого вида называются «необходимо сущими» (вужуди вожиб), т.е. существующими сами по себе.

    Первопричина — это бог. Только ему присуща единственность, тогда как остальным пяти нача­лам — множественность. Второй причиной, образующейся из первой, является бытие небесных тел, которые по своей природе отличаются от тел земных. Третью ступень, или начало, составляет некий абстрактный космический разум, функция которого заключается в заботе о разумном животном и стремлении довести его до степени совершенства.

    Четвёртая, пятая и шестая причины непосредственно связаны с реальными земными предмета­ми, с материальными вещами. В философской системе Фараби основное внимание уделяется рас­смотрению этих трёх последних ступеней бытия. Именно в изложении их раскрываются содержание и сущность естественно-научных и философских идей философа — всё то ценное и положительное, что им было достигнуто.

    Фараби ограничивает власть бога путём отстранения его от вмешательства в природу. Это даёт мыслителю широкую возможность для рассмотрения изменений и развития природы по своим есте­ственным законам, для утверждения идей о господстве в природе причинно-следственных отноше­ний, утверждения свободы воли и возможности достижения счастья человеком в земной жизни.

    Самое главное заключается в том, что в результате подобного рассмотрения Фараби делает мате­риалистический в своей основе вывод о вечности мира, природы и неисчезаемости материи. Он пи­шет: оно, «необходимо сущее» есть причина бытия всех вещей в том смысле, что оно наделяет их вечным существованием и вообще отрешает их от несуществования.


    написать администратору сайта