АЛЬ-ФАРАБИ. Альфараби философские, социальноэтические и эстетические взгляды
Скачать 12.24 Kb.
|
Министерство науки и образования Республики Казахстан Казахский Национальный педагогический университет имени Абая Факультет филологии РЕФЕРАТ Тема:АЛЬ-ФАРАБИ: ФИЛОСОФСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Подготовили: РКО-203 Абжаппарова Ажар Дархан Умит Елеусизова Акниет Жаксыбай Акбилек Жумадилда Улжан Проверил: Агибай Али Абу Наср Аль-Фараби родился в 870 году в одном из крупных политических, культурных, торговых центров, в городе Фараб (Отрар), который также являлся узловым пунктом караванных дорог Центральной Азии, одним из посредников между Русью, Персией и другими государствами. На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему. О значении трудов и важности деятельности Абу Насра аль-Фараби свидетельствует и то огромное, все усиливающееся внимание, которое уделяется изучению его богатого научного наследия. Настоящая работа посвящена анализу этических воззрений в творчестве Абу Насра аль-Фараби, которое, способствует нахождению ответов на вопросы, возникающие в процессе воспитания личности, формирования гуманистических взглядов, а также развития его нравственных качеств. Для понимания социально-этических взглядов аль-Фараби особый интерес представляет труд «Сущность «Законов» Платона», в котором философ проводит сопоставительный анализ и которое свидетельствует о своеобразном и критическом восприятии платоновского сочинения. Говоря о пути достижения нравственного совершенства, философ утверждает и то, что «если человек достигает искомой цели и становится абсолютно хорошим и достойным, но идет к этой цели непохвальным путем, то это порицается. Самое лучшее — это достичь цели красиво и достойно» [1, с.150]. Помимо этого, аль-Фараби подчеркивает: «В пути приобретения привычки к справедливости, целомудрию, храбрости и других, равно как в отрицании дурных поступков, необходимо, чтобы прошло время, в течение которого человек отказывается от плохих поступков. …необходимо, чтобы была сильна надменность, с тем, чтобы сдерживать любовь от сладострастных желаний. В этом случае следует извлекать пользу от гнева, чтобы не дать своей душе всего того, что губит человека, а приучить его с самого начала к проявлению недовольства собой» Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека. Так мыслитель из города Фараб пишет: «Воспитание — это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании» [2, с. 320]. Помимо этого, философ убежден в том, что воспитательный процесс порождает разумность и подчеркивает особую роль законом в этом процессе. По содержанию произведения Абу-Насра Фараби можно разделить на следующие группы: трактаты по общефилософским проблемам, т.е. посвященные общим свойствам, законам и различным категориям; трактаты, посвященные философским аспектам познавательной деятельности человека, т.е. о формах, ступенях и способах познания; трактаты о началах, предмете, содержании и тематике философии и различных конкретных на- трактаты, посвященные изучению количественных, пространственных и объёмных отношений материи, т. е. арифметика, геометрия, астрономия, музыка; трактаты, рассматривающие различные свойства материи и её виды, свойства неорганической природы, животных и человеческого организма, т.е. работы по естественным наукам: физике, химии, оптике, медицине, биологии и др; трактаты по лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии; трактаты, посвященные общественно-политической жизни, особенностям социального строя, вопросам государственного управления, нравственности и её категориям, проблемам воспитания, т. е. работы по государствоведению, политике, этике, педагогике, и др. Научные взгляды аль-Фараби охватывают почти все философские проблемы средневековья: учение о бытии, вопросы материи и сё развития, свойства неорганического и органического мира, соотношение физического и психического, проблемы познавательной деятельности человека, формы и ступени познания; учение о логическом мышлении, связи мысли и речи, вопрос о разуме и его роли в общественной деятельности человека и т.п. Вопросы бытия, сго структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существа вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел». Аль Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культуры. Аль Фараби был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени. Вывод:Таким образом, философ акцентирует внимание на таком понятие, как счастье, считая, что и именно оно лежит в основе человеческого существования это единственная цель, к которой должны стремиться как простые люди, так и правители, которые ими управляют. Также стоит отметить, что в формировании взглядов аль-Фараби большую роль сыграла античная философия, особенно наследие Платона и Аристотеля», именно поэтому философа называли «Вторым учителем», как достойного последователя философских учений Аристотеля и Платона. В заключение необходимо отметить, что труды Аль-Фараби настолько многогранны и всеобъемлющи, что охватывают самые различные области науки и искусства. "Философских трактатов" аль-Фараби. В ней отражены общественно-политические и социально-этические воззрения, этого замечательного мыслителя на мусульманском Востоке, одноео из наиболее крупных арабо-язычных ученых. В отличие от многих восточных средневековых философов он изучал политику с философской точки зрения. Рассуждения о государственном строе, описание форм правления, установление этических и политических норм, определение назначения правителя и подчиненного, критика порочного общества - вот те вопросы, которые подняты аль-Фараби в этих трактатах. Он пытался нарисовать идеальный образец правления, благодаря которому люди могут достичь счастья. Книга рассчитана на научных работников, занимающихся вопросами истории философии, этики, социологии, психологии, на преподавателей вузов, аспирантов, студентов-философов, а также на всех, интересующихся политической философией и этикой. |